Новости

Барабинцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БАРАБИНЦЫ, барабинские татары, тюрки Барабы, самоназвание «бараба», «барама» — коренная тюркоязычная этническая группа Западно-Сибирской равнины. Компактно расселены в Центральном Обь-Иртышском междуречье, в облас­ти, которая называется по имени занимающего ее народа Барабой (Барабинской лесостепью или низменностью).

В составе Барабинцев выделяются 3 этно-территориальных группы, в соответствии со старым родоплеменным разделением обознача­емые как барабинско-туражская, теренинскочойская и любейско-тунусская. Поселения Барабинцев расположены в Барабинском, Венгеровском, Усть-Тарском, Чановском, Куйбышевском, Каргатском, Убинском, Кыштовском, Северном районах Новосибирской области.

В материалах Всероссийской переписи 1897 и Всесоюзной пе­реписи 1926 Барабинцы были выделены как отдельная этническая груп­па. Численность, по данным этих переписей, составляла 4 433 человек и 7 528 человек соответственно. При последующих переписях Барабинцев включались в состав остальных татар, поэтому их численность может быть определена лишь оценочно. Так, в начале 1970-х гг. в барабинских населенных пунктах проживали при­близительно 8,4 тыс. татар, но в это число входили и потомки поволжско-приуральских татар-переселенцев, которых могло быть до 20% от общего количества жителей. Барабинцы гово­рят на барабинском диалекте языка сибирских татар (см. Барабинско-татарский язык).

Преобладающей среди популяций Баранцев является гете­рогенная уральская малая (2-го порядка) раса, или, по другому варианту классификации, обь-иртышского тип западно-сибирской расы. Палеоантропологические материалы, а также консерватив­ные дерматоглифические и одонтологические признаки позволя­ют говорить о некотором тяготении барабинских популяций в сторону европеоидности.

Барабинцы сформировались на основе преимущественно 2 компонен­тов. Первый представлен субстратным населением Западной Сибири, относившимся в целом к уральской этнолингвистической общности. Второй складывался приблизительно с VIII в. н. э., когда начались массовые миграции групп населения с юга, с территории Саяно-Алтая. Эти группы мигрантов были преимущественно тюркскими, но включали в себя также южно-самодийские, енисейскоязычные и, вероят­но, монгольские элементы. Несмотря на языковые различия, они обладали культурным сходством, которое характеризовалось сочетанием производящей и присваивающей экономи­ки и комплексностью основных культурных составляющих. С первым компонентом связаны элементы северной рыболовческо-охотничьей культуры (развитие запорного рыболовства, заготовка рыбы впрок, лодки-долбленки, остроголовые идолы-курчак, хранившиеся в доме или в лесных пос-тройках-«амбарчиках», приемы орнаментации бересты и др.), со вторым — южносибирской охотничье-коневодческой (способы буксировки, 2-скатные жилища-полуземлян­ки, шаманизм и др.).

Весь средневековый период истории тюркского населе­ния Барабы характеризуется интенсивными контактами с соседними угорскими и самодийскими группами, что нашло отражение в местной топо- и этнонимике. Завершение фор­мирования Барабинцев как отдельной этнической общности относится к концу XVII - началу XVIII в.

Традиционные занятия Барабинцев разнообразны, что определяет­ся различием географических условий их обитания. В таежной зоне на первое место выходят традиционная мясная и пушная охота и рыболовство. В лесостепной — данные виды деятельности допол­няются коневодством, призванным обеспечивать ведение охотничье-рыболовные хозяйства. На юге, в остепненной зоне, большое развитие получило скотоводство, в том числе разведение мелкого рогатого скота. В лесостепной и степной зонах распростра­нялось земледелие. Соответственно, значительным разнообра­зием отличались типы жилых и хозяйственных сооружений, включая полуземлянки, саманские и дерновые дома. Сохраняются традиционные типы лыжных лодок, различные формы буксировки и перемещения промысловых грузов. Пожилые женщины про­должают носить традиционный костюм, состоящий из платья прямого покроя (килек, кульмек), бархатные или шелковые безрукавки (камсул, камсол) и жакета (бешмет, пишмет). В ряде мест бытует и традиционная промысловая обувь — царык, чарых (обувь без голенищ) и итек (сапоги). Распространены различные украшения: накосные звеня­щие подвески (чулпа, цолпу), бусы (мунцак), браслеты (блалик, бэласик), кольца, перстни (есык).

Продолжает функционировать особый этносоциальный ин­ститут «тугум», представляющий собой объединение нескольких родственных семей. В рамках этого объединения чрезвычайно сильно развиты традиции взаимопомощи, которые проявляются в участии всех членов тугума в семейных торжествах, строительстве дома, ликвидации последствий не­счастного случая и т. д.

В отличие от большинства тюркоязычных групп населе­ния Западно-Сибирской равнины, Барабинцы еще в начале XVIII в. были шаманистами и только в первой трети XVIII в. у них нача­лось распространение ислама суннитского направления. Это обусловило глубокий синкретизм религиозных воззрений Барабинцев, сочетание исламских и неисламских элементов в их мировоззре­нии. Последние проявляются в существовании развитого культа духов-хозяев (иясе, чалу, этеней), особенностях погребальной и праздничной обрядности, намогильных со­оружений. Наиболее популярным сюжетом фольклора является борьба татарских богатырей против белого (рус­ского) царя или, напротив, в союзе с русскими против набегов степных кочевников.

Лит.: Радлов В.В. Образцы народной литературы тюрк­ских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб., 1872. Ч. 4; Дмитриева Л.В. Язык барабпнских татар. Л., 1981; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Запад­но-Сибирской равнины в конце XVI — начале XX в. Новосибирск, 1992; Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Frank A.J. Varieties of Islamization in Inner Asia: the case of the Baraba Tatars, 1740-1917 // En Islam Siberian. Paris, 2000; Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональ­ный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004.

А.Г. Селезнев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири