Животноводство во 2-й половине 1950-х гг. росло не столь быстро, как зерновое хозяйство. Поголовье крупного рогатого скота в колхозах и совхозах Сибири за 1954—59 увеличилось на 44%, свиней — на 80, овец и коз — на 21%, на Дальнем Востоке — соответственно на 33, 38 и 5%. Повысилась продуктивность скота. В колхозах Западной Сибири надои молока от каждой фуражной коровы в 1959 составили 1919 кг против 1248 кг в 1953. Вместе с ростом поголовья скота и его продуктивности увеличивался объем животноводческой продукции. В Западной Сибири с 1953 по 1959 производство мяса и сала возросло на 63%, молока — на 53, яиц — на 84, шерсти — на 32%. Но в целом количественные и качественные показатели развития животноводства оставались низкими и не удовлетворяли потребностей страны. На фермах преобладал ручной труд. На темпах развития отрасли отрицательно сказывалось сокращение кормовой базы в результате распашки земель, ранее использовавшихся под пастбища и сенокосы. Ситуацию не спасла и попытка введения в севообороты кукурузы, края превратилась в очередную шумную, но неэффективную кампанию, проводившуюся с нарушением элементарных агротехнических норм (см. Кукурузная кампания 2-й половины 1950-х — начала 1960-х гг.). В конце 1950-х — начале 1960-х гг. допущенные во время освоения целинных и залежных земель нарушения агротехники начали сказываться на развитии зернового хозяйства. В результате снижения плодородия почв сократилась урожайность, ухудшилось качество собираемого хлеба. В Сибири и по стране в целом стала ощущаться острая нехватка не только фуражного, но и продовольственного зерна.
Возникавшие в сельском хозяйстве проблемы руководители государства пытались решить в основном за счет организационно-хозяйственной перестройки отрасли. В конце 1950-х — 1-й половине 1960-х гг. начался процесс массового преобразования колхозов в совхозы, колторые превратились в основного производителя сельскохозяйственной продукции. Продолжалось укрупнение колхозов. В 1958 произошла реорганизация МТС. Принадлежавший им машинно-тракторный парк на возмездной основе передавался колхозам.
Противоречивые результаты «целинной эпопеи» наглядно показали, что экстенсивные методы ведения аграрного производства себя исчерпали. В связи с этим мартовский (1965) Пленум ЦК КПСС принял курс на интенсификацию сельского хозяйства. В рамках реализации данного курса увеличились масштабы механизации и индустриализации сельскохозяйственного труда, расширилось применение минеральных удобрений, химических средств защиты растений и ядохимикатов, в целом улучшилась культура земледелия и животноводства. Вблизи крупных городов вводились массивы мелиорированных земель для создания орошаемого овощеводства и интенсификации кормопроизводства. Строились крупные животноводческие комплексы (по производству молока и свинины) и птицефабрики.
Избранный в середине 1960-х гг. путь развития сельского хозяйства к ожидаемым позитивным результатам не привел. Достаточно динамично аграрный сектор региона развивался лишь во 2-й половине 1960-х гг. В Сибири валовое производство сельскохозяйственной продукции за 1966—70 по сравнению с предыдущим пятилетием увеличилось на 21 %, производство зерна — на 35, молока — на 23, мяса — на 22, яиц — на 26, картофеля — на 14 %. На Дальнем Востоке сбор зерновых вырос на 65%, производство молока повысилось на 20, мяса — на 26%. В 1970-е гг., несмотря на постоянное наращивание капитальных вложений, темпы роста аграрного производства начали снижаться. Если в 1966—70 среднегодовое увеличение валовой продукции сельского хозяйства в Сибири составляло 3,9%, то в 1971—75 — 2,2, в 1976—80 — 0,5%. При этом наибольший прирост был достигнут в производстве яиц (в 1980 их произвели в 2,4 раза больше, чем в 1966). Среднегодовое производство мяса в 1976—80 по сравнению с 1966—70 увеличилось на 18,2%, молока — на 6,3, зерна — на 5,7, а картофеля — снизилось на 16,4%. В начале 1980-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисные формы. Резко упали эффективность производства, его фондоотдача, окупаемость применяемых средств, производительность труда, возросла себестоимость продукции. В 1981—82 объем аграрного производства в Сибири сократился на 6,2%.
Основная причина низкой эффективности сельского хозяйства заключалась в отсутствии устойчивой мотивации работников сельскохозяйственных предприятий к высокопроизводительному труду. Чтобы преодолеть нараставшее отчуждение тружеников села от средств производства и результатов труда, с 1983 началось повсеместное внедрение так называемых коллективных форм организации и оплаты труда (см. Коллективный подряд в сельском хозяйстве). Внедрение подрядных и арендных отношений придало сельскому хозяйству позитивную динамику. Среднегодовой темп прироста валовой продукции повысился в Сибири за 1983—88 до 3,5%. Однако общество жаждало более радикальных перемен.
Сельское хозяйство на рубеже XX—XXI вв. В результате радикальной аграрной реформы начала 1990-х гг. на селе появились многообразные формы хозяйствования: частно-трудовая, частная с использованием наемного труда, государственная, муниципальная, коллективно-семейная, коллективно-групповая. На основе этого многообразия стала формироваться многоукладная экономика. Возросло количество налогов, сборов и обязательных платежей, значительно увеличились уплачиваемые по ним суммы. Одновременно государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей снизилась до минимального размера. Произошла переориентация сельскохозяйственных товаропроизводителей с реализации продукции государственным заготовительным организациям на рыночные каналы сбыта. Экономические преобразования на селе привели к кризисному состоянию АПК. В Сибири снизилось производство не только большинства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, но и валовой продукции в целом. Общие посевные площади сельскохозяйственных культур за годы реформ уменьшились на 7 млн га, поголовье крупного рогатого скота сократилось почти в 2 раза (в том числе коров — в 1,5 раза), свиней — в 1,6, овец и коз — в 4,5 раза. Удельный вес убыточных хозяйств достиг 59% против 1% в 1990. Росла задолженность сельскохозяйственных предприятий, и особенно велики долги по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды. Расчетные счета многих хозяйств заблокированы. Основные производственные фонды предприятий стареют и не обновляются. Энергетические мощности сельского хозяйства Сибири по сравнению с дореформенным периодом сократились на 40%, парк тракторов уменьшился на 41, зерноуборочных комбайнов — на 46%. Разрушаются животноводческие помещения, не обновляются ремонтная база, складское хозяйство. Поставки сельскохозяйственных минеральных удобрений снизились в 11 раз, среднегодовой объем работ по защите посевов от вредителей, болезней и сорняков уменьшился вдвое.
Спад производства сельскохозяйственной продукции ухудшил продовольственное обеспечение региона. Особенно неблагополучное положение складывается с потреблением животноводческих продуктов, что определяет снижение качественных характеристик среднедушевого продуктового набора. Потребление мяса за годы реформ снизилось на 36%, молока и молочных продуктов — на 44, яиц — на 28, овощей — на 9 %. Несколько возросло потребление хлеба и картофеля. Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции ограничивает возможности формирования источников бюджетных средств, сокращает сферу занятости работников как в сельском хозяйстве, так и в смежных отраслях экономики. Резко упал жизненный уровень сельских жителей. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 3—3,5 раза ниже, чем средний уровень по всем отраслям. Значительно ухудшились возможности развития социальной инфраструктуры села, уменьшилось число сельских объектов социально-культурного и бытового назначения. В этих условиях восстановление, стабилизация и развитие аграрного производства являются первостепенной задачей федеральных и региональных органов власти.
См. Аграрно-колонизационная политика государства в конце XVI — середине XIX в., Аграрная политика советского государства в Сибири.
Лит.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1; Киселев СВ. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII веке. Новосибирск, 1965; Тюкавкин В.Г. Сибирская деревня накануне Октября. Иркутск, 1966; Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков (конец XIX — начало XX). Новосибирск, 1967; История Сибири. Л., 1968. Т. 1; Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Новосибирск, 1983; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987; Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960—1980-е гг. Новосибирск, 1991; Степная полоса азиатской части СССР в ски-фо-сарматское время. М., 1992; Лыкова Е.А., Проскурина Л.И. Деревня российского Дальнего Востока в 20—30-е годы XX века. Коллективизация и ее последствия. Владивосток, 2004.
В. А. Ильиных, Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин, С.Г. Скобелев, В.С. Стародубцев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей