ТАЗЫ, небольшая этническая группа на юге Дальнего Востока. По мнению ряда ученых, термин тазы — фонетический вариант китайских названий тацзы — инородцы, юпитацзы — инородцы в рыбьих шкурах, дикари, вай сан тадза — народ, живущий за горами.
Проживают в основном на территории Приморского края. Наиболее компактно — в селе Михайловка Ольгинского района. Официально были признаны в качестве самостоятельного народа в 2000. В разные периоды своего существования численность тазов значительно варьировалась. Так, в 1872 их насчитывалось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902 — 782, в 1915 — 183, в 1955 - 156, в 1971 - 172, в 1990-х гг. - 204, в 2002 - 276 человек.
Считается, что тазы образовались на территории бывшего Уссурийского края в XIX в. в результате смешанных браков китайцев — ссыльных, политических заключенных, уголовников и разбойников — с аборигенками-удэгейками и нанайками, которых брали в жены или наложницы. Тесное языковое и культурное взаимодействие удэгейцев, нанайцев и орочей с выходцами из Китая привело к образованию нового этноса, а в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов. Относятся к дальневосточному антропологическому типу.
Язык тазов — смесь нанайского, удэгейского и китайского, в настоящее время почти полностью утрачен. Говорят тазы в основном по-русски.
Главными хозяйственными занятиями тазов до конца XIX в. были охота, рыболовство и собирательство. К конйу XIX в. значительное распространение получило огородничество, а к середине XX в. — земледелие. Охотились на копытных животных — изюбря, лося, кабана — с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Было распространено собирательство ягод, грибов, черемши и папоротника, морских водорослей. Немаловажную роль играл промысел женьшеня, который скупали китайские торговцы.
Тазы выращивали огородные культуры; бахчевые; зерновые; бобовые. Для обработки земли и сбора урожая использовали различные приспособления (односошниковый маркер-бороздник, серп, косу, грабли, ручные и конные мельницы и др.).
Т. разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили — держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством.
В XIX в. среди традиционных ремесел тазов наибольшее значение имела обработка металла: кузнечное и ювелирное дело. Тазы также были искусными мастерами по обработке дерева и бересты.
Поселения тазов до перехода их в начале XX в. к оседлости имели сезонный характер. Весной, летом и осенью они жили во временных жилищах (дву- или односкатных балаганах и постройках типа чумов) отдельными семьями на местах промыслов. Поздней осенью мужчины отправлялись на охоту, а их семьи переселялись в постоянные жилища. В начале XX в. у тазов преобладали хуторские поселения. Основным видом традиционного жилища были каркасные дома-фанзы с отапливаемыми лежанками — канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо оконных стекол использовалась промасленная бумага. Дверные проемы завешивались циновками.
Главными средствами передвижения тазов служили плоты и лодки (долбленые, составные, каркасные). Зимой передвигались на собачьих упряжках и лыжах.
Традиционная одежда тазов относится к восточно-азиатскому типу, без плечевых швов. Основной материал — хлопчатобумажная ткань. Повседневная мужская и женская одежда распашного покроя, на застежках. У мужчин — куртки, нательная и верхняя на подкладке. У женщин — халат или куртка и нагрудник-передник 6-угольной формы. Зимой носили длинный халат на вате с двойной запашной левой полой и стоячим воротником; поверх халата надевали распашную по центру куртку. Женщины до родов носили светлую, яркую одежду, после рождения ребенка — темную. Детская одежда также включает куртку, штаны и нагрудник 4-угольной формы с карманчиком, в который клали в качестве оберега Сцуден) мозжечок из свиной головы. Оберегом служила полоска орнамента в виде зигзага. Свадебная одежда тазов: халат невесты красного цвета, халат жениха черного цвета и круглая шапочка. Траурная одежда была белого цвета. Летом на голову надевали берестяные, конические или плетенные из соломы шляпы, зимой — меховые или матерчатые на вате шапки. Прическа зависела от пола и возраста: маленьких детей стригли, затем волосы отращивали, мальчикам заплетали 3 косички, во время женитьбы косу со лба срезали, а боковые заплетали в одну. Девочки заплетали 2 косички. Замужние женщины распущенные волосы закручивали жгутом в шишку. Украшения — браслеты, кольца, серьги — делались из золота, серебра или меди.
Пища тазов разнообразна: мясная, рыбная, каши, овощи. Любимые блюда из рыбы — строганина с добавлением перца и лука, вяленая рыба-юкола с рыбьим жиром, ягодами и другими приправами. Рыбу также тушили, жарили, запекали на вертеле, приготавливали заливное. Мясо в сыром виде — строганину — ели только зимой. Впрок мясо вялили, отваривали, жарили, солили, замораживали. Во время ритуальных, обрядов ели куриное мясо, мужчины — мясо медведя. Важное место в рационе тазов занимали всевозможные каши. Овощи употребляли в сыром, вареном, жареном, соленом и маринованном виде. Разнообразили пищу фрукты, грибы и морская капуста.
Духовная культура тазов сформировалась из китайско-маньчжурских и амуро-приморских элементов и отражала специфику хозяйственного уклада жизни — занятия охотой, с одной стороны, и земледелием — с другой. У тазов был распространен лунный календарь, животный двенадцатеричный цикл.
Центральными событиями в жизни тазов были: рождение детей, особенно мальчика, присвоение дядей имени ребенку, воспитание племянников дядей по матери, свадебного и погребально-поминальная обрядность, праздник Нового года (Коня) и дни поминовения усопших (Чин Мин).
В традиционных верованиях сочетались культ предков, промысловые обряды, шаманство, буддизм. По представлениям тазов, вселенная состояла из 3 миров. Важную роль играли домашние божества. До сих пор в некоторых семьях около дома сохранились кумирни, в лесу — молельные домики, куда приносят жертвоприношения — вареную голову кабана. Особо почитаемыми животными у тазов являлись медведь, тигр и волк, им поклонялись как прародителям.
Фольклор тазов представлен легендами о происхождении Земли, названии звезд, о старинных праздниках; былями о случаях на охоте, о поисках корня женьшеня; сказками, анекдотами.
Тазы были известны разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.
Тазы компактно проживают малочисленными этническими группами в иноэтничной среде, преимущественно среди русских. Это приводит к смешанным бракам, двуязычию, заимствованию предметов материальной культуры. Но при этом сохраняется традиционная культура — язык, фольклор, религиозные верования и культы, национальное самосознание, традиционная пища.
Лит.: Сем Ю.А., Сем Л.И. Тазы: этническая история, хозяйство и материальная культура (XIX—XX вв.). Владивосток, 2001; Северная энциклопедия. М., 2004; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007.
Е.Ю. Павлова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей