ВОТЧИНЫ ЦЕРКОВНЫЕ. Первые монастыри по явились в Сибири в конце XVI — начале XVII в.
В 1596 уже существовал и получал земельные пожертвования от атамана Третьяка Юрлова Тобольский Знаменский монастырь. В 1604 возник Верхотурский Никольский монастырь, которому в следующем году царь Борис Годунов пожаловал наряду с церковным имуществом пашню, покосы, угодья. В 1616 возник Тюменский Троицкий монастырь, а в 1622 он получил от царя Михаила Федоровича богатые рыбные ловли по реке Туре. При создании в 1622 Тобольского архиерейского дома 1-й сибирский архиепископ Киприан присмотрел для него пустые земли по рекам Нице и Тавде и в том же году получил на них царские грамоты; одновременно тобольский воевода отвел ему земли и луг близ Тобольска. Владения Софийского архиерейского дома, как и много монастырей, в дальнейшем расширялись далеко за пределы царских пожалований. Это делалось путями, характерными и для Европейской России: покупкой, дарением, переходом по завещаниям (обычная форма заботы светского вотчинника о своей душе — подарок Церкви части своих земель), а то и прямыми захватами, через какое-то время легализуемыми государственными актами.
Хотя правительство весь XVII в. вело политику сдерживания роста церковного землевладения в России вообще, а в Сибири в особенности, политика эта была непоследовательной и противоречила тенденции опоры на Церковь при колонизации востока России. В результате к концу XVII в. церковные вотчины Западной Сибири располагались на площади 7 293 десятин в 3 полях с 5 645 душами мужского пола; Восточной Сибири — 1 500 десятин с 787 душами мужского пола. Самые крупные вотчинники в Западной Сибири: Софийский архиерейский дом (2 600 десятин, 2 654 души мужского пола), Тобольский Знаменский монастырь (1 400 десятин, 1 409 душ мужского пола), Тюменский Троицкий (500 десятин, 91 душа мужского пола), Кондинский Троицкий (350 десятин, 290 душ мужского пола), Томский Алексеевский (186 десятин, 80 душ мужякого пола), Верхотурский Никольский (127 десятин, 115 душ мужского пола); в Восточной Сибири: Туруханский Троицкий монастырь (360 десятин, 21 душа мужского пола), Енисейский Спасский (250 десятин, 82 души мужского пола), Иркутский Рождественский (110 десятин, 300 душ мужского пола). В Западной Сибири в это время церковные вотчины занимали 8% пашни, на этих землях трудилось 13% крестьян региона, в Восточной Сибири эти цифры составляли 5 и 6% соответственно.
Крестьянское население церковных вотчин пополнялось в первую очередь за счет возраставшего потока переселенцев из Европейской России, в том числе беглых крепостных, «гулящих людей» (не относящихся ни к какому сословию); меньшую роль здесь играли новокрещеные аборигены. Исследования И.Л. Мальковой показали, что работа на монастырских землях запада Сибири позволяла многим выходцам из-за Урала накопить средства и возможности для дальнейших вольных миграций на восток и юг. Но церковные вотчинники в Сибири, как и во всей России, небезуспешно использовали арсенал разнообразных средств для закрепления работников на своих землях, превращения их в «старожилов». С крестьянами-«новоприходцами» заключался договор («порядная запись», «жилая запись»), где им на 3—8 лет предоставлялась льгота от несения повинностей в пользу вотчинника. Самым действенным средством закрепления крестьян являлось предоставление им значительного займа в денежной или натуральной форме, что создавало крепкие хозяйства. На заемщиков составляли «кабальные записи», но в Сибири, в отличие от Европейской России, они не фиксировали отношений кабального холопства: взявшие эту «подмогу» оставались монастырскими или архиерейскими крестьянами. К 1640 в вотчинах Софийского архиерейского дома проживало 427 крестьян, на них было оформлено 756 кабал на общую сумму 1 906 руб. и 2 323 чети хлеба (четь тогда равнялась 6 пудов ржи). В Усть-Ницынской слободе, где такая практика была особенно распространена, стало быстро складываться постоянное крестьянское население; в архиерейской вотчине под Тобольском займов давалось гораздо меньше, и население чаще менялось. Главной формой ренты за пользование землей являлся 20%-ный оброк («пятый сноп»), взимавшийся с урожая на крестьянском участке; барщина встречалась реже. Средний размер запашки крестьянского двора составлял около 5 десятин, но случалось и по 10 десятин.
При Петре I предпринимались меры по ограничению и сокращению церковного землевладения, но его рост в Сибири в XVIII в. продолжался. К середине столетия в Западной Сибири в церковных вотчинах, по официальным документам, обрабатывалось 15 570 десятин пашни, проживало 11 980 душ мужского пола, в Восточной Сибири — 3 850 десятин и 3 071 душа мужского пола соответственно. В Западной Сибири в это время церковные вотчины занимали 13% пашни, на этих землях трудилось 7% крестьян региона. Для Восточной Сибири первая цифра неизвестна, а вторая равна 6%.
Церковные вотчины были, как правило, более рационально организованными, более преуспевающими, и по всей России это давно уже вызывало горячее желание правительства конфисковать их, обратив на нужды светских вотчинников и государства. При Екатерине II, недовольной относительной самостоятельностью Церкви, к этому прибавилось желание подорвать экономическую основу такой самостоятельности, а также растущее недовольство крестьян значительным увеличением в начале 1760-х гг. повинностей и податей. В марте 1762 правительство Петра III предприняло попытку секуляризации (здесь — передачи государству) церковных вотчин, но в обстановке неразберихи и насилий вокруг этой попытки Екатерина II в августе того же года отменила соответствующий указ. И лишь 26 февраля 1764 объявляется окончательная секуляризация церковных вотчин. Сопротивление отдельных церковных иерархов (см. Арсений (Мацеевич)) грубо подавили. Все церковные вотчины передали в ведение особого государственного органа — Коллегии экономии и ее учреждений. Государство получило от этой реформы 1,5 млн руб. ежегодного дохода. В Сибири в ведение государства отошло при этом свыше 14 тыс. душ мужского пола монастырских и архиерейских крестьян, ставших «экономическими». Некоторое время их частичная зависимость от былых церковных вотчинников продолжала сохраняться, но к концу XVIII в. экономические крестьяне Сибири (более 18 тыс. душ) полностью превратились в государственных.
Лит.: Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII веках. Красноярск, 1983; Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1999.
П. П. Покровский
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей