Новости

Сартаков, Сергей Венедиктович // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

САРТАКОВ Сергей Венедиктович (26 марта 1908, Омск — 1 мая 2001, Москва), прозаик.

Родился в семье желез­нодорожника. Работал кузнецом, сто­ляром, был охотником, много путешество­вал по Восточной Сибири, Ангаре и Енисею. В 1928 переехал в Минусинск. Первые рассказы опубликованы в 1930—40-е гг., первая книга «Алексей Худоногов» вы­шла в 1945 в Красноярске.

В 1946 при­нят в Союз советских писателей, избран от­ветственным секретарем Красноярского отделения Сою­за писателей (СП) СССР. На рубеже 1940—50-х гг. писал пьесы, издал роман «Хребты Саянские» (1940—54). В 1957 переехал в Москву как один из организаторов СП РСФСР, заместитель председателя правле­ния, в 1976 — секретарь правления СП СССР. В 1950—70-х гг. пишет трилогию «Барбинские повести» (1956—67), рома­ны «Ледяной клад», «Философский камень» (1966—70), «А ты гори, звезда» (1976), «Свинцовый монумент» (1983), «Вечная песнь — колыбельная» (1987).

Творчество Сартакова соответствует стандартам социального реализ­ма. Наиболее известные произведения — «Хребты Саян­ские», «Философский камень», «А ты гори, звезда». В поздних романах и повестях («Свинцовый монумент», «Вечная песнь — колыбельная»), в лирической автобиогра­фии «Казусы и курьезы на долгом пути» проявилась склонность к лиризму. Лауреат Гос. премии (1970).

Награды: орден Ленина, 2 ордена Трудового Крас­ного Знамени.

Соч.: Собрание сочинений: В 6 т. М., 1978—80; Свинцовый монумент. М., 1986; Вечная песнь — колыбельная. М., 1987; Казусы и курьезы на долгом пути. М., 2003.

Лит.: Ершов Г.А. Сергей Сартаков. М., 1969; Дремов А.К. Сергей Сартаков. М., 1975; Коптелов А.Л. Сергей Сартаков. Новосибирск, 1986.

В.Н. Яранцев

Память

Именем Сартакова названа одна из улиц Нижнеудинска.

Прозаик

В 1934 в газете «Енисейская правда» появилась его первая публикация — фельетон «Странная комбинация». Он начал сотрудничать (1934-39) в газете «Красноярский рабочий», «Красноярский красноармеец», но в основном в «Енисейской правде». Там он публиковал заметки, корреспонденции, репортажи, интервью, фельетоны — то, что называют газетной текучкой или газетной мелочью. Первый же настоящий рассказ — «Алексей Худоногов» — появился в 1938 в «Сборник начинающих писателей Красноярского края». Первая книга подтем же названием («Алексей Худоногов») появилась в 1945. Множество приключенческих сюжетов, отложившихся в памяти Сартакова с юношеских лет, когда он слушал бывальщины и небывальщины у таежных костров, заставали его обратиться к детской приключенческой литературе — так появилась повесть «По Чунским порогам» (1946), получившая премию на Всесоюзном конкурсе Детгиза. В 1947 вышел первый сб. рассказов «Село далекое», в 1951 — первая большая книга «Каменный фундамент», в 1952 — повесть «Плот идет на север». Все эти вещи насыщены добротным жизненным материалом — в них множество людей, историй, необычных судеб — они тесно связаны с тем же материалом суровой действительности, что сначала прошел своего рода «обкатку» в газетных заметках, очерках и этюдах.

В своих первых книгах, особенно в «Каменном фундаменте», Сартаков был писателем сугубо современным — он писал по горячему следу. Алексей Худоногов — рабочий лесопильного завода, но в то же время и таежный житель, охотник, следопыт. У писателя была мысль соединить эти ипостаси — заводское и таежное, а по сути, заводское и крестьянское. Тем был в свое время и интересен этот характер. Возникает в повести и война, что большая редкость у Сартакова, поскольку тягот войны он не испытал. Во всяком случае, он строил свою повесть как романное произведение, где присутствуют и завод, и крестьянство, и война, а в образе раненого художника — и проблема творчества.

От «Каменного фундамента» отдельные нити протянулись и в другие произведения Сартакова, в т.ч. и в поздние — так, например, в «Свинцовом монументе» вновь возникает образ художника. Раздумья писателя о современности стали основой повестей «Горный ветер» (1957), «Не отдавай королеву» (1960) «Медленный гавот» (1967). Интересно, что повести написаны от первого лица. В «Горном ветре» это 19-летний Костя Барбин и его друзья, а в др. двух они на 3-4 года старше. Сейчас повести кажутся устаревшими по своей проблематике («психоз высшего образования»), но в свое время они, возможно, благодаря чутко подмеченному молодежному языку, а также метко схваченным деталям быта и учебы, имели своего, в т.ч. и молодежного читателя.

Наиболее крупным произведением по охвату жизни Сибири — от дореволюционных до послереволюционных лет — стало широкое полотно «Хребты Саянские». Сартаков знакомит читателя с исторической обстановкой конца 1890-х. Это годы интенсивной, подчас хищнической капитализации Сибири. В Сибири возникает и развивается рабочий класс. Отец Сартакова был рабочим-железнодорожником на прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали. Возможно, его рассказы послужили, в свое время, основой многих сцен в романе, где идет речь о великой железной дороге. Однако в гораздо большей степени Сартаков выступает в «Хребтах Саянских» как историк и даже историк-архивист. Его книга насыщена богатым историческим материалом. Он создал целую галерею лиц — рабочих, профессиональных революционеров, охотников-промысловиков, интеллигентов, принадлежавших к разных партиям. Но в центре произведения — судьбы нескольких рабочих семей; именно они и создают, по мнению Сартакова, хребет Сибири.

«Хребты Саянские» — наиболее крупное произведение Сартакова, но, по-видимому, запас материала, наблюдений, раздумий был так велик, что он вновь вернулся к тематике «Хребтов Саянских» в 2-томном романе «Философский камень» (1971). В нем он продлил действие «Хребтов Саянских» в годы

Гражданской войны и в годы строительства социалистической Сибири. Однако большой и разноплановый материал не обрел надлежащей худож. формы. Критика и прежде указывала Сартакова на главный недостаток его манеры — неслаженность и хаотичность композиции, отсутствие сфокусированности и целеустремленности действия.

Читайте также в Сибириаде:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири