Новости

Старообрядчество в Бурятии

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Источник: ru.wikipedia.org
Автор: Кузнецов
Автор: Не известен
Источник: old.fedpress.ru
Автор: Не известен
Автор: Кузнецов
Источник: ru.wikipedia.org

В Бурятии насчитывается до 200 тысяч потомков ссыльных сторонников древлеправославия ("старообрядчества"), которых в Забайкалье называют “семейскими”.

Распространение старообрядчества в Забайкалье

В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон (1605-1681 гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных ошибок начали церковную реформу в стране. В результате этих действий к 1666 г. Церковь Христова раскололась на приверженцев упростительных никоновских реформ и на приверженцев 7 Вселенских и 9 Поместных соборов (далее получивших название соответственно: никониане и староверы). Для самоопределения и преемственности приверженцы 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов в различных источниках стали называть себя древлеправославными (на церковно-славянском "древле..." означает "древне...") или староверами. Светские источники назвали их "старообрядцами".

В 1988 г., в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, решением Освященного Собора Древлеправославной Христовой Церкви (г. Москва) на основе Московской архиепископии была учреждена Московская и всея Руси митрополия. Древлеправославная Христова Церковь, находящаяся под омофором митрополита Московского и всея Руси, решением этого же Освященного Собора была переименована в Русскую Православную Старообрядческую Церковь (РПСЦ).

"Семейские" - это своеобразная группа русского старообрядческого населения Восточной Сибири. Скрываясь от реформы и преследований, староверы бежали на окраины России и за ее пределы. Так, на Урале появились "кержаки", в Турции — "казаки-некрасовцы", в Румынии — "липоване", в тогдашних пределах Польши — в Стародубье и на Ветке — "поляки". Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили православные каноны, культуру и русский язык. Стародубско-ветковская группа древлеправославных христиан за сто лет добровольной самоизоляции не только сохранила чистоту веры, но и многие черты культуры допетровской Руси, а также создала мощный духовно-административный центр Старой Веры. В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две "выгонки староверов", громя их центры и изгоняя христиан с насиженных мест в "страшную глушь", за Байкал. Здесь, в Сибири, и назвали христиан "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

Расселялись "семейские" в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано до 50 крупных и мелких поселений семейских, из которых более 30 существуют и поныне. На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин.

В 1905 г. император подписал указ об основах веротерпимости, исходя из которого христианам, хранящим древнее Православие, предоставлялась свобода вероисповедания. Однако старообрядцы испытывали огромные затруднения со священством. Появляющихся священников и епископов власти по требованию господствующей церкви выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы или в ссылку под надзор пристава. С 1905-го по 1910 гг. положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений были отстроены новые храмы, появились постоянные священники.

Современное состояние

Летом 2007 г. Бурятия стала организатором первой встречи старообрядцев мира “Путь Аввакума”, которая собрала около 3000 делегатов из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. В форуме приняли участие древлеправославные священники различных церквей и согласий, представители Русской Православной Церкви, более 100 ученых, занимающихся историей раскола в Православии. Форум призвал единоверцев создать международное общественное движение “Старообрядцы мира”.

Для сохранения и развития культуры, традиций и обычаев сторонников древлеправославия в Бурятии решено создать автономное учреждение “Центр культуры старообрядцев Забайкалья”. Учредителем центра выступило министерство культуры Бурятии. Центр начал работу с 1 января 2008 г.

Центр старообрядцев Бурятии намерен создать туристический комплекс “В гостях у семейских”, который будет возведен в рамках проекта “Большая байкальская тропа” возле памятника природы “Лев-гора” в Тарбагатайском районе. Основу комплекса составят старообрядческие дома, которые будут перевезены из деревень. Старинные дома будут отремонтированы и благоустроены для комфортного проживания туристов. В качестве развлечений для посетителей планируется организовать езду на лошадях, катание на санях, открыть сувенирные мастерские. В туристический маршрут включено посещение старообрядческой церкви, музея быта и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай. Инвестиции в реализацию проекта будущего туркомплекса составят 250 млн. рублей.

Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ

Община территориально входит в состав Дальневосточной епархии РПСЦ (ранее — Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока, ныне Уссурийской и всего Дальнего Востока).

В 1911 г. приверженцы древлеправославия Забайкалья и Приамурья обратились к Освященному Собору Древлеправославной Христовой Церкви (ныне — РПСЦ) с просьбой об учреждении Дальневосточной епархии. Освященный Собор внял голосу христиан и в том же году учредил епархию, которая была названа Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока. В ее состав вошли приходы Забайкалья, Якутии, Трехречья (северо-восточного Китая), Иркутской, Амурской, Магаданской областей, Камчатки, Сахалина и Приморского и Хабаровского краев.

Тогда же в 1911 г. на Иркутско-Амурскую епархию был рукоположен первый Забайкальский епископ — преосвященный Иосиф (Антипин), который до своего преставления в 1927 году руководил этой огромной территорией. После упокоения святителя Иосифа христиане обратились к настоятелю храма селения Тарбагатай отцу Амвросию с просьбой взять на себя ответственность архипастырского окормления Амурско-Иркутской епархии. 6 мая 1929 г. священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий, был хиротонисан во епископы в Успенской церкви города Томска. Владыка Афанасий (Федотов) духовно окормлял епархию Иркутско-Амурскую с 1929-го по 1937 г. В 1938 г. епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру в застенках ГПУ, место захоронения его неизвестно. Семейские, хранящие память о своем земляке, почитают его в лике святых.

В период с 1930-х по 1990-е гг. дела в Верхнеудинской общине шли трудно, вновь остро ощущалась нехватка духовенства. Это приводило к тому, что христиане утрачивали веру, забывая свою веру, культуру и вековые традиции. Наиболее стойким христианам приходилось тайно собираться в своих домах и квартирах, молясь вполголоса, затворяя ставни или вывешивая на окнах "затемнение", как в военное время. Лишь небольшая группа христиан сохранилась в Улан-Удэ. С конца 1940-х по 1990-е гг. община существовала неофициально и окормлялась чрезвычайно редкими тайными приездами духовенства.

Такое состояние Церкви Христовой было до начала 1990-х гг. Оживление церковной жизни в Сибири и на Дальнем Востоке началось в 1992 г., когда на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Начали возрождаться общины. В 1993 г. была официально зарегистрирована Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ и ряд общин во всех областных центрах востока России. Руководил общиной со дня ее возрождения Вячеслав Утенков. В сентябре 2001 г. на служение в г. Улан-Удэ назначен постоянный священник - отец Елисей Елисеев.

В сентябре 2001 г. общине выделен участок земли в 40 квартале города (в районе бывшей сенобазы) под строительство храма во имя Преображения Господня. Тогда же преосвященный владыка Силуян освятил место под строительство нового храма и установил на том месте поклонный крест.

В октябре 2001 г. Освященный Собор РПСЦ принял решение о канонизации (причислению к лику святых) первого Забайкальского архиерея - преосвященного Иосифа, епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока за его святительский подвиг и подвижническую жизнь. На том же Соборе в числе священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову пострадавших причислен к лику святых священномученик Афанасий (Федотов), епископ Дальневосточной епархии.

Ссылки

  1. Сережникова И. М. Старообрядческая община г. Улан-Удэ. Краткая история и догматическая преемственность // Семейские - староверы Забайкалья : сайт.
  2. Бурятия становится одним из центров старообрядцев России // Информ Полис : газета. 11.05.2005.
  3. Центр старообрядцев Бурятии намерен создать туркомплекс “В гостях у семейских” // ИА Федерал Пресс. 10 октября 2011.
  4. В Бурятии создается “Центр культуры старообрядцев Забайкалья” // Русская православная церковь : сайт. 24 июля 2007. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Бурятия | Иркипедия | Религиозные объединения и движения