АНГАРСТРОЙ (АНГАРЛАГ), Ангарский исправительно-трудовой лагерь Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД (ГУЛЖДС МВД) (1947-64), известен как строительство № 120 НКВД СССР.
Создан для строительства западного участка БАМ от станции Тайшет до станции Советская Гавань с местопребыванием управления в Братске Иркутской области (позже — в Заярске I). Дополнительно заключенные использовались на строительстве и обслуживании верфей, речного порта, судостроительного, известкового, кирпичного и авторемонтного заводов, автогужевых дорог, в осуществлении железнодорожных и водных перевозок, на лесозаготовках и в сельском хозяйстве и прочее.
Численность заключенных составляла: в 1947 — 6 701 человек, 1948 — 9 646 человек, после объединения с Тайшетским ИТЛ: в 1949 - 35 959 человек, 1950 - 43 591, 1951 -41 626, 1952 - 26 858, 1953 - 21 156, 1954 - 20 443), 1955 - 14 874, 1956 - 17 057, 1959 - 13 361, 1960 -9 927 человек. В 1947 в распоряжение АнгарЛАГ было передано несколько десятков тысяч военнопленных японцев.
Силами заключенных к ноябрю 1950 завершена укладка главного пути на участке Братск—Усть-Кут, возведен мост через Ангару, в начале 1950-х гг. закончено железнодорожное строительство на участке Тайшет—Братск. После ликвидации ГУЛАГ в 1957 Ангарске реорганизован в исправительно-трудовую колонию МВД РСФСР. Ангарск возглавляли: подполковник М.В. Филимонов (1947—50), инженер-полковник Б.П. Грабовский (1951—53), подполковник Г.А. Левтеев (1953—56).
Лит.: Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923-1960. М., 1998.
С.Н. Ушакова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей