СОЙОТСКИЙ ЯЗЫК. По классификации Я. Л. Баскакова, входит в уйгуро-тюкюйскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. Родственными считаются тувинский и тофаларский языки, которые относятся к той же подгруппе. Сойотский язык наиболее близок к тофаларскому и языку монгольских цаатанов, поэтому их вместе с уйгуро-урянхский язык можно включить в так называемый таежный ареал саянской группы тюркских языков. Сойотский язык по типу грамматического строя агглютинативно-аналитический. В лексике заметное количество архаичных словоформ, восходящих к древне-уйгурскому языку, много заимствований из бурятского языка, а также из средневекового монгольского. Синтаксический строй сохранил древне-тюркский тип, в котором почти нет союзов, а вместо придаточных предложений используются деепричастные и причастные обороты. В сойотском языке нет ни диалектов, ни говоров.
Современные сойоты — один из малочисленных этносов, представители которого компактно проживают в основнм в Окинском районе, а также в Тункинском районе Республики Бурятия. Точная их численность в XIX в. неизвестна, предположительно около 1 тыс. человек. Согласно переписи 1926 сойотов было 229 человек. Однако Б.Э. Петри, проводивший в том же году по заданию Комитета Севера специальную этнографическую экспедицию по изучению хозяйства, быта и культуры сойотов, насчитал 509 человек. Он отметил, что сойотский язык почти утрачен, им владели лишь несколько стариков. Исследования Петри вызвали у сойотов вспышку национального самосознания и интереса к своей культуре и истории. По ходатайству Петри, им предоставили статус малой народности Севера и создали Сойотский туземный родовой совет. Однако через некоторое время национальные лидеры были репрессированы, и совет распался. При ликвидации в 1963 оленеводства как непродуктивной отрасли исчезло традиционное хозяйство, утратилось самоназвание народа: в переписях населения после 1926 сойоты как самостоятельный народ не учитывались и записывались как буряты.
В 1990-х гг. началось национально-культурное возрождение малочисленных народов России. В 1992 по инициативе жителей села Сорок создан Центр сойотской культуры, в 1993 — Сойотский национальный сельский совет, в 1993 — Ассоциация сойотов Окинского района Республики Бурятия. В 2000 сойоты Бурятии включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
Разработаны и принимаются меры по возрождению традиционного охот.-оленеводческого хозяйства и национальной культуры, в том числе языка.
В настоящее время сойотский язык бесписьменный. В своем развитии он испытал значительное влияние монгольского языка (дархатского говора), на современном этапе — бурятского и русского. Ныне сойоты почти полностью утратили свой язык, его помнят только люди старшего возраста.
Сойотский язык изучен очень слабо. В научной литературе встречаются лишь отдельные замечания о его происхождении.
Лит.: Языки народов России: Красная книга. Энцикл. словарь-справочник. М., 2002; Рассадин В.И. О сойотах и их языке // Мир Центральной Азии. Языки. Фольклор. Литература: Матер, междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2002. Т. 4, ч. 1; Он же. Об окин-ских сойотах и их языке ^Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения проф. В.И. Цинциус. СПб., 2003; Он же. Сойотско-бурятско-русский словарь. Улан-Удэ, 2003.
В.И. Рассадин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей