КЕТЫ, проживают в Обь-Енисейском междуречье от реки Кеть на юге до рек Таз (кроме его низовий) и Турухан на севере, а также собственно в долине Енисея с низовьями его крупных правых притоков — от Ангары, в низовьях иногда именуемой Верхней Тунгуской, до бассейна Нижней Тунгуски и Курейки.
По данным переписи 1959 в Красноярском крае — 984 человек; 1970 - 1 093, 1989 - 994, 2002 - 1 189 человек; в остальных районах (областях) Сибири и Дальнего Востока — 158 человек.
Название «кеты» не является исконным самоназванием народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х гг. В основу названия было положено слово «человек (кет/кэт). До этого Кеты были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (например, елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди). В конце XIX — начале XX в. среди кетов выделялись береговые — жители побережья Енисея и лесовые — находившиеся преимущественно на отдаленных угодьях. С некоторых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в официальной сфере и народной среде название кету, по происхождению является звательной формой от слова кет — «человек»: так у кетов мужчина обращается к мужчине.
Язык кетов считается лингвистической феноменом, т. к. обладает строем, не находящим соответствия в соседних языках. Условно его относили к палеоазиатской (палеосибирской) группе. Общее название «палеоазиатские» эти языки получили в связи с гипотезой Л.И. Шренка о древнем аборигенном происхождении их носителей. С середины XIX в. известны 2 диалекта кетского: имбатский и сымский, но сымский ныне признается самостоятельным языком енисейской семьи. По самоназванию его носителей — остяков-югов — его чаще называют югским.
Современные исследования, проведенные по независимым системам краниологических маркеров, сближают кетов с североазиатскими монголоидами. В целом для кетов нетипично сходство с представителями какого-то одного народа. Из этнических групп Западной Сибири по обобщенной доле монголоидного компонента они сближаются с ненцами, некоторыми угорскими и обско-татарскими группами. Большая часть антропологических материалов говорит о включенности характеристик кетов в широкий круг промежуточных евро-монголоидных комплексов, описанных у народов Западной и Южной Сибири. Монголоидный компонент у них в настоящее время безусловно преобладает; его южные истоки не уходят далее территории Южной Сибири и Центральной Азии и массива тюрко-язычных популяций.
[caption id="attachment_20529" align="aligncenter" width="270"] Рыба всегда сопуствует кетам.[/caption]
Рыболовство — основная отрасль традиционного хозяйства кетов до начала XX в. Рыба и рыбные продукты были не менее важны для пищевого рациона, чем мясная продукция охотничьего промысла. Навыки изготовления предметов домашней утвари из рыбьей кожи, отражение промысла в народном календаре, духовной культуре также свидетельствуют о важной роли рыболовства в жизни кетов.
Основу охоты у кетов в конце XIX — начале XX в. составлял товарный пушной промысел; видную роль сохраняла добыча крупных копытных (лося, дикого оленя) и дичи — водоплавающей и боровой.
Оленеводство у кетов было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. Стада оленей были немногочисленны, везде рядом с оленными встречались безоленные семьи, а у подкаменнотунгусской группы оленей не было совсем. Стада до 100 голов были для кетов исключением, владельцами их являлись обычно большие семьи, состоявшие из нескольких брачных пар и их детей. 10—20 оленей едва хватало для перекочевок. В аргише семьи шло 5—8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали мужчины-охотники, старики, а подростки и женщины перебирались с места на место с ручной нартой, используя в помощь собак.
С приходом русских на Енисей в начале XVIII в. предки кетов — енисейские остяки — вошли в состав образованных Мангазейского и Енисейского уезда.
XVIII в. был отмечен расширением общего ареала расселения кетов, усилением этнических контактов и, как следствие, существенными изменениями в социуме: появлением эндогамных территориальных групп и развитием соседских отношений. Эти внутренние для кетского общества процессы выразились внешне в исчезновении в документах родовых наименований и утверждении новой, волостной, системы управления со стороны русской администрации.
Определяющая роль родственной (родовой) принадлежности и дуальная экзогамия — характерные черты кетского социума. Ими определен весь механизм взаимоотношений между отдельными лицами, семьями, патронимиями и родовыми группами, все основные сферы жизни — хозяйственная, семейная, идеологическая. В то же время это не исключало сложившихся со временем соседских, территориальных отношений, но роль родства оставалась велика на всем протяжении известной истории кетов.
Общими чертами кетской мировоззренческой традиции, как и многих иных, является восприятие всех частей окружающего мира живыми, его дуализм — положительное или отрицательное по отношению к человеку начало, а также органичное сочетание вертикальной (земля — небо) и горизонтальной (нижнее течение — верхнее течение реки) систем размещения антагонистических миров.
Шаманство кетов отличает сложная, но четкая система представлений — понятие о наследуемом в кровнородственной среде даре, 21-летний (7-кратный) цикл становления шамана, многозначность олицетворяемых им в ходе обряда образов, пантеон, выделение особого сакрального верхнего мира и т. д., а также развитая символика выражения этих представлений (в мифологических стереотипах, атрибутике и облачении, иконографии и др.).
Лит.: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2; Кривоногое В.П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Алексеенко Е.А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1999; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.
Е.А. Алексеенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей