АДВОКАТУРА, профессиональная организация адвокатов (поверенных). Сибирская адвокатура значительно отставала в развитии от своего аналога в Европейской России. Тем не менее сибирская и европейская адвокатура прошли одни и те же этапы в своей организации. Организационное оформление сибирской адвокатуры произошло довольно поздно и было связано с проведением судебных реформ 1885 и 1896, которые учреждали состязательный порядок судопроизводства. До этого в Сибири господствовала розыскная система судопроизводства, где ведущую роль играла судейская коллегия. До конца XIX в. канцелярия суда занималась сбором материалов по делу, носивших как обвинительный, так и оправдательный характер. Таким образом, суд выполнял функции защиты и обвинения. Дореформенная судебная система предусматривала организацию ходатаев и стряпчих, участие которых в процессе было формальным. В их обязанность входило, действуя от имени просителя, составлять различные прошения, следить за оформлением исков и прочих документов, необходимых для судебного процесса. Деятельность подобных ходатаев ничем не регламентировалась, в их среде имелось много недобропорядочных лиц. Отношение общества к дореформенной адвокатурой было негативным.
Реорганизация суда, проведенная в 1885, внедряла элементы состязательности и предусматривала присутствие адвокатов на судебном процессе. Согласно временным правилам от 25 февраля 1885, «по делам о преступлениях, влекших за собой лишение всех прав состояния», прокурорский надзор поддерживал обвинение на суде, а подсудимому предварительного суда назначался защитник из состоявших при суде чиновников или посторонних лиц, которым закон не воспрещал ходатайство по чужим делам. Данная реформа суда носила ограниченный характер и не стала толчком к развитию института адвокатуры.
Судебная реформа 1896 предусматривала такой состязательный процесс, в котором самостоятельную роль играли институты защиты и обвинения. Теперь суд определял виновность подсудимых, степень их наказания, основательность исков по фактам, представленным прокурорским надзором, участниками процесса, а также их поверенными. Изменились требования к профессиональной адвокатуре, состоявшей теперь из присяжных и частных поверенных.
Присяжные поверенные были организованы в особую профессиональную корпорацию, к вступавшим в нее предъявлялись высокие требования. Присяжными поверенными не могли стать лица, не достигшие 25-летнего возраста; наказанные лишением или ограничением прав; состоявшие под следствием по преступлениям; уволенные с гражданской службы; объявленные несостоятельными должниками; также иностранцы, женщины, государственные служащие, бывшие священнослужители и прочие. Кроме того, существовали дополнительные требования, которые базировались на законах, регламентировавших социальный, национальный и другие вопросы. Например, лицам нехристианского вероисповедания требовалось разрешение министра юстиции для занятия адвокатской деятельностью. Особые ограничения вводились для евреев, число которых не должно было превышать 10% от общего количества присяжной адвокатуры данного судебного округа. Для получения статуса поверенного закон предусматривал также высокий стаж (не менее 5 лет службы на судебных должностях и специальную подготовку под руководством присяжного поверенного в качестве его помощника), высшее юридическое образование и положительное решение совета присяжных поверенных, которое зависело от нравственных качеств будущего адвоката. В Сибирском регионе до 1905 обязанности советов присяжных поверенных возлагались на окружные суды.
Реформа 1896 поставила перед присяжными поверенными большие задачи. Помимо права «хождения по чужим делам» и требования вознаграждения за проделанную работу они должны были охранять авторитет и достоинство своей корпорации. Им запрещались занятия, несовместимые со званием присяжных поверенных: служба на государственных и выборных должностях (за исключением неоплачиваемых почетных и общественных должностей), комиссионерская деятельность, маклерство и прочее. Члены адвокатуры в обязательном порядке избирали местожительство в пределах судебного округа. Звание присяжного поверенного присуждалось только после принесения присяги.
Наряду с присяжной адвокатурой функционировал институт частных поверенных. Долгое время численность присяжных и частных поверенных в Сибири была примерно одинаковой. Частная адвокатура представляла собой по существу дореформенный тип ходатаев. Государство регламентировало их деятельность законом от 1872. Начиная с этого времени частные поверенные обязывались выкупать в окружных судах или судебных палатах специальные свидетельства, разрешавшие ходатайствовать в общих или мировых судебных местах в течение года. Деятельность по таким свидетельствам не ограничивалась рамками одной судебной палаты и распространялась на всю территорию России. Требования к частным поверенным ограничивались только знанием законов и правил ведения дел. Судебные учреждения могли не брать во внимание нравственность и образовательный уровень лиц, которым выдавали свидетельства. Однако в Сибири окружные суды как орган надзора требовали от мировых судей или полицейских чиновников предоставления отзывов по месту прежней службы или жительства частных поверенных. Взаимоотношения между частными и присяжными адвокатурами складывались непростые. Тем не менее функциональные различия между частными и присяжными адвокатурами на территории Сибири были сглажены, так как частные поверенные выполняли часть общественной работы, которая предусматривалась для присяжных поверенных.
Сибирская адвокатура развивалась по 2 направлениям: общественная деятельность и поиск оптимальных форм самоорганизации. Уже в конце XIX в. в среде адвокатов возникли инициативы по созданию юридических консультаций. Появление консультаций в Благовещенске, Иркутске, Омске, Томске, Чите происходило в русле общероссийского движения, направленного на стремление оказывать помощь бедным слоям общества. Однако с самого начала сибирские адвокаты пытались превратить консультацию в высший дисциплинарный орган, предоставив ей право контроля по вопросам адвокатской этики. Наличие собственного корпоративного устройства содействовало общему подъему самосознания адвокатуры в Сибири. Консультации за непродолжительное время своего существования показали, что они являются одним из эффективных средств связи населения с правосудием. Сибирская адвокатура постепенно завоевывала себе общественное признание, активно участвуя в общественной жизни региона в составе различных обществ и попечительных советов.
Новый этап в развитии сибирской адвокатуры связан с законом от 21 июля 1904, согласно которому в сибирских судебных округах было разрешено открыть советы присяжных поверенных. В Восточной Сибири (округ Иркутской судебной палаты) это учреждение возникло сразу, в Западной Сибири (округ Омской судебной палаты) — в мае 1911. Западно-сибирская адвокатура находилась в сложном положении. В Томской губернии концентрировалось больше половины присяжных поверенных, т. к. университетский Томск являлся интеллектуальным центром западно-сибирской адвокатуры. Однако административным центром судебного округа выступал Омск, где находилась судебная палата. Поэтому для учреждения совета присяжных предстояло командировать значительную часть представителей томской адвокатуры в Омск, что было трудно осуществить с учетом насыщенной деятельности поверенных.
Совет присяжных поверенных состоял из председателя и членов. Согласно негласному правилу, один член совета представлял 10 присяжных поверенных. Постоянное увеличение числа членов совета присяжных поверенных отразило еще одну тенденцию — рост адвокатур отдельных сибирских городов. Совет являлся высшим дисциплинарным органом присяжной адвокатуры. В его обязанности и права входили: принятие прошений от лиц, желавших приписаться/выйти к/из корпорации присяжных поверенных; рассмотрение жалоб на действия присяжных адвокатов и наблюдение за точным исполнением ими законов сообразно с пользой для их доверителей; выдача своим подопечным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета; назначение поверенных для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности, а также обратившихся в совет с просьбой о назначении им таковых; определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по сему предмету между ним и тяжущимся и в случае, когда между ними не заключено письменное условие; распределение между присяжными поверенными процентного сбора; определение взысканий с поверенных как по усмотрению совета, так и по поступающим жалобам.
Институт помощников присяжных поверенных в пореформенной России также проделал значительный путь. Помощники присяжных поверенных предназначались для службы в канцелярии адвоката. В 1869 Петербургский совет присяжных исключил из состава этого института лиц без университетского образования, определил список помощников, в который не включались нравственно неблагонадежные лица. Это решение приобщило помощников к корпорации адвокатов, изменив их функции, которые теперь представляли собой первую ступень присяжной адвокатуры. Законодательство отрицало за помощниками присяжных поверенных принадлежность к корпорации адвокатов и приравнивало их к частным поверенным. Поэтому помощники должны были выкупать особые разрешения на ведение судебных дел. Расцвет института помощников присяжных поверенных пришелся на период с 1907, когда их количество существенно увеличилось. Помощники опирались на организацию присяжной адвокатуры, проходили хорошую школу в виде личного и кориоративного патроната, находившегося под надзором органов самоуправления адвокатов. Корпоративный патронат заключался в подготовке и обсуждении актуальных докладов, занятиях делопроизводством в консультации, общении с коллегами на различных собраниях, диспутах по юридическим проблемам и пр. В среднем 1 присяжный поверенный шефствовал над 4 подопечными.
Помимо присяжной и частной адвокатуры, широкое распространение получил такой специфический институт представительства на суде, как юрисконсульство. Данный институт защищал права того или иного административного учреждения. В уголовном процессе интересы казны представляла прокуратура, в гражданском — юрисконсульты. В торгово-промышленных предприятиях развитие юрисконсульства было связано с установлением постоянного круга клиентов. Обычно юрисконсульт не только представлял интересы организации в суде, но и оказывал любую юридическую помощь.
В годы революции 1905—1907 адвокатура в Сибири стала активно заниматься популяризацией права, что позволило адвокатам не только занять передовые позиции в рядах провинциальные элиты, но и оформить своеобразное течение, которое условно можно назвать правовым областничеством. Его идеи сводились к уравниванию Сибири в правах на правосудие с метрополией (развитие института присяжных заседателей, увеличение штата судей, создание достаточного количества судебных мест), а также к внесению в судопроизводство в Сибири начал «индивидуализации правовых норм», согласно своеобразным условиям жизни края. Адвокаты участвовали в выборах в Государственную думу в качестве кандидатов в депутаты (П.В. Вологодский, И.А. Якушев), представляли интересы региона в Государственной думе (П.В. Вологодский, Ф.И. Милошевский, Р.Л. Вейсман), управляли партийными ячейками (С.Д. Черняков).
Во время революционных событий 1917 объем работы адвокатов существенно сократился, население стало меньше обращаться в суды. Многие адвокаты занялись общественной деятельностью в комитетах общественной безопасности, земствах, советах, земельных и продовольственных органах. Большинство общественных организаций и органов власти революционной эпохи имело в своем составе юрисконсультов или юрисконсультские отделы. Февральская революция способствовала укреплению высокого социально-политического престижа корпорации. Ее представители оказались востребованы реорганизованными и вновь созданными органами власти и управления, включая институт комиссаров Временного правительства (Б.М. Ган, а также многочисленными политическими партиями и движениями (П.Я. Цербер, П.В. Вологодский, В.А. Жардецкий и другие). В крупных сибирских городах (Томск, Омск, Иркутск) большинство адвокатур участвовало в деятельности социалистических партий эсеров и меньшевиков, часть придерживалась кадетской ориентации. Политическая борьба внесла раскол и в без того глубоко дифференцированную по своему мировоззрению адвокатскую среду. Так, К.А. Попов возглавил Омский совдеп, П.Я. Дербер стал одним из лидеров областнического движения.
В период недолгого существования советской власти, приступившей к созданию новой системы судопроизводства, адвокатура размежевалась в своем отношении к большевикам на их сторонников, противников и занявших позицию нейтралитета. Согласно корпоративному расследованию, проведенному советом присяжных поверенных Омской судебной палаты в августе 1918, была установлена причастность к созданию и деятельности органов советской власти 30 адвокатов и их помощников из общего числа 184 по Западной Сибири. Большая часть из них подверглась за это арестам и лишилась прав на профессиональную деятельность.
Возобновление адвокатской практики связано с установлением на востоке России власти антибольшевистских правительств. При них деятельность судов общей юрисдикции не только восстановилась, но даже расширилась за счет выездных сессий. С января 1919 в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке был введен суд присяжных. На общественных началах адвокаты выступали в качестве защитников также в военно-полевых судах.
В годы Гражданской войны на территории Советской России в ходе реформирования системы судопроизводства профессиональный статус адвокатуры радикально изменился, вплоть до исчезновения самого наименования профессии и введения нового термина «правозаступник». Шло разрушение корпорации и социально-профессиональных связей, значительная часть прежней адвокатуры переходила на государственную службу. Учреждались новые органы корпоративного управления — коллегии. Проведенная в 1922 реформа правовой сферы повлекла за собой восстановление институтов прокуратуры и юридической защиты (26 мая 1922 сессией ВЦИК принимается положение о защитниках, уточненное 5 июля 1922), но уже с видоизмененными функциями и под жестким контролем не только государственных, но и политических органов.
Принятое положение о коллегиях защитников (КЗ) предусматривало их создание при судебных органах (краевых, губернских, с 1925 — окружных). Жесткость контроля последних над корпорацией отчасти компенсировалась в 1920-е гг. сохранением некоторых принципов автономии. В краевых и губернским КЗ создавались президиумы коллегий с правами как приема, так и отвода кандидатов в члены коллегии защитников (ЧКЗ) (с обязательным согласованием кадровых вопросов с надзорными судебными органами), рассмотрения дисциплинарных дел защитников и организации работы юридических консультаций для населения. Положение о защите первоначально сохраняло за ЧКЗ право на частную практику, в 1930-е гг. окончательно вытесненную в нелегальную сферу. Размер оплаты юридических услуг был дифференцированным, он зависел от социального статуса клиентов: такса по-разному взималась с трудящихся и «классово-чуждых элементов», с частных лиц и государственных учреждений или колхозов.
Отнесенные к категории «лиц свободных профессий», защитники испытывали на себе ряд социальных и материальных ограничений и частично дискриминацию — не будучи членами профсоюзов, они исключались из системы социального страхования и льготных медицинских услуг, платили высокие налоги, их дети не имели прав на бесплатное образование и т. д. Только в 1934 ЧКЗ были приняты в профсоюз, для них вводилось социальное страхование с бесплатной лечебной помощью и пенсионным обеспечением. Наряду с этим происходило постоянное сужение категорий и групп общества, экономически и социально независимых от государства (нэпманы, кулаки и др.), которые, в свою очередь, могли обеспечить экономическую основу независимости корпорации защитников. Защита правовых интересов «непролетарских элементов» из материально выгодного дела превращалась в рискованную деятельность. Дифференцированная оплата труда заменялась распределительной системой.
В начале 1930-х гг. была проведена реорганизация КЗ — отныне коллективы защитников осуществляли функции регулирования их профессиональной деятельности. Усиливались формы контроля над составом и деятельностью ЧКЗ как извне, со стороны партийно-государственных органов, так и изнутри, благодаря пополнению группы новыми «советизированными» кадрами. С конца 1920-х гг. количество юристов дореволюционной формации, составлявших большинство ЧКЗ, резко сокращается в результате перманентных «чисток», ставших после 1929 главным инструментом «фильтрации» данной корпора-тивной группы. Начальным чисткам было положено циркулярами Наркомата юстиции РСФСР в марте и сентябре 1929 о «пересмотре», «проверке и чистке» состава КЗ. В течение 1929 исключению из КЗ подверглась половина (15 из 30) новосибирских защитников, а в 1931 в тех же пропорциях состоялась «чистка» томской коллегии.
В 1930-е гг. среднегодовая численность ЧКЗ Западной Сибири колебалась от 110 до 140 человек. Динамика изменения численность определялась высокой текучестью кадров и «фильтрацией» состава. В период с октября 1932 по октябрь 1933 число защитников в Западной Сибири увеличилось на 70 человек, за тот же период из их состава по разным причинам выбыло около 40 человек. Менялся социальный и демографический состав ЧКЗ: выходцы из рабоче-крестьянской среды составляли теперь не менее половины, удельный вес женщин за первую половину 1930-х гг. вырос с нескольких процентов до 12%.
К середине 1930-х гг. кадровый состав ЧКЗ расценивался партийно-советским руководством края как неудовлетворительный: около 25% защитников относились по своему происхождению к «чуждым» элементам, почти половина ЧКЗ служила в царской судебно-следственной системе, офицерами в «белых» армиях или в советское время исключалась из ВКП(б), «вычищалась» из органов юстиции и т. д. Из 115 ЧКЗ не было ни одного члена партии. Образовательный уровень членов корпорации определяли 2 основные группы: с высшим, незаконченным высшим (30%) и средним (30%) образованием; окончившие краткосрочные юридические курсы (30%). Остальные относились к лицам с низшим и домашним образованием. По стажу работы ядро корпорации (около трети численности) представляли защитники, работавшие в КЗ 6—9 (17 %) и 10 и более (13%) лет. Остальную часть составляли лица, имевшие небольшой стаж работы, среди них треть со стажем менее 2 лет (стажеры, практиканты).
Взаимоотношения между судебным и надзорным институтами и корпорацией защитников носили деформированный характер. Состязательность сторон обвинения и защиты в судебном производстве становилась все более декоративной, особенно по уголовным статьям с политической окраской (ст. 58, 61, 107 и др. УК РСФСР). Народные судьи априорно наделялись более высоким социально-профессиональным статусом, чем защитники. Умело выстроенная защита и результативные кассационные жалобы на судебные решения воспринимались как линия на «подрыв авторитета пролетарского суда» и порождали многочисленные межличностные конфликты между защитой и судебно-следственной системой. Этому способствовало также то, что заработная плата защитников в среднем превышала доходы судебных работников.
Действия надзорных (судебных) органов по контролю над корпорацией защитников приобретали все более жесткий характер. Под контроль ставилась как сама профессиональная деятельность (работа в судах, юридическая помощь), так и источники доходов и механизмы их распределения. Фиксировалась информация о бытовом поведении защитников. Любые отклонения от нормативного поведения квалифицировались как дисциплинарные нарушения. Ежегодно до 40% защитников подвергались дисциплинарным взысканиям, часть из них далее исключалась из корпорации. В 1930-е гг. судебные органы продолжали осуществлять чистки ЧКЗ, руководствуясь формально критериями профессиональной пригодности, а фактически признаками политической лояльности и благонадежности. В 1935 Западно-Сибирский краевой суд принял решение не только о роспуске Президиума краевой КЗ как «засоренного выходцами из классово-чуждых элементов и не обеспечившего руководства», но и об отзыве из КЗ 15 из 115 ее членов за профессиональная непригодность и «бытовое разложение», «рвачество» и «антисоветские настроения». В 1937 14 защитников (13% из работавших в Западной Сибири) подверглись аресту органами НКВД. Угроза обвинений в «контрреволюции» сопровождала защитников повседневно и повсеместно в силу публичного характера самой профессии. Выполнение профессиональных обязанностей в Сталин, эпоху ставило защитников в условия выбора: противодействие произволу властей или формальное исполнение своих функций. Самой распространенной линией поведения защитников при ведении политических дел становился конформизм. К середине 1930-х гг. власть добилась желаемого результата на пути превращения корпорации защитников в управляемую группу.
26 августа 1939 СНК СССР утвердил «Положение об адвокатуре СССР», согласно которому адвокатура возвращалось ее прежнее традиционное наименование, создавались юридические консультации как основной структуры деятельности адвокатуры. Совместительство для адвокатуры не допускалось. Перед Великой Отечественной войной произошел резкий количественный рост корпорации. Так, численность адвокатов в Новосибирской области с 61 человек (июль 1938) возросла до 133 (октября 1940). Среди 58 адвокатов, работавших в городских консультациях, насчитывался уже 21 член. ВКП(б). Доля женщин в составе адвокатуры превысила 20%. Стаж профессиональной деятельности половины работавших составлял 1—3 года, что свидетельствует о радикальном обновлении персонального состава корпорации к концу 1930-х гг.
В 1940-х — первой половине 1950-х гг. сохранялось подчиненное положение адвокатуры в советской правовой системе. Риски и невысокий престиж профессии приводили к тому, что лишь незначительная часть выпускников юридических институтов становилась адвокатами. В начале 1960-х гг. в адвокатуре страны насчитывалось около 13 тыс. человек. В период хрущевской «оттепели» значение адвокатов в уголовном и гражданском судопроизводстве уже не подвергалось сомнению. В 1961 вводится открытый процесс при полном составе суда, защите дается достаточное время для подготовки к процессу. Но советский адвокат не был законным представителем обвиняемого в качестве независимой стороны. Защитник, как и прокурор, в ходе судебного разбирательства обязывался разъяснять общественно-политическое значение дела, подвергать анализу и оценке полученные доказательства, давать юридическую оценку установленным фактам, характеризовать личность обвиняемого, высказывать свое понимание меры преступления или призывать к оправданию обвиняемого.
В результате повышения статуса защиты в судопроизводстве и курса, взятого на «строжайшее соблюдение социалистической законности и правопорядка», в 1970— 80-е гг. увеличивается количество адвокатов, изменяется статус адвокатуры. В соответствии с Конституцией 1977 адвокатура официально признается конституционным органом. Коллегии адвокатов рассматриваются как «общественные организации», но они могут быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.
В РФ адвокатура представляет собой добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Коллегии адвокатов являются юридическими лицами. Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание (конференция) членов коллегии. Значительную роль адвокатуры в современной России определяется условиями функционирования рыночной экономики и построения правового общества.
Лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. 1883-1913. СПб. Т. V, № 2770; Т. XVII, № 12932; Черкасова П.В. Формирование и развитие адвокатуры в России в 60—80-е гг. XIX в. М. ,1987; Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. М., 1989. Т. 8; Энциклопедический юридический словарь. М, 1997; Звягин СП. Правоохранительная политика А. В. Колчака. Кемерово, 2001; Глазунов Д. А. Деятельность судебных учреждений Томской губернии (конец XIX — начало XX вв.). Барнаул, 2006.
Д.А. Глазунов, С А. Красильников, А.И. Савин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей