Новости

Храмовая живопись и скульптура

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Не известен
Источник: mirbaikal.ru
Автор: Не известен
Источник: 38irkutsk.ru
Автор: Не известен
Источник: calend.ru
Автор: Не известен
Источник: web-turizm.ru

Русская церковная живопись, так же, как и история церковного зодчества, тесно связана с греческой живописью. В период распространения христианства в России греки были главными живописцами русских храмов. Имен собственно русских художников не сохранилось. Известно только несколько церковных деятелей, которые обладали умением писать иконы.

Особенности русской церковной живописи

Древняя русская живопись, вследствие большой зависимости от греков, носит византийские черты. Но при основном сходстве древнерусская (до XVI века) живопись имеет и некоторые особенности по сравнению с современной ей греческой.

Во-первых, русские изображения были не мозаичные, как в Греции, а фресковые.

Во-вторых, в расположении русских фресковых изображений замечается стремление распространяться на большую площадь в храме и обогатиться новым историческим священным содержанием.

В третьих, в отношении способа исполнения русская церковная живопись не только повторила черты византийского стиля, — периода упадка (как, напр. неподвижность рисунка, суровость ликов, аскетическое выражение их и непропорциональность в очертаниях фигуры), но даже постепенно сгустила эти черты. Поэтому в древних храмах и иконах — на священных изображениях наблюдаем удлиненность и изможденность ликов, чрезмерно суровое их выражение, оливковый цвет лица и темный вообще колорит (цвет) икон. Эти черты видны не только на изображениях в простых деревенских храмах, но и в главных исторических.

Церковная живопись Сибири

Живопись в Сибири XVI—начала XVIII в. была представлена преимущественно иконописным искусством. Неверно распространенное мнение, что потребности населения Сибири в иконописной продукции вплоть до середины XIX в. почти исключительно удовлетворялись привозной продукцией. В Сибири очень рано развилось иконописное дело, и по крайней мере с середины XVII в. ее потребности в иконописи в основном удовлетворялись местными художниками.

Первые иконописцы в Сибири были выходцами из Европейской России. Так, в самом начале XVII в. в Сибирь переселился из Устюга Великого «иконник», Спиридон, родоначальник известного в XVII— XVIII вв. в Тюмени купеческого дома и автор популярной тюменской иконы «Знамения божия матери» (Знаменская церковь). В начале XVII в. выехал из Европейской России в Сибирь автор известной «чудотворной» Абалацкой иконы протодьякон тобольского кафедрального собора Матвей. Не позднее начала 30-х годов XVII в. в Тобольске при сибирском архиепископе появились специальные мастерские для письма икон и обучения детей иконописному искусству и резьбе по дереву.

Иконописцы были также в монастырях и во всех более или менее крупных городах Сибири, по крайней мере начиная со второй половины XVII в. Иконописец тобольского Знаменского монастыря Мирон Кириллов в 1675 г. писал копию Абалацкой «чудотворной» иконы для жены тобольского воеводы П. М. Салтыкова.93 В Тюмени в 1701 г. работали иконописцы из служилых людей Максим Федоров Стрекаловский и Лев Мурзин. В Енисейске в 1669 г. на посаде было 5 иконописцев (в том числе один ученик иконописного дела). Среди них были мастера, специально работавшие на рынок. Так, два брата и отец енисейского иконописца Григория Михайлова Кондакова, жившие вместе с ним, в 50—60-х годах XVII в. вели интенсивную торговлю на деньги, выручаемые от «иконного письма» Григория. В отличие от московского, фряжского, строгановского и других стилей в Сибири сложилась своя манера художественного письма. Сибирские иконы не отличались высокими художественными достоинствами, но имели свои особенности, импонировавшие широкому потребителю.

Кроме изготовления икон и картинок религиозного содержания (преимущественно это было копирование по образцам), местные художники расписывали стены церквей, а также наружные части некоторых зданий. В Енисейске в середине 90-х годов XVII в. при воеводе М. И. Римском-Корсакове был построен казенный амбар, в котором хранилась денежная и другая казна. На амбаре был устроен «чардак караульной новой, писан красками (разрядка наша, — Авт.), на нем орел деревянной резной двоеглавый». В это же время был построен на воеводском доме «чардак новой о двух житьях с перилами, верхнее житье шатром, круглой, писано красками». Местная сибирская знать пользовалась услугами живописцев для отделки своих домов. Известно, например, что проводились большие художественные работы в доме первого сибирского губернатора М. П. Гагарина. В 1713 г. у него работали 9 местных и 3 приезжих художника, в том числе С. У. Ремезов, его сын Семен и племянник Афанасий Никитин Ремезов.

Иконописцы выполняли работы по росписи военного инвентаря, а также привлекались к изготовлению наиболее ответственных чертежей местности. Енисейский иконописец Максим Протопопов Иконник, в 1688 г. расписавший «своими красками» для казны 12 лукошек для барабанов, через несколько лет «по государеву указу... писал Иркутский чертеж до Кудинской слободы», К концу XVII в. относятся художественные произведения знаменитого сибиряка ученого С. У. Ремезова. Свою «Историю Сибирскую» и «Чертежную книгу Сибири» он богато иллюстрировал рисунками в красках, на которых даны ценные для этнографии изображения различных представителей аборигенного населения Сибири. Эти рисунки затем широко использовались в иностранных изданиях о Сибири, в частности Витсеном во втором издании его книги (1705г.).

Церковная роспись в Иркутске

Спасская церковь

Это памятник непреходящего значения, как для нашего города, так и для всего Восточно-Сибирского края. В начале XIX века на фасаде Спасского храма появились настенные росписи. В частности, на восточной стене, над алтарём — три многофигурные композиции: в центре — сцена Богоявления, слева от неё — евангельский сюжет «исцеление расслабленного в купели Силоамской»; справа — изображение крестного хода для водоосвящения. Кроме того, на южной стене были размещены иконы святителей Николая Мирликийского и Митрофана Воронежского, на апсиде — Спаса Нерукотворного

К тому времени наружная живопись очень редко применялась в России, поскольку были огромные трудности с сохранением её, особенно в суровых северных условиях. И в этом смысле появление таких росписей можно считать уникальным явлением. Когда-то гостиный двор располагался у самого алтаря храма, потом он переместился к его западному фасаду, а ко времени создания росписей южный фасад оказался обращен к торговой площади. Вблизи Спасской церкви всегда шумела жизнь. Имел значение и тот факт, что здание церкви было двухэтажным, и, следовательно, роспись можно было разместить высоко от земли, так как по своей природе монументальная живопись должна быть видна издалека.

Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию, отдельные сюжеты которой были навеяны непосредственно историей Иркутска. После закрытия храма в 1931 году живопись была забелена, но позднее восстановлена — при реставрации памятника в 1977– 1979 годах. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию: крещение местного бурятского населения, мирное присоединение его к многонациональной России. Внутренние росписи, к сожалению, не сохранились, а наружные были реставрированы.

В 1965 году московский архитектор Оранская Г.Г. подготовила проект реставрации, и через три года начались реставрационные работы. В процессе реставрации был разобран северный придел, растесаны окна на втором этаже храма, реконструирована настенная живопись южного и восточного фасадов. В воссоздании живописи принимали участие московские художники-реставраторы Грачев Л.М. и Маслов Е.М. Реставрация завершилась в 1980 году и памятник был передан в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея.

Тихвинская церковь

Одна из старейших церквей Иркутска. Заложена она была в 1706 году, но не каменной, а деревянной. Церковь деревянную возвели за два года. Естественно,что облика мы её не знаем, так как прослужила она чуть более четырёх десятков лет. Через 48 лет её разобрали, чтобы воздвигнуть каменную. В ХIХ веке церковь была изукрашена наружными росписями, и могла соперничать с церковью Нерукотворного образа Спаса, на противоположной стороне площади. Но Тихвинская отличалась большим количеством таких росписей: на колокольне, на стенах самого храма, над воротами часовен. Тихвинская церковь была драгоценностью среди других драгоценных созданий из камня. Великолепными были её резные позолоченные барочные иконостасы, множество икон, среди которых были и ХVII века. Территорию церкви окружала каменная ограда с коваными решётками из ажурных переплетений. С северной стороны были высажены лиственницы, которые со временем образовали лес.

Собор Богоявления

Собор расположен в Историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла. Роспись была начата в 1996 году. На данный момент закончены алтарь и трапезная. Интересно, что в этом соборе представлены практически все почитаемые в русской церкви святые — Сергий Радонежский, Серафим Саровский, а также новомученики, которых, к слову, в XX веке появилось около 2000 тысяч. В числе прочих новомучеников изображен лик Михаила Околовича, священника Крестовоздвиженской церкви, в 1938 году умершего в лагерях. Он был причислен к лику святых Иркутской епархией. На окнах в соборе херувимы, они отражают нашествие темной силы и символизируют присутствие Божьего Духа. Росписи очень насыщены информационно и интересны по композиционному решению.

Культовая скульптура в Иркутске

Памятник святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским, которые считаются покровителями семьи и брака, был установлен в Иркутске в сентябре 2011г. Это случилось ровно год спустя после закладки первого камня на месте будущего памятника.

Скульптура Святых Пётра и Февронии стоит под стенами Спасской церкви, около Вечного огня. Святые держат в руках голубей как символ семейного счастья. К подолу одежды Февронии прижимается заяц, о котором повествует житие. Бронзовая скульптура имеет высоту 2,75 метра и весит 1,2 тонны, её автор – Константин Чернявский.

Ссылки

  1. Храмы в Иркутске реставрируют и строят // СМ Номер один : газета. 4 сентября 2008.
  2. Н.Р. Антонов Храм Божий и Церковные Службы. По книге «Спасская церковь» (из серии «Иркутск. Храмы и судьбы»)
  3. "...Великое впечатление делает" // Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа
  4. Спасская церковь // Прибайкалье : сайт.
  5. Ярослав Золотарёв История Сибири
  6. Спасская церковь – старейшее каменное здание Иркутска // Аргументы и факты Иркутск : газета. — 9 августа 2010
  7. Елена Трифонова Памятник Петру и Февронии // Восточно-Сибирская правда : газета. 13 сентября 2011.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.