Новости

Городская управа // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ГОРОДСКАЯ УПРАВА, исполнительный орган городского самоуправления, созданный в соответствии с Городовым положе­нием 1870.

Функционировал под председательством  городского голо­вы и включал гласных, число которых определялось го­родской думой (не менее 2 человек). Городской голова и гласные управы избирались на 4 года. Каждые 2 года выбывшие члены управы могли замещаться вновь избираемыми. Городская дума избирала кандидатов для исполнения обязанностей членов управы в случае их отсутствия. В небольших городах по решению городской думы городская управа могла не создавать­ся, тогда ее функции возлагались на городского голову.

Городская управа вела текущие дела городского хозяйства, исполняла реше­ния городской думы, составляла проекты городского бюджета, сле­дила за их сбором и расходованием. В случае необходимости городская управа могла создавать специальные комиссии под председательством одного из ее членов. Выступала посредником между городской думой и правительственными учреждениями. При городской управе дейст­вовала канцелярия с должностями по найму. Городская управа могла давать разрешения на устройство в городе пристаней, общественных купален и бань, театров, промышленных производств, не относящихся к вредным. С разрешения городской думы она размещала городские капиталы под проценты, приобретала правительственные процентные бумаги и облигации. В начале XX в. к городской управе перешло утверждение фасадов и планов частных зданий, а также надзор за их строительством.

В 1892 в положении городской управы произошли изменения. По новому городовому положению число гласных управы должно было составлять 2 человек. Увеличение (до 6 человек) разрешалось только в отдельных случаях. Дальнейшее пре­вышение требовало разрешения министра внутренних дел. Более четко формулировался порядок отчетности городской управы. Она должна была представлять думе отчеты о своей деятельности, денежных оборотах по городским суммам, состоянии подведомственных ей частей, заведений и имуществ. Необходи­мость усилить контроль объяснялась выявленными зло­употреблениями в городской управе: незаконным захватом земли, перерасходом или присвоением средств, лоббированием интересов отдельных социальных групп, прежде всего купечества. Расширялись полномочия правительственные администра­ции по контролю над деятельностью городской управы. Губернатор имел право проводить ревизии, требовать объяснений по от­меченным нарушениям, делать предложения по совершенствованию ее работы.

Лит: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Отд. 1. Т. 45. № 48498; Свод законов Российской Империи. М., 1910. Т. 2, кн. 1; Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX — начале XX века. СПб., 1994.

В.Е. Зубов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири