Новости

Татары сибирские // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТАТАРЫ СИБИРСКИЕ (самоназванных сибиртатар, сибиртатарлар), народ в РФ (около 190 тыс. человек в Кеме­ровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях). Живут также в Казахстане, некоторых странах Средней Азии и Турции (всего около 20 тыс. человек). Этнические группы - тоболо-иртышская (курдакско-саргатские, тарские, то­больские, тюменские и ясколбинские татары), барабинская (барабинско-туражские, любейско-тунусские и теренинско- чойские татары), томская (калмаки, чаты и эуштинцы).

 Язык - сибирско-татарский. Диалекты: тоболо-иртышский (тарский, тевризский, тобольский, тюменский, забо­лотный говоры), барабинский и томский (калмакский и эуштинско-чатский говоры). Большинство верующих - мусульмане-сунниты. Часть татар сибирских придерживается тра­диционных верований. У татар сибирских преобладают черты уральского антропологического типа, сложившегося в результате др. метисации между европеоидами и монголоидами.

В наиболее общем виде этногенез татар сибирских представля­ется в настоящее время как процесс смешения угорских, самодийскских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности. Проникновение тюрков происходило в основном 2 путями — с востока, из Минусинской котловины, и с юга — из Средней Азии и с Алтая. Видимо, первоначальные территории за­селения татар сибирских заняли другие тюрки Тюркских каганатов. В Томском Приобье определенную роль в формировании тюркоязычного населения сыграли кыргызские и телесские племена. Автохтонскими тюркскими племенами в составе татар сибирских считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно древнетюркские племена, а не кыпчаки, появившиеся позд­нее (в XI—XII вв.), образовали основной этнический компонент на первом этапе этногенеза татар сибирских. В IX—X вв. на территории Томского Приобья продвигались кимаки — носители сросткинской культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В составе татар сибирских зафиксированы племена и роды хатанов, каракыпчаков, нугаев. Наличие в тоболо-иртышской группе племен мрассы и кондомы указывает на их этногенную связь с шорскими племенами. Позднее в состав татар сибирских вливались желтые уйгуры, бухарцы-узбеки, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), ка­занские татары, мишари, башкиры, казахи. Они, за исключением желтых уйгуров, усилили кыпчакский компонент в составе татар Западной Сибири.

Подавляющую массу бухарцев сибирских составля­ли узбеки и таджики, кроме того, встречались уйгуры, казахи, туркмены и, видимо, каракалпаки, а в Сибири в отдельных случаях сибирские и казанские татары.

После монгольских походов XIII в. территория татар сибирских входила в Золотоордынское государство хана Батыя. Наиболее ранние государственные образования татар сибирских — Тюменское ханство (в XIV в. с центром в Чимге-Туре, на месте современной Тюмени), в конце XV — начале XVI вв. — Сибирское ханство (по названию поселения Сибирь или Кашлык). Рост хозяйственных и культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к возникновению новых надплеменных этнических общнос­тей. В XIV—XVI вв. сложились основные группы татар сибирских.

Этническая историятатар сибирских в рамках Русского государства была непростой, что связано с огромной территорией их расселения в Западной Сибири, определенной разобщенностью, контактами со многими народами, сложным социальным составом и другими факторами. Постепенно стабилизировались этнические территории татар сибирских, хотя отдельные их перемещения наблюда­лись еще в конце XIX—XX вв. Несмотря на территориальную разобщенность в составе Российского государства, связи между тоболо-иртышскими, барабинскимии, томско-обскими тюркоязычными группами татар сибирских создавали возможность для развития консолидационных процессов.

В годы существования СССР этническая структура консолидационных процессов изменилась мало. У барабинцев исчезло деление на группы и племена, лишь в отдельных селениях сохраняются знания о тугумах — генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли пред­ставления о делении на субэтнической группы. По мнению одних ученых, татары сибирские — самостоятельный народ, другие указы­вают на незавершенность их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой, скорее всего, не вполне сформировавшуюся этническую общность. Сибирские бухарцы окончательно вошли в состав татар сибирских к середине ХХ в. В 1960—80-е гг. имели место активные процессы сближе­ния и частичного смешения татар сибирских с волго-уральскими татарами. Во всех переписях населения СССР татары сибирские включались в состав татар.

Татары сибирские расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири — от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень, русские проживают и в самих татарских селениях, составляя в них порой 15—30 % всего населения. Значительные группы татар сибирских живут в Тюмени,Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и других городах, где былая компактность их расселения в татарских слободах исчезла. В городах Западной Сибири осели и многие волго-уральские татары. Все тюркские группы, относившиеся к татарам сибирским, в конце XVII в. насчитывали 16 тыс. человек, в конце XVIII в. — свыше 29 тыс., в конце XIX в. — 11,5 тыс. человек. Численность сибирских бухарцев составляла в начале XVII в. 1,2 тыс. человек, в конце XIX в. — 11,5 тыс. человек. Число волго-уральских татар — переселенцев в Сибирь вплоть до 1860-х гг. росло медленно: в 1858 их было на Западно-Сибирской равнине всего 700 человек. К 1897 их количество возросло до 14,4 тыс. человек.  По переписи 1926, татар сибирских насчитывалось 90 тыс. человек, а всех татар (включая волго-уральских) — 118,3 тыс.

Традиционные занятия — земледелие (у некоторых групп оно существовало до прихода в Сибирь русских) и скотоводство. У барабинских татар большую роль играло озерное рыбо­ловство, а у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар — речное рыболовство и охота. Разводили крупный рогатый скот и лошадей. В южной части региона выращивали пшеницу, рожь, овес, просо.

Ремесла — кожевенное дело, изготовление веревок из липового лыка (тюменские и ясколбинские татары), вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготов­ление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Татары сибирские занимались также торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казенных лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом.

Общественный уклад на протяжении веков существенно менялся. В период Сибирского ханства существовала сосед­ская территориальная община, при наличии у барабинцев, ясколбинцев и других родоплеменных отношений, исчезнувших с присоединением Сибири к России. Основную массу татарского населения Западной Сибири до реформы М.М. Сперанско­го, осуществленной в конце первой четверти XIX в., составляли ясачные — рядовые общинники. Помимо них среди татар сибирских были группы служилых татар-казаков, захребетных (зависимых) татар, оброчных чувальшиков (платили подать с чувала — печи), а также дворяне, купцы, мусульманские духовные лица и другие. По Уставу об управле­нии инородцами (1822) почти все татары сибирские и сибирские бухарцы были переведены в категорию оседлых «инородцев». В СССР социальный состав татар сибирских существенно изменился. Руководители, специалисты, служащие, механизаторы, квалифицир. рабочие составляли среди барабинцев более 50 %, а среди тоболо-иртышских татар — 60 % всего сельского населения.

Основной формой семьи у татар сибирских в XVIII — начале XX в. была малая семья (в среднем 5—6 человек). В последние десятилетия семья состоит из 2, реже 3 поколений и насчитывает 3— 5 человек.

Свои селения татары сибирские называли аулами, или юртами, среди томских татар до революции сохранялись термины «улус» и «аймак».

Для деревень татар сибирских характерны приречные и приозер­ные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. В конце XIX — начале XX в. для большинства татарских поселений типичной являлась пра­вильная прямолинейная планировка улиц. В некоторых населенных пунктах отмечались и другие черты — кривизна улиц, повороты, закоулки, некоторая разбросанность жилищ и т. п. Дома ставили по обе стороны улицы, в прибрежных селениях редко встречалась односторонняя застройка.

В XVII в. в качестве жилищ бытовали землянки и по­луземлянки. Однако издавна татары сибирские были известны назем­ные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные юрты в XVII—XVIII вв. были низкими, имели небольшие двери (пролезали в них на корточках), окна отсутствовали, дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее дома строили по русскому образцу. Некоторые тата­ры имели 2-этажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома. В интерьере домов каждой группы татар сибирских были свои особенности, но центральное место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли почти всю необходимую мебель. В домах были еще столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась другая мебель - шкафы, стулья и т. п. Отапливались дома печами-чува­лами с открытым очагом, но некоторые татары пользова­лись и русскими печами. Лишь немногие дома украшались узорами на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом.

Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь. Нательной одеждой служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой ма­терии или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой - пальто и шубы (тон, тун). В XIX - начале XX в. среди части татар сибирских распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой передней частью из обшитого тканью картона, украшенной позу­ментами и вышивкой бисером. Праздничным головным убором был калфак (колпак). Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние головные уборы разных видов, в том числе с лопатообразным выступом сзади. Из обуви широко были распространены мягкие кожаные сапоги (ичиги), кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др. Многочисленны женские украшения - браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные при- плетки, украшенные монетами, а горожанки - серебряные и золотые медальоны.

В пище преобладали мясо-молочные продукты. Молочные продукты - сливки (каймак), масло (май), разновид­ности творога и сыра, особый вид кислого молока (катык), напиток айран и др. Мясо - баранина, говядина, конина, домашняя птица; свинину не употребляли; из мяса диких животных - зайчатина, лосятина. Супы: мясной (шурпа), пшенный (тарык урэ), рисовый (ко­рец урэ), рыбные, мучные - из лапши (онаш, салма, умац), жидкого теста (цумара) и поджаренной на масле муки (пламык). Употребляли каши талкан - блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке, из мучных блюд ели лепешки (пэтер), пше­ничный и ржаной хлеб, баурсаки - крупные жаренные в масле кусочки сдобного теста, сансу (вид баурсаков) - жаренные в масле длинные ленты теста («хворост»), пироги с разными начинками (пэрэмэц, балиш, сумса), блюда наподобие блинов (коймак), халву (алюва) и другие. Напитки: чай, айран, частично кумыс, некоторые виды шербета и др.

Из народных праздников ежегодно отмечают сабантуй. Из мусульманских праздников наиболее широко распростра­нены Ураза (рамазан) и Курбан-байрам. В некоторых деревнях татар сибирских еще во 2-й половине XIX в. были служители других языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х гг. встречались шаманы (камы), которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений. Из домусульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологические представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей).

Лит.: Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978; Он же. Этническая история тюркоя­зычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - на­чале XX в. Новосибирск, 1992; Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996.

Н.А. Томилов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири