Новости

Агиография сибирская XVII в // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АГИОГРАФИЯ сибирская XVII в., вид церковной литературы — жизнеописания святых.

В области агиографии в Си­бири в XVII в. было создано всего 2 жития — Василия Мангазейского и Симеона Верхотурскогои Сказа­ние о явлении и чудесах Абалакской «Знамение» иконы Божией матери. Наиболее раннее из них — Сказа­ние о Абалацкой иконе, где рассказывается, как вдове Марии из окрестностей села Абалак близ Тобольска во сне являлась икона Знамения Богородицы в сопровож­дении свв. Марии Египетской и Николая Мирликийского, приказывая строить церковь в Абалаке во имя Знамения. Явления повторялись несколько раз, прежде чем Мария решилась сказать о них своему духовному отцу и архиепископу. С этого времени начали строить цер­ковь. В первоначальной редакции Сказание было создано в 1641, возможно Саввой Есиповым на основании следственного де­ла о явлении иконы в 1636. Текст ранней редакции, опубликованный А. Юрьевским, еще близок документу по манере изло­жения, но в нем уже исключены многие конкретные сведения, добавлены предисловие и риторское отступления с оценкой событий. В дальнейшем вплоть до 1670-х гг. Сказание пополняется рассказами о чудесах, принадлежащими разным лицам. Выделяется группа чудес середины 1640-х гг., связанная с именем свящ. Павла Стефанова (дополненных све­дений нет), а также чудеса, записанные тобольским митрополитом Корнилием (1664—77) или по его распоряжению. Осо­бенность Сказания — отсутствие явления иконы как та­кового: Мария видит ее лишь в своих видениях и потом узнает в копии Новгородской иконы. По образцу послед­ней икона пишется тобольским иконописцем Матфеем Мар­тыновым. Ситуации, когда икона создается после обна­родования чуда о ее явлении, не отмечается ни в одном из известных сказаний о чудотворных иконах. Абалакская ико­на была наиболее почитаемой святыней Сибири в XVII в. Сказание о ней во многом определило местную агиографическую тради­цию: близость документу, демократический характер чудес, влияние северо-русских литературных традиций.

Эти черты в наибольшей степени отразились в Жи­тии Василия Мангазейского, созданном во второй половине XVII в. Оно сохраняет тип повествования, характер­ный для сибирской и северо-русской традиции, представляя особую жанровую разновидность — житие «святого из гробни­цы». В нем нет собственно жития как связной биогра­фии подвижника, оно состоит из отдельных рассказов о чу­десах и видениях от явившейся в Ст. Мангазее гробни­цы, благодаря которым узнается имя святого и сведения о его жизни. Эти рассказы напоминают части следственного дела, цель которого — доказать достоверность свершив­шегося чуда.

В настоящее время известно 5 редакторских памятника, все со­зданы в Туруханском Свято-Троицком монастыре. То­больские церковные власти стремились к канонизации первого в Сибири святого и сообщали в Москву о всех мангазейских чудесах.

В концу XVII в. в Тобольском Архиерейском доме написана «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца» — самое раннее агиографическое сочинение, посвященное св. Симеону Верхотурскому. Памятник создан по инициати­ве митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) и отчасти им самим, что повлияло на жанровую природу текста: традиционные житийные элементы сочетаются с ораторско-публицистическим и лирическим началом; большое внимание уделено описанию миссионерской деятельности Игнатия, теме христиан, просвещения Сибири. Как и Житие Василия Мангазейского, «Повесть...» не содержит подробной агиобиографии святого. Скудные сведения о нем вложены в уста старожила села Меркушино, 70-летнего старца Афанасия, не помнившего даже имени праведника (оно явлено в нескольких видениях разным лицам). В воспоминаниях оче­видца св. Симеон предстает как пришедший «с Руси» смиренный странник. В Меркушине он подвизался тем, что шил особые нашивки на шубы (по легенде, не бе­ря за это плату). По словам С.В. Бахрушина, Симеон Верхотурский «воплотил в себе тип гулящего человека, каких много забредало в Сибирь через Верхотурские ворота» (Бахрушин СВ. Научные труды. М., 1956. Т. 3, ч. 1. С. 353). После перенесения мощей святого в Верхотурский Николаевский монастырь «Повесть...» по­полняется новыми чудесами, представляющими Симе­она как юродивого, что оказало влияние на последую­щую церковную традицию его почитания. В первоначальном виде «Повесть...» не сохранилась, но легла в основу Ранней и Распространенной редакции, в последней добавляется мно­жество новых посмертных чудес. В 1846 была составлена «Выписка из имеющихся в Верхотурском Николаевском монастыре Пермской епархии записей и других доку­ментов» о святом. Она использована при составлении поздних, вторичных редакций Жития, включающих лишь пере­сказ фабульной основы «Повести...». В поздних верси­ях появляются отсутствующие в «Повести...» элемен­ты житийного этикета, достраивающие образ Симеона Верхотурского и являющиеся, очевидно, элементами народного представления о святом. С 1856 Житие Симе­она Верхотурского, основанное на поздних версиях и свободном пересказе легенд, неоднократно издается (смотри, например, «Сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца (ум. 1642). Соч. А. М.». СПб., 1857; «Подробное сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона, Верхотурскаго чу­дотворца». Ирбит, 1874 (переизание. Киев, 1879; Пермь, 1881); «Житие святого праведного Симеона, Верхо­турского чудотворца, и подробное сказание о явлении святых мощей его и о чудесах, от тех мощей происте­кающих». М., 1887; «Житие св. праведнаго Симеона Верхотурскаго». М., 1912 (ил.).

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как ис­торический источник. М., 1871; Дворецкая Н.Л. Сибирский лето­писный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984; Ро-модановская Е.К. Легенда о Василии Мангазейском // Новые ма­териалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1986; Прохоров Г. М., Ромодановская Е.К. Житие Симеона Верхо­турского //Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1; Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: К 400-летию Верхотурья. Екатеринбург, 1998; Литературные памятники Тобольского архиерейского Дома XVII века. Новосибирск, 2001; Ромодановская Е.К. Сибирь и ли­тература. XVII век. Новосибирск, 2002; Журавель О.Д. «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца»: модификация агиографического канона // Славянский альманах 2002. М., 2003.

О.Д. Журавель, Е.К. Ромодановская

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири