Новости

«Тальцы», музей. История создания

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Поводом для создания музея деревянного зодчества под открытым небом «Тальцы» на 47-м километре Байкальского тракта Иркутск–Листвянка стала угроза исчезновения уникальных памятников истории и архитектуры – Спасской проезжей башни Илимского острога (год строительства 1669) и Казанской привратной церкви в том же остроге (1679), – в связи с планируемым в 1970-е годы сооружением Усть-Илимской ГЭС. Эти шедевры деревянного зодчества попадали в зону затопления будущего водохранилища вместе с другими объектами народной архитектуры, этнографии периода заштатного города Илимска XVII–XVIII веков.

Утрата этих объектов для Иркутской области была реальной: в то время широко обсуждалась перспектива их переноса в музейный комплекс «Коломенское» (Москва), как это случилось с одной башней Братского острога, или в создававшийся тогда под руководством академика А.П. Окладникова Всероссийский музей под открытым небом. В защиту памятников, за их сохранение на родной земле выступила общественность Иркутска – А.Д. Фатьянов, А.С. Агеева, В.В. Свинин, С.В. Шостакович, Ф.А. Кудрявцев и другие. В конце 1965 года на первом учредительном собрании Иркутского отделения ВООПИиК был поставлен вопрос о спасении архитектурных шедевров путем формирования на их базе музея деревянного зодчества в Иркутске или под Иркутском. Проблема была настолько актуальна и всем очевидна, что уже 9 января 1966 года Иркутский облисполком принял постановление о создании такого музея. Для выбора места под музей была сформирована авторитетная комиссия из ученых и администраторов в составе: А.И. Перкальская – начальник областного управления культуры, М.И. Слободчиков – председатель Иркутского райисполкома, В.И. Шматков – главный архитектор Иркутска, А.Д. Фатьянов и В.В. Свинин – директора областных музеев, Г.Г. Оранская – архитектор-реставратор из Москвы (вела в то время реставрацию Спасской церкви и дома декабриста Трубецкого в Иркутске) и другие. 

Комиссией рассматривались различные варианты размещения музея, в том числе в сквере у Спасской церкви; на островах Комсомольский и Дьячий акватории Ангары, на Верхоленской горе (в пяти километрах от города по Александровскому тракту); на 15-м и 21-м километрах Байкальского тракта. По общему мнению членов комиссии, все предложенные участки имели серьезные недостатки. Основываясь на выводах комиссии, было решено поручить проработку вопроса о выборе места под музей опытному в этих вопроса специалисту Галине Геннадьевне Оранской. 

По воспоминаниям иркутского краеведа, фотографа Ивана Ивановича Козлова, выбор места под музей произошел довольно буднично. В конце августа 1966 года Г.Г. Оранская, В.В. Свинин и И.И. Козлов на автомашине ГАЗ-63 отправились с этой целью по Байкальскому тракту. На 47-м километре свернули в сторону реки Ангары, где им открылись поля и перелески, оставшиеся от поселка некогда крупного села Тальцы, в недавнем времени затопленного Иркутским водохранилищем. Оранская практически сразу оценила ландшафтные и экспозиционные возможности этого места, окончательно определившись с выбором именного его. В октябре того же года комиссия рекомендовала данный участок в Тальцинском урочище, и решением Иркутского районного Совета народных депутатов трудящихся от 13 октября 1966 года № 264-в он был утвержден с формулировкой: «Об отводе земельного участка областному управлению культуры для музея под открытым небом». 

В том же году решением Иркутского райисполкома от 2 декабря 1966 года № 618-в под музей были отведены первые 25 гектаров. Первоначально формирование концепции будущего музея было отдано на откуп местным ученым. Согласно ей, экспозиционным центром должна была стать археологическая зона с реконструкцией открытой М.М. Герасимовым Мальтинской стоянки древнего человека. Остальные экспозиционные зоны формировались по доминирующему в то время в музейном строительстве коллекционному принципу – через показ отдельных объектов – изб, хозпостроек, бань, землянок и т.д. – в виде визуального ряда. 

Изменения во взгляде на создаваемый музей произошли уже в 1968 году, когда заказ на оформление концепции в виде генплана будущего музея был передан лидеру в проектировании этнографических музеев под открытым небом в Советском Союзе – Всесоюзному производственному научно-реставрационному комбинату (Москва). Руководителем группы была назначена Г.Г. Оранская. Галина Геннадьевна по аналогии с создаваемым 
Б.В. Гнедовским этнографическим музеем под открытым небом «Малые Корелы» (Архангельск) применила принцип историко-культурного зонирования, позволивший ей уже к 1970 году выделить условно (из-за небольшого, за отсутствием времени, объема экспедиционных исследований) семь историко-культурных зон. Это: ангаро-илимская, верхоленская, витимская, центральная (русская культура), а также этнические – эвенкийская, бурятская, тофаларская. Что и было отражено в генеральном плане, утвержденном после некоторых доработок в 1971 году. 

Не дожидаясь генплана музея, областное управление культуры образовало в 1969 году в составе Иркутского областного краеведческого музея филиал «Музей деревянного зодчества», первой заведующей которым была назначена Г.Н. Куценко, работавшая в этой должности с 1969-го по 1977 год и в 1982–1992 годы. 

Работы по созданию музея велись в трех направлениях: изучались этнографические особенности региона, организовывалась вывозка объектов деревянного зодчества, в особенности из зоны затопления Усть-Илимской ГЭС, собирались движимые этнографические экспонаты для создания экспозиций. Значительное содействие вывозке памятников деревянного зодчества из зоны затопления оказывал первый начальник управления «Братскгэсстрой» И.И. Наймушин, частично осуществлявший финансирование работ. Непосредственно строительство музея началось в 1972 году. Первым этапом стала деревня-малодворка, состоящая из трех крестьянских усадеб – начала XVIII, середины XIX и конца XIX века. Строительство велось медленно. Интенсификация работ стала возможной только в 1974 году, когда по распоряжению председателя Иркутского горисполкома Н.Ф. Салацкого реставрационные работы были возложены на крупную строительную организацию города – ДРСУ-1 (Дорремстройуправление), и при ней был создан специализированный реставрационный участок, обеспечивающий непосредственно производство работы. 

С завершением реставрации трех усадеб деревни-малодворки – Непомилуева (начало XVIII века), Серышева (середина XIX) и Прокопьева (конец XIX) – в соответствии с распоряжением Иркутского райисполкома от 17 июля 1980 года № 544 «О приемке музея в эксплуатацию», 18 июля музей «Тальцы» принял первых посетителей. На его открытии право перерезать ленточку было предоставлено заместителю председателя Иркутского облисполкома Л.Г. Пынько, а право вручения символического ключа от музея – главному инженеру ДРСУ-1 К.С. Шаврину – организатору реставрационного производства, награжденному Почетной грамотой облисполкома за сдачу первой очереди музея. 

Хотя дальнейшее развитие музейного комплекса шло неспешно, тем не менее шаг за шагом, год за годом развивались экспозиционная и неэкспозиционная инфраструктуры. В 1984–1992 годы в результате значительного объема экспедиционных исследований О.В. Бычковым и А.А. Субботиным был разработан второй вариант концепции музея, более расширенный, институтом «Стройреставрация» (Москва) предложен новый вариант генерального плана. Несмотря на то что данный генплан в связи с начавшейся перестройкой и разрывом хозяйственных связей окончательно не был утвержден, тем не менее дальнейшее развитие музейного комплекса вплоть до настоящего времени основывается на нем, конечно, с текущими изменениями в соответствии с данными экспедиций, регулярно проводимых сотрудниками музея. 

Этапы в жизни архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

1) Музей вырос из филиала областного краеведческого музея в самостоятельное учреждение культуры (приказ Комитета по культуре Администрации Иркутской области от 18 ноября 1993 года № 321). 

2) Музейный комплекс «Тальцы» на основании Указа Президента РФ от 20 февраля 1995года № 176 отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения (раздел «Градостроительство»). 

3) На основании решения Координационного совета по культуре Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» от 24 июля 1999 года № 9 музей стал научно-методическим центром Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля. 

4) 20 декабря 1999 года Министерство культуры РФ утвердило Положение о региональной Сибирской подсекции этнологического наследия (народной архитектуры и этнографии) Федерального научно-методического совета, работающей на базе музея «Тальцы». 

5) Результатом подвижнической, плодотворной работы администраторов, научных сотрудников, производственников и всех тех, кто неравнодушен к проблеме сохранения традиционной культуры народов Прибайкалья, стало превращение музейного комплекса «Тальцы» уже сейчас, несмотря на то что он построен всего-навсего на 8–10 % от запланированного, в известный бренд Иркутской области, следующий по значимости сразу за Байкалом. 

При развитии музея возникало много проблем, тем не менее они с той или иной долей успеха преодолевались. Одной из серьезнейших проблем стал земельный вопрос. С 1973 года под музей выделено еще 25 гектаров, в итоге общая площадь достигла 50 гектаров. Прежняя, советская система давала приоритет в землепользовании государственным структурам, к которым относился музей. Однако начавшаяся в конце 1980-х перестройка внесла хаос в земельный вопрос. И уже в 1987-м на границе с музеем в пределах видимости экспозиций, а в отдельных случаях на перспективных для создания новых музейных экспозиций землях, началось строительство частных дач методом самозахвата земельных участков с последующим их узакониванием. 

Разработанная и утвержденная (14 февраля 1995 года) «Временная схема охранных зон АЭМ “Тальцы”» в какой-то мере притормозила хаотичный захват перспективных в плане дальнейшего развития музея земель. Однако опасность этого остается. Для решения данной проблемы на основании поручения областной прокуратуры в целях охраны музейного комплекса «Тальцы» ведутся работы по организации на его базе регионального музея-заповедника.

Прогрессивным в жизни музея явился период 1999–2000 годы, когда музей перешел на круглогодичный режим (до этого рабочим был только теплый сезон). Сложность перехода заключилась в том, что практически вся инфраструктура, как экспозиционная, так и неэкспозиционная, была рассчитана на работу в летнее время по аналогии с европейскими музеями. С 1999 года все вводимые объекты музея рассчитывались уже и на зимний период. Помимо прочего, некоторые памятники архитектуры, находящиеся во временной сборке, были утеплены и приспособлены под пункты питания, выставочные залы, ремесленные мастерские, административные помещения. Результат превзошел все ожидания: в 2008 году более половины годового «турпотока» (54%) приходилось на зиму, и меньшая часть (46%) – на лето. 

К концу 2008 года в музее было 110 объектов недвижимости, в том числе 87 памятников истории и культуры. В стадии завершения находится строительство ангаро-илимской экспозиционной зоны, где не достроен комплекс Илимского острога (предполагается дополнить оставшуюся его часть в новоделе, так как элементов оригинала не сохранилось). Предстоит реконструировать с использованием элементов оригинала охотничье-промысловый стан, возможно, с ясачным зимовьем. Продолжаются работы по строительству и комплектованию объектами-оригиналами бурятской этнической экспозиции, в которой практически завершено строительство бурятского улуса-летника. В составе бурятской экспозиции предполагается строительство маломорского рыболовецкого стана, ведутся работы по рабочему проектированию и комплектованию объектами деревянного зодчества улуса-зимника и бурятского православного миссионерского стана. С 2000 года ведется строительство трактовой экспозиционной зоны. 

Основными направлениями развития архитектурно-этнографического музея «Тальцы», сформулированными музейными сотрудниками в 2006 году, предполагается организация новых экспозиционных площадок – верхоленской, бодайбинской, городской (пригородной), переселенческой, а также и неэкспозиционной инфраструктуры – строительство фондохранилища, причала, автостоянки, реставрационных мастерских. 

Достигнутый в прошлом году рекордный объем туристического потока в 140 тысяч посетителей при непрекращающемся динамичном поступательном развитии экспозиционной и, особенно, неэкспозиционной зон уже через пять-десять лет может увеличиться до одного миллиона посетителей, экскурсантов, а после полной комплектации и благоустройства музея их количество может стать значительно больше.  

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Тихонов Владимир | Оригинальное название материала: Оригинальное название материала: Музей деревянного зодчества «Тальцы»: история создания | Источник(и): Проект Байкал, журнал | 2009/20, стр.113-115 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.