Новости

Тазы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТАЗЫ, небольшая этническая группа на юге Дальнего Восто­ка. По мнению ряда ученых, термин тазы — фонетический вариант китайских названий тацзы — инородцы, юпитацзы — инородцы в рыбьих шкурах, дикари, вай сан тадза — народ, живущий за горами.

Проживают в основном на территории Приморского краяНаиболее компактно — в селе Михайловка Ольгинского района. Офи­циально были признаны в качестве самостоятельного народа в 2000. В разные периоды своего существования численность тазов значительно варьировалась. Так, в 1872 их насчитыва­лось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902 — 782, в 1915 — 183, в 1955 - 156, в 1971 - 172, в 1990-х гг. - 204, в 2002 - 276 человек.

Считается, что тазы образовались на территории бывшего Уссу­рийского края в XIX в. в результате смешанных браков китайцев — ссыльных, политических заключенных, уголов­ников и разбойников — с аборигенками-удэгейками и нанайками, которых брали в жены или наложницы. Тесное языковое и культурное взаимодействие удэгейцев, нанайцев и орочей с выходцами из Китая привело к образованию нового этноса, а в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов. Относятся к дальневосточному антропологическому типу.

Язык тазов — смесь нанайского, удэгейского и китай­ского, в настоящее время почти полностью утрачен. Говорят тазы в основном по-русски.

Главными хозяйственными занятиями тазов до конца XIX в. были охота, рыболовство и собирательство. К конйу XIX в. значительное распространение получило огородничество, а к середине XX в. — земледелие. Охотились на копытных животных — изюбря, лося, кабана — с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Было распространено собирательство ягод, грибов, черемши и папоротника, морских водорослей. Не­маловажную роль играл промысел женьшеня, который скупали китайские торговцы.

Тазы выращивали огородные культуры; бахчевые; зер­новые; бобовые. Для обработки земли и сбора урожая использовали различные приспособления (односошниковый маркер-бороздник, серп, косу, грабли, ручные и конные мельницы и др.).

Т. разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили — держали на мясо. Быки сохранялись как тягло­вое животное. Занимались также птицеводством.

В XIX в. среди традиционных ремесел тазов наибольшее значе­ние имела обработка металла: кузнечное и ювелирное дело. Тазы также были искусными мастерами по обработке дерева и бересты.

Поселения тазов до перехода их в начале XX в. к осед­лости имели сезонный характер. Весной, летом и осенью они жили во временных жилищах (дву- или односкатных балага­нах и постройках типа чумов) отдельными семьями на местах промыслов. Поздней осенью мужчины отправлялись на охоту, а их семьи переселялись в постоянные жилища. В начале XX в. у тазов преобладали хуторские поселения. Основным видом традиционного жилища были каркасные дома-фанзы с отапливаемыми лежанками — канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо оконных стекол использовалась промасленная бума­га. Дверные проемы завешивались циновками.

Главными средствами передвижения тазов служили плоты и лодки (долбленые, составные, каркасные). Зимой пере­двигались на собачьих упряжках и лыжах.

Традиционная одежда тазов относится к восточно-азиатскому типу, без плечевых швов. Основной материал — хлопчатобумажная ткань. Повседневная мужская и женская одежда распашного покроя, на застежках. У мужчин — куртки, нательная и верхняя на подкладке. У женщин — халат или куртка и нагрудник-передник 6-угольной формы. Зимой носили длинный халат на вате с двойной запашной левой полой и стоячим воротником; поверх халата надевали распашную по центру куртку. Женщины до родов носили светлую, яркую одежду, после рождения ребенка — темную. Детская одежда также включает куртку, штаны и нагрудник 4-угольной формы с карманчиком, в который клали в качестве оберега Сцуден) мозжечок из свиной головы. Оберегом служила полоска орнамента в виде зигзага. Свадебная одежда тазов: халат невесты красного цвета, халат жениха черного цвета и круглая шапочка. Траурная одежда была белого цвета. Летом на голову надевали берестяные, конические или плетенные из соломы шляпы, зимой — меховые или матерчатые на вате шапки. Прическа зависела от пола и возраста: маленьких детей стригли, затем волосы отращивали, мальчикам заплетали 3 косички, во время женитьбы косу со лба срезали, а боковые заплетали в одну. Девочки заплетали 2 косички. Замужние женщины распущенные волосы закручивали жгутом в шишку. Украшения — браслеты, кольца, серьги — делались из золота, серебра или меди.

Пища тазов разнообразна: мясная, рыбная, каши, овощи. Любимые блюда из рыбы — строганина с до­бавлением перца и лука, вяленая рыба-юкола с рыбьим жиром, ягодами и другими приправами. Рыбу также тушили, жарили, запекали на вертеле, приготавливали заливное. Мясо в сыром виде — строганину — ели только зимой. Впрок мясо вялили, отваривали, жарили, солили, замо­раживали. Во время ритуальных, обрядов ели куриное мясо, мужчины — мясо медведя. Важное место в рационе тазов занимали всевозможные каши. Овощи употребляли в сыром, вареном, жареном, соленом и маринованном виде. Раз­нообразили пищу фрукты, грибы и морская капуста.

Духовная культура тазов сформировалась из китайско-маньчжурских и амуро-приморских элементов и отражала специфику хозяйственного уклада жизни — занятия охотой, с одной стороны, и зем­леделием — с другой. У тазов был распространен лунный календарь, животный двенадцатеричный цикл.

Центральными событиями в жизни тазов были: рождение детей, особенно мальчика, присвоение дядей имени ребенку, воспитание племянников дядей по матери, свадебного и погребально-поминальная обрядность, праздник Нового года (Коня) и дни поминовения усопших (Чин Мин).

В традиционных верованиях сочетались культ предков, промысловые обряды, шаманство, буддизмПо представ­лениям тазов, вселенная состояла из 3 миров. Важную роль играли домашние божества. До сих пор в некоторых семьях около дома сохранились кумирни, в лесу — молельные домики, куда приносят жертвоприношения — вареную голову кабана. Особо почитаемыми животными у тазов являлись медведь, тигр и волк, им поклонялись как прародителям.

Фольклор тазов представлен легендами о происхожде­нии Земли, названии звезд, о старинных праздниках; былями о случаях на охоте, о поисках корня женьшеня; сказками, анекдотами.

Тазы были известны разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.

Тазы компактно проживают малочисленными этническими группами в иноэтничной среде, преимущественно среди русских. Это приво­дит к смешанным бракам, двуязычию, заимствованию предметов материальной культуры. Но при этом сохраняется традиционная культура — язык, фольклор, религиозные верования и культы, национальное самосознание, традиционная пища.

Лит.: Сем Ю.А., Сем Л.И. Тазы: этническая история, хо­зяйство и материальная культура (XIX—XX вв.). Владивосток, 2001; Северная энциклопедия. М., 2004; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007.

Е.Ю. Павлова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири