Здание Русско-Азиатского банка, ныне Поликлиника №2 — историческая постройка в центре г. Иркутска, расположенная на пересечении улиц К. Маркса и Ленина. Спроектировано в стиле модерн архитектором В.И. Коляновским. Зданию присвоен наивысший в России статус — памятник федерального значения.
На углу главных улиц города — Маркса и Ленина — находится здание, притягивающее внимание сложностью форм и изысканностью оформления. Строилось оно специально для Иркутского отделения Русско-азиатского банка, одного из крупнейших частных банков России. Сам банк был создан в 1910 году при слиянии Северного и Русско-Китайского банков. Его головное отделение находилось в Санкт-Петербурге, а многочисленные филиалы — по всей стране и за рубежом.
Торжественная закладка здания иркутского филиала состоялась 16 мая 1910 года, а в 1912 году строительные работы были полностью завершены. Проект в актуальном для того времени стиле модерн был разработан иркутским гражданским инженером В.И. Коляновским.
После революции 1917 года, когда банк прекратил свое существование, здание в своих целях использовала новая власть. В конце 1917-го – начале 1918 года здесь размещался Губернский военно-революционный комитет. В ноябре 1919 года в его помещениях заседало правительство А.В. Колчака, а в 1920-х годах находились губревком и губисполком. С балкона этого здания председатель ВРК А.А. Ширямов приветствовал вступившую в Иркутск Пятую армию. С 1930 года и до настоящего времени здание используется под районную поликлинику.
Естественно, что для крупного динамично развивающегося банка требовалось не просто репрезентативная и солидная постройка, свидетельствующая о его надежности и стабильности, но и нечто неординарное. Всем этим условиям соответствовал проект Колянского. Непривычные абрисы куполов, усложненность объема, подчеркнутая асимметрия, строгий изысканный декор — все это выгодно выделяло здание в застройке города. Неслучайным был и выбор участка — в самом центре на пересечении двух улиц.
Асимметричное двухэтажное здание со сложной объемно-пространственной структурой как бы скомпоновано из нескольких соподчиненных объемов, обстраивающих южную конечность узкого квартала. Общая композиция, тонко сочетающая общую асимметрию со строгой симметрией каждого из объемов, мастерски уравновешенна и воспринимается одновременно и живописной и статичной.
В общем объеме выделяются более высокие угловые башни, увенчанные разными по форме куполами. При этом особо акцентирована башня, выходящая на перекресток улиц, — именно здесь сосредоточен более пышный декор и использованы более сложные формы. И это неслучайно: на первом этаже находятся парадные входы, на втором — один из залов. Также активно выделен объем по ул. Карла Маркса, на верхнем этаже которого первоначально располагался главный операционно-кассовый зал.
Как известно, в начале XX века стиль модерн активно использует элементы различных неостилей (древнерусского, готики, классицизма). Так и в данном случае, в декоративном оформлении фасадов и интерьеров использованы мотивы и элементы из арсенала неоклассики: характер оформления оконных проемов, абрис аттиковых завершений, рисунок металлических решеток балконов и ограждения кровли, лепные элементы в виде переплетенных колец, лавровых венков, пояса иоников и др.
Помимо декоративных целей, некоторые элементы несут и символический смысл. Например, наличники 1 этажа главного фасада украшены замковыми камнями с накладными кадуцеями (кадуцей — геральдический жезл, обвитый змеями, — атрибут бога торговли Гермеса). Лепные рога изобилия указывают на богатство и процветание. Медузы Гаргоны — чудовища с женским лицом и шевелящимися змеями вместо волос, помещенные в обрамление овальных проемов угловой башни, призваны охранять капиталы (само имя означало покровительница, хранительница). А миловидные девичьи лица над парадными входами приглашали вовнутрь.
В декорации также использованы редкие для Иркутска круглые скульптуры. Сейчас на фасаде по ул. К.Маркса, по обеим сторонам от медальона с рельефным изображением профиля императрицы Екатерины II установлены две одинаковые зеркально отраженные скульптуры со скипетрами и державами — символами монаршей власти. Но эти скульптуры появились в 1980-х годах, и они в свою очередь сменили фигуры “Медицины” и “Гигиены”, установленные в 1952 году и отражавшие функцию здания в тот период. А первоначально скульптуры изображали бога торговли Гермеса (в римской версии Меркурия) и богиню правосудия Фемиду, что вполне соответствовало банковской тематике.
Оформление интерьеров также выдержано в общей стилистике. Наиболее пышно украшены пятигранный вестибюль и главный зал на втором этаже, ныне регистратура.
Елена Ладейщикова Здание Русско-Азиатского банка по ул. Ленина, 38 // Проект Байкал : журнал. — №29-30.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей