КАМЧАДАЛЫ, русскоязычное метисированное население, потомки от браков между коренными северными народами и русскими.
Самоназвания локальные, по месту проживания. Расселяются в долине реки Камчатка (Мильковский, Усть-Камчатский и Елизовский районы Камчатской области) и на севере Охотском побережье (Ольский и Северо-Эвенский районы Магаданской области, Охотский район Хабаровского края). Этноним камчадалы утвердился за метисированными жителями Камчатки в XIX в., Охотского побережья — в 1920-х гг. С 1930-х гг. до конца XX в. официально не употреблялся, камчадалы учитывались как русские. В 1980-х гг. часть охотских камчадалов ошибочно переименована в ительменов.
Численность по переписям (тыс. человек): 1897 — 2,8 (Камчатка); 1926 — 3,0 (Камчатка) и 0,5 (Охотское побережье); 2002 — 2,3, в том числе Камчатская область — 1,9, Магаданская — 0,3. Фактически на Камчатке проживает более 9 тыс. камчадалов, в Магаданской области — более 1 тыс.
Камчадалы сформировались в XVIII—XIX вв. в ходе контактов северных этносов (ительменов — на Камчатке; коряков, якутов и эвенов — на Охотском побережье) с русскими. Ассимиляция привела к появлению смешанного антропологического типа, с монголоидными и европеоидными чертами. Метисы сливались с пришлым населением, особенно интенсивно в советское время. Камчадалы как группа старожильческого населения Северо-Востока относятся к субэтносу русского народа.
Социальная организация поселений камчадалов — территориально-соседская община. Промысловые угодья распределялись согласно обычному праву, преобладали семейные формы организации труда, были развиты традиции взаимопомощи и кооперирование. Со второй половины XIX в. преобладают малые семьи.
Камчадалы сочетали православное мировоззрение с дохристианскими верованиями (анимизм, элементы шаманизма). Обряды жизненного цикла и календарные праздники — православные. Бытовал новогодний обычай ряжения с колядованием и обходом дворов. Распространен обряд приношения даров природным объектам (реки, перевалы, сопки). Камчадалы говорили на сибирском диалекте русского языка, с особой фонетикой, восходящим интонационным строем и обилием терминов из местных языков. В советское время перешли на русский литературный язык. Старинный фольклор камчадалов — былины и песни — полностью утрачен.
Основная отрасль хозяйства — летне-осенний лов лосося сетями и неводами, сплетенными из крапивы, конского волоса, покупного прядева. Зимой и весной мордами, неводами и удочками добывали гольца, хариуса, навагу. Лосося вялили, солили, квасили. Развитие получили собаководство и каюрный извоз — перевозка грузов и пассажиров на нарте, запряженной 10—12 собаками. Упряжное собаководство камчадалов восточно-сибирского типа. В охотничьем промысле преобладала добыча пушных зверей (белка, соболь, горностай, лисица), охота на птиц, мясных сухопутных животных велась с ружьями и с помощью пастей, петель, капканов, черканов. Добычу ластоногих (ларга, лахтах, нерпа) вели сетями, дубинками, ружьями. В ограниченных размерах занимались огородничеством (картофель, овощи), содержанием крупного рогатого скота и лошадей, на Камчатке выращивали ячмень и овес. Собирали сарану, черемшу, дикий лук, ягоды, грибы. Летнее средство передвижения — лодки-долбленки (баты и каюки), зимнее — нарта с собачьей упряжкой.
У камчадалов сложились синкретичные формы материальной культуры. Зимние компактные поселения со стационарными жилищами в виде срубной избы с корьевым покрытием располагались вблизи устьев нерестовых рек, летом камчадалы проживали рассеянно в местах промыслов — вдоль рек и морских побережий — в быстровозводимых каркасных постройках (поварнях, балаганах). Подсобные строения — амбары, хлевы для скота (хотоны, стайки). Типы зимней одежды камчадалов заимствованы у коренного населения: мужчины носили двойные кухлянки и штаны из оленьего меха, женщины — одинарные рубахи-гагагли мехом внутрь, шубы распашного кроя. Обувью служили камусные торбаса разной длины, головным убором — малахай (мужчины), капор (женщины). Летом носили одежду европейского типа, которая сочеталась с ровдужными штанами, рубахой, перчатками. Летне-осенней обувью рыбаков были сары и бродни из нерпичьих шкур.
Основа питания камчадалов — рыба лососевых видов, мясо и жир морских животных. Дополнением к рациону были мясо сухопутных животных и птиц, растительная, молочная и мучная пища. Лакомством считались квашеные рыбьи головы и пупки, сушеная икра.
В постсоветский период этнодифференцирующие признаки камчадалов проявляются менее остро. Камчадалы стремятся получить образование, работу, достичь материальной обеспеченности. Происходит активное переселение из села в город. Семья малодетная. Основной источник жизнеобеспечения — профессиональная занятость в несельскохозяйственных сферах. Местные органы власти признали существование этнической группы камчадалов в 1991 (Камчатская область) и 1994 (Магаданская область). На Камчатке энтузиасты пытаются возродить культуру камчадалов: в конце 1980-х гг. создана областная Ассоциация; работают этнически ориентированные клубы, ведется сбор экспонатов в музеях. В Магаданской области камчадалы разобщены из-за переименования в ительмены.
Лит.: Гурвич И. С. Русские старожилы долины реки Камчатки // Сов. этнография. 1963. № 3; Огрызко И.И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII — начало XX веков). Л., 1973; Мурашко О. А. Камчадалы // Северные просторы. 1997. № 1—2; Хаховская Л.Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.
Л.Н. Хаховская
ВЕРХНЕКАМЧАТСКИЙ ОСТРОГ, ВЕРХНЕКАМЧАТСК
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей