Новости

Саргатская культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

САРГАТСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в лесо-степном Зауралье и в Западной Сибири. Названа по курганам у села Саргатка в Омской области (первые исследования и раскопки В.П. Левашовой).

Хронологически Саргатская культура существовала на протяжении скифского и гунно-сарматского времени (VI в. до н. э. — V в. н. э.). В своем развитии прошла несколько этапов. Памятники Саргатской культуры представлены поселениями, городищами, курганами. Жилища как однокамерные, так и многокамерные. Площадь их существенно варьирует по ве­личине. По-видимому, это были полуземлянки, котлован которых слегка углублен в почву. Отапливались очагами. Исследованы и обширные наземные жилища — балаганы. Многообразные укрепления саргатских городищ состояли из наружного рва и внутреннего вала, а иногда и бревенчатых стен. Захоронения совершались, как правило, под курганскими на­сыпями. Могильник состоял из нескольких сооружений, которые возводились из пластов дерна. Диаметр их изменялся от нескольких метров до нескольких десятков метров. Наибольшие по высоте конструкции достигали порой 2 м и более. В ряде случаев центральная площадка кургана огораживалась 1, реже 2 или даже 3 концентрическими круглыми и многоугольными рвами. Погребальный обряд связан с присутствием огня, о чем свидетельствуют кострища, обжиг погребальных камер и т. д. В отдельных районах распространения Саргатской культуры (Притоболье) встречаются бревенчатые платформы, сооруженные в районе центрального погребения. Количество могил под насыпью варьи­рует от 1—2 на ранней стадии до более 10. Хоронили в земляных ямах, однако на поздней стадии культуры появляются впускные захоронения. Умерших помещали на спине в вытянутом положении. Для Саргатской культуры характерно наличие элитных погребений с чрезвычайно богатым инвентарем из драгоценных металлов. Эти комплексы почти полностью разграблены бугровщиками еще в период освоения русскими Сибири (см. Бугровщичество).

Инвентарь Саргатской культуры изготавливался по канонам сначала скифского, а затем гунно-сарматского времени. Вооружение: желез, мечи, бронзовые, железные и костяные наконечники стрел, остатки доспехов, атрибуты конской упряжи. Широк спектр орудий труда. Многочисленны украшения как из драгоценных и цветных металлов, так и из стекла и камня. Посуда весьма разнообразна по форме и орнаментации. Это горшки, кувшины, чаши, блюда и т. д. Орнамен­тировалась верхняя часть тулова сосуда: ряды горизонтальной елочки, свисающие на тулово резные треугольники и т. д.

Саргатская культура — археологическая культура, существовавшая с VII—VI веков до н. э. по III—V века н. э. в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири, вдоль крупных рек — Иртыша, Ишима, Тобола, по среднему течению Оми и в низовьях Исети. Самые северные памятники саргатской культуры открыты на широте Тобольска, на границе лесной зоны. На юге ареал распространения культуры совпадает с южной границей лесостепи. В восточных предгорьях Урала на западе и в Барабинской лесостепи на востоке также были найдены саргатские поселения и могильники.

Особое место принадлежит небольшим блюдам-алтарникам, имеющим ритуальное значение. В незначительном количестве на саргатских памятниках отмечена привозная среднеазиатская посуда. Хозяйство носителей Саргатской культуры имело ком­плексный многоотраслевой характер. Основой его было скотоводство. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Лошадей выращивали на мясо, крупный рогатый скот давал мясо и молоко. Скотоводство носило сначала пастушеский, затем отгонный, а на последующем этапе существования культуры, возможно, кочевой характер. О наличии караванной торговли свидетельствуют кости верблюдов и импортные предметы.

У саргатцев были зачатки земледелия, развитая охота, существовало рыболовство. Ремесло имело домашний характер. На отдельных памятниках (например, Рафаиловском городище) выявлены производственные участки для изготовления бронзовых орудий. Развивалась черная металлургия. На поселении Дуванское-15 обнаружены остатки кузницы. Саргатские кузнецы умели изготавливать стальные предметы. Обширные торговые связи существовали с населением Средней Азии, Казахстана, таежными племенами Западной Сибири, а также — опосредованно — с Китаем. В общественных отноше­ниях существовала социальная градация. Выделяются элитарная прослойка общества — вожди и военная верхушка, а также зажиточное, рядовое и зависимое население. Появля­ются специализированные военнве дружины. Общество находилось на стадии ранней формы государственности. Вероятна полиэтничность саргатского населения.

Лит.: Полосьмак Н.В. Бараба в эпоху раннего железа. Но­восибирск, 1987; Корякова Л.Н. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири. Свердловск, 1988; Матвеева Н.П. Саргатская культура на среднем Тоболе. Новосибирск, 1993; Она же. Ранний железный век Приишимья. Новосибирск, 1994; Она же. Социально-экономические структуры населения Западной Сибири в раннем железном веке. Новосибирск, 2000; Матющенко В.И.. Татаурова Л. В. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Новосибирск, 1997.

В.И. Молодин

Эпоха раннего железного века

По всему лесостепному коридору Западной Сибири, от восточных предгорий Урала до Центральной Барабы, в VI веке до н. э. — IV веке н. э. расселялись племена саргатской культуры (свое научное название они получили по материалам раскопок у села Саргатка близ города Омска). На севере им принадлежали земли вдоль Иртыша до самого устья Тобола, а на юге их владения простирались вплоть до жаркой ковыльной степи. Но больше всего влекли саргатцев благодатные пойменные луга вдоль рек. Здесь и располагались их многочисленные поселения и укрепленные форпосты-городища, которые возвышались на крутых и труднодоступных мысах, далеко врезавшихся в пойму. Эти естественные укрепления со всех сторон обносились тыном, а в самом уязвимом месте — там, где площадка городища плавно переходила в берег, — поперёк мыса выкапывался глубокий ров и насыпался вал. Иногда поселения возникали и на пологих берегах рек, где защититься в случае опасности было сложнее. Тогда рвы окаймляли жилую площадку уже с трех сторон, и городища приобретали округлую форму.

Тын — защитная стена вокруг поселения из врытых в землю и заостренных сверху бревен.

Как правило, укрепления городищ были однорядными, то есть состояли из одной линии сооружений, однако встречались городища, где ров располагался между двумя рядами валов, например, как это было на Иртыше (Горная Бития). И когда враги, пробив переднюю стену, попадали в этот тесный и узкий коридор, они оказывались в западне. Дно и стенки рва иногда укреплялись горбылями. Возможно, склоны валов, как это практиковалось и позже, в средневековье, в зимнее время поливались водой.

Излюбленным оружием саргатских воинов поначалу был лук скифского типа. Бронзовые втульчатые наконечники стрел также имели уже знакомые нам формы, а вот железные проникатели саргатцев постепенно приобрели солидные лопасти и черешок, отковать который было легче, чем привычную втулку. Такие наконечники указывают на то, что постепенно появляется новый лук, более мощный и крупный. Как и во всем «скифском мире», луками оснащалась легкая кавалерия — основная масса саргатского войска. Иногда конные стрелки вооружались короткими кинжалами-акинаками и боевыми ножами. Ими удобно было пользоваться, только спешившись, когда бой вступал в свою заключительную, рукопашную стадию.

«Летучие отряды» таких всадников обыкновенно занимали место в переднем эшелоне и действовали, внезапно нападая на врага и столь же быстро отступая в случае неудачи. В мирное время эти бойцы были, очевидно, рядовыми общинниками, разводившими скот, ходившими на охоту и обрабатывавшими землю.

Военное дело племен саргатской культуры испытывало на себе сильное влияние сарматского населения Приуралья. Это отразилось прежде всего на оружии ближнего боя. С V—IV веков до н. э. здесь распространяются длинные железные мечи.

Сарматы — кочевые ираноязычные племена, занимавшие степи от Приуралья до Дона. На раннем этапе (VII—IV вв. до н. э.) близки скифской культуре по формам оружия, конским уборам, «звериному стилю» в искусстве. Памятники этого времени носят название савроматских. В III веке до н. э. в античной письменной традиции распространяется новое название — «сарматы», вытесняющее прежнее. Сарматская культура формируется сначала в Приуралье и распространяется через Поволжье на запад вплоть до Северного Кавказа (сираки, аорсы, аланы) и Северного Причерноморья (языги, роксоланы). Вооруженные длинными мечами и копьями, закованные в латы сарматские воины наносят поражение скифам и вытесняют их с политической арены. Их господство сокрушено гуннами, которые в 375 году перебили значительную часть сарматского населения. Уцелевшие сарматы частично вместе с победителями и готами продвинулись в Западную Европу вплоть до Испании, частично же осели в горах Северного Кавказа, где вошли в состав некоторых современных народов — например, осетин.

Длинный железный меч, при всей его кажущейся простоте, появился далеко не сразу. Ведь лёгкая кавалерия, господствовавшая на полях сражений в эпоху раннего железного века, засыпала противника стрелами, ускользая от ответного удара. Приблизиться к атакующему неприятелю было чрезвычайно сложно, поэтому и потребность в длинных мечах отсутствовала. Но с широким распространением средств защиты бронзовые стрелы потеряли свою былую эффективность. Отряды, без больших потерь выдержав шквальный обстрел, шли в атаку.

С другой стороны, пока не была освоена кузнечная ковка разносортных полос металла, вряд ли могла серьёзно говорить о создании длинного клинкового оружия. Именно эта технология позволила отковывать клинок с твёрдым и одновременно пластичным лезвием. К сожалению, мы пока не знаем, где и когда в Сибири впервые была освоена такая технология, но немногочисленные клинки, найденные в воинских погребениях саргатской культуры, уже имеют слоистую структуру лезвия.

Основным наступательным оружием катафрактариев являлось длинное копье, которое при атаке воин удерживал двумя руками. Правда, таранные возможности такого боя в те времена ограничивались отсутствием стремян и седел с жёстким каркасом. Всадник держался на лошади за счет силы ног и умелой балансировки корпусом. При сильном ударе копьем он мог слететь с подушки. Чтобы избежать этого, атакующий воин разворачивался левым плечом вперед, слегка склонялся к гриве лошади и, охватив правой рукой древко за самый его конец, а левой ближе к середине, крепко прижимал копье к бедру.

Такой приём позволял наносить удар всей массой коня и всадника. В момент атаки поводья отпускались, и приученная лошадь под крики седока сама неслась вперед «Когда наступает время битвы, то, ослабив поводья и горяча коня боевым криком, он мчится на противника подобный какому-то железному человек или движущейся кованой статуе», — писал о персидскю катафрактариях Гелиодор, античный автор III века до н. э. Он же говорит еще об одном оригинальном приеме использования этого оружия: «Острие копья сильно выдается вперед, само копье ремнём прикреплено к шее коня нижний его конец при помощи петли держится на крупе коня, в схватках копьё... само напрягается и твердо упирается, нанося сильное ранение, и в своем стремительное натиске колет кого ни попало, одним ударом часто пронзая двоих». Впрочем, подобная манера делала катафрактариев фактически беззащитными при нападении противника сбоку, ибо поворачивалось привязанное копьё только вместе с лошадью, а сделать это быстро, не изувечив соседа и не развалив при этом строя, возможности не было.

Удар этих профессиональных воинов — пусть даже немногочисленных — представлял наибольшую опасность при тесно сомкнутом построении, но особенно страшной была их внезапная атака, когда неприятель, разгорячённый преследованием конных лучников, сам напарывался на острия копий. Иногда именно это решало исход боя. При этом с большой вероятностью воины лишались своих копий, не успевая извлечь их из тел поверженных противников.

Однако, одиночные тяжеловооруженные бойцы являли собой лёгкую добычу для конницы. Несколько конных лучников, легко ускользая от удара страшного копья, кружились на безопасном расстоянии, обстреливая эту громоздкую мишень, и рано или поздно стрела, пущенная с близкого расстояния умелой рукой, находила брешь в доспехах. Кроме того, стоило ранить лошадь, и всадник лишался необходимой подвижности. Поэтому главная сила тяжеловооружённого воинства заключалась в мощной слаженной атаке линейного строя. Пожалуй, в этом проявляется главное отличие тяжёлой кавалерии древнего мира от знаменитой рыцарской. Вопреки внешнему сходству набора вооружения, последние были индивидуальными бойцами, и средневековое сражение распадалось на ряд

Читайте также в Сибириаде:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири