АСТАНА, священное место западно-сибирских татар. К настоящему времени на территории Западной Сибири зафиксировано свыше 60 астан. Подавляющее большинство их находится в Тюменской области: в Вагайском, Тобольском, Уватском, Ярковском и отчасти в Аромашевском и Тюменском районах. Самой северной является Цингальская Астана (у села Цингалы Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа), а южная граница пролегает в Усть-Илимском районе Омской области.
Под словом Астана понимаются могилы святых или строение на могиле. Термин Астана происходит от персидского asitan, asitana, astan — порог, царский двор, дворец счастья, место отдыха и сна, могилы пророков и других святых людей.
Наиболее вероятно, к татарам Сибири культ Астаны проник как вследствие прямого иранского влияния, связанный со специфичными исламскими группами Центральной Азии, так и опосредованно — через тюркоязычных носителей мусульманского мистицизма.
Письменной или устной традициями наличие Астаны обычно соотносится с могилами пришедших в Сибирь из Бухары исламских миссионеров братства Накшбандийа, которые погибли в религиозных столкновениях с язычниками — аборигенами края. Согласно некоторым письменным источникам, это событие имело место в 797 г. хиджры (1394—95).
Однако процесс «кодификации» Астаны и возведения мавзолеев как объектов культа происходил позже, по мере утверждения ислама в регионе, и затянулся надолго: видимо, с рубежа XV—XVI вв., в особенности в период правления Кучума, вплоть до середины XVIII в. Но уже при Кучуме культ святых был учрежден почти официально и служил важным инструментом религиозной политики. Погибших стали почитать как мучеников за веру (аулиелар, йохшилар), а к их могилам — Астана (остана) — традиционно стали совершать паломничество в середине лета.
Первый тип Астаны объединял святые места, связанные с доисламским культом природы (почитание выдающихся по размерам и необычности холмов, озер, деревьев, камней и некоторых других объектов). Второй тип, возникший на основе промыслового культа и культа семейно-родовых покровителей, был представлен рукотворными святилищами различных конструкций (избушками-амбарчиками, миниатюр, чумами, свайными помостами, ямами и др.). Объектами поклонения выступали антропоморфические изображения духов-хозяев мест и семейно-родовых покровителей — курчаклар («куклы»). Третий тип Астаны связан с культом предков в разнообразных формах его проявления: предки — родоначальники родов, генеалогических групп, селений и т. п., наделяемые в фольклоре сибирских татар чертами богатырей (Санкир и Манкир, Йаик-бай и др.). Местами почитания данной группы святилищ являлись курганы, отдельные места и урочища, связываемые татарами с другими поселениями, что в отдельных случаях подтверждается археологическими материалами. К четвертой группе принадлежат святые места, возникшие в более позднее время. Это места захоронения героев легенд.
Лит.: Катаное Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири //Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1897. Вып. 7; Белич И.В. Культовые места сибирских татар как историко-этнографический источник //Роль Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987; Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993; Адаев В., Белич И., Зиннатуллина Г. и др. О региональных особенностях ислама и почитании Астана //Региональные социокультурные процессы: Тематический сб. Тюмень, 2004.
И.В. Белич, А.П. Ярков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей