Новости

Александровское, село. Краткая история селения в 1920-1960 годах // Гаращенко А.Н. «Александровский завод – Александровское селение» (2007)

Вы здесь

Оглавление

Планы верхнего и нижнего этажей Александровского изолятора специального назначения. 1926 г. ГАИО
Планы верхнего и нижнего этажей Александровского изолятора специального назначения. 1926 г. ГАИО
Каторжник Александровского централа Иркутской губернии в кандалах с иконой Божией Матери в руках и со свечами - татуировки потомственного вора в законе с дореволюционным стажем по кличке Голова (от фамилии Головин). Эта памятная татуировка была когда-то сделана на груди его отца-каторжника, а впоследствии, в тридцатые годы, воспроизведена на груди Головы зеком-художником в одном из колымских лагерей в память об отце
Каторжник Александровского централа Иркутской губернии в кандалах с иконой Божией Матери в руках и со свечами - татуировки потомственного вора в законе с дореволюционным стажем по кличке Голова (от фамилии Головин). Эта памятная татуировка была когда-то сделана на груди его отца-каторжника, а впоследствии, в тридцатые годы, воспроизведена на груди Головы зеком-художником в одном из колымских лагерей в память об отце
Памятник "Борцам революции, отдавшим жизнь за власть Советов". Фото А. Гаращенко. Нач. 1970-х гг.
Памятник "Борцам революции, отдавшим жизнь за власть Советов". Фото А. Гаращенко. Нач. 1970-х гг.
Внутренний двор Александровского централа. Фото О. Маркевича. 1960- е гг.
Внутренний двор Александровского централа. Фото О. Маркевича. 1960- е гг.

После установления советского режима в бывшем Александровском централе был создан Александровский исправительно-трудовой дом (АИТД), краткое описание которого встречается в архивном деле: «...Все здания находятся в пади, кругом кочки, на полтора аршина вглубь земли уже показывается вода. Здание АИТД распределяется следующим образом: двухэтажный каменный дом, в котором помещается канцелярия АИТД, 58 камер, 8 карцеров, амбулатория. В отдельных корпусах находятся мастерские, кожзавод, мельница, пимокатная фабрика, баня, прачечная, кухня, хлебопекарня, бараки рабочей команды, электрическая станция, больница. Особняком стоит дом, предназначенный для квартир администрации АИТД»254.

В пересыльной тюрьме в середине 1920-х начале 1930-х гг. размещался зверосовхоз по разведению кроликов. Но 26 ноября 1933 г. крайисполком принял решение организовать в зданиях бывшей пересыльной тюрьмы дом для трудновоспитуемых детей (малолетних правонарушителей) на 300 человек в возрасте от 12 до 16 лет, переведя сюда воспитанников из дома трудновоспитуемых  на  Байкале  (д.  Коты).  Что  и  было  сделано.  Первые воспитанники в Александровское селение были доставлены 10 апреля 1934 г.255

Исправительно-трудовой дом в 1925 г. был переименован в Александровский изолятор специального назначения. В большинстве своем заключенные были крестьянами.

Не знавший точно о деятельности централа А.И. Солженицын    в    своей    книге «Архипелаг ГУЛАГ» высказал предположение: «Из поэмы Твардовского "За далью даль" можно заключить, что не пустовал при Сталине и Александровский централ»256. Александр Исаевич был абсолютно прав.

В 1925—1926 гг. в изоляторе производились ремонтностроительные работы. В 19261927 гг. бывшая часовня была приспособлена  под водонапорный бак257.

В конце 1920-х начале 1930х гг. сюда были депортированы жители из Восточной Волыни и Восточного Подолья. Начиная с сентября 1929 г., ссыльные этапы из западной части Киевской области (ныне Житомирская область), из Винницкой и Каменец-Подольской         (ныне Хмельницкая) областей потекли в Сибирь один за другим. По социальному составу среди ссыльных преобладали крестьяне, но было также немало торговцев, учителей, инженеров, ремесленников (портные, парикмахеры и т.п.). По этническому составу преобладали, конечно, украинцы. Второе место по численности занимали, видимо, поляки. Были среди ссыльных также немцы и евреи. Тысячи ссыльных вместе с детьми загнали в полуразрушенный Александровский централ с протекающей крышей, а была уже зима. Потом в централе разразилась эпидемия тифа. Много ссыльных погибло, особенно маленьких детей. Из Александровска ссыльных переправляли в другие места Иркутской области и Сибири в целом: Красноярский край, Забайкалье258.

В 1940 г. Александровский централ был превращ ен в трудколонию НКВД. Состояние здания з это время признавалось удовлетворительным, но в нем произвели значительные перестройки259. Без сомнения, все это делалось для подготовки приема в тюремные помещения, под прикрытием трудколонии, политических заключенных.

Так и произошло. После захвата Советским Союзом Прибалтийских республик летом 1941 г. сюда поступили первые партии пленных из этих территорий, да и не только оттуда.

Здесь были и немцы Поволжья, и украинцы, и молдаване, и русские и представители других национальностей — женщины и мужчины. Интересно изображение жизни заключенныхженщин, приведенное Тамарой Павловной Милютиной (род. 1911 г.) книге «Люди моей жизни», где она посвятила целую главу пребыванию в Александровском централе, которое длилось год260. (В приложении к статье мы приводим в сокращении выдержки из этой главы, считая, что вряд ли книга, вышедшая в Тарту небольшим тиражом, дошла до Иркутска).

После Великой Отечественной войны в Александровский   централ   поступили   японские военнопленные,  некоторые  из  которых  умерли здесь и похоронены недалеко от села, в северовосточной его части на склоне горы в лесу. Здесь покоятся тела девяти человек. В 1992 г. от имени Всеяпонской ассоциации бывших военнопленных был установлен обелиск261.

Одним из японских заключенных был отпрыск старинного клана Коноэ, который принадлежит к числу пяти императорских, командир батареи 3го полка тяжелой артиллерии Фумитака Коноэ. Его отец принц Фумимаро Коноэ был одним из самых блестящих японских политиков 1930-х гг., трижды возглавлял кабинет министров. Именно в его бытность премьер-министром и по его инициативе 27 сентября 1940 г. был подписан известный пакт Токио — Берлин — Рим. Тринадцатого апреля 1941 г. не без его благословения был подписан советско-японский Пакт о нейтралитете. Союзники внесли Ф. Коноэ в список главных японских преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны, и он должен был явиться в тюрьму Сугамо, но предпочел самоубийство, приняв яд. Отношение к Фумитака Коноэ со стороны органов КГБ-МГБ было особым в связи со значением личности его отца. Двадцать шестого декабря 1951 г. «особое совещание» при МГБ СССР постановило: «За враждебную деятельность против Советского Союза заключить Коноэ Фумитаку в тюрьму сроком на 25 лет, считая срок с 19 августа 1949 г.»

В Александровский централ он прибыл 15 февраля 1952 г. и пробыл здесь до 1955 г. включительно, после чего был переведен во Владимирский централ262.

Сохранились воспоминания людей, работавших в Александровском селении после войны, охраняя заключенных. «После победы СССР в Великой Отечественной войне Петра Кузьмина не демобилизовали, а перевели в Иркутскую область в Александровский централ. Служба солдата продолжалась. Петр охранял заключенных.

А потом он влюбился. Нина работала в Александровском централе врачом. В свободное от работы время влюбленные гуляли по парку, ходили на танцы. Но слишком много времени приходилось проводить в стенах тюрьмы. Тюрем было две: для политических заключенных и для обычных арестантов (вероятно, речь идет о бывшей пересыльной тюрьме и централе. – А. Г.). В первой тюрьме находились японские пленные, немцы, в одиночных камерах сидели особо опасные заключенные: женщина-врач неизвестной национальности, которая в лагере смерти брала кровь у детей для переливания раненым немецким солдатам, шпион, из-за которого погибло много народа. Но сидели заключенные, которых искренне было жаль. Японский генерал умирал от туберкулеза. Перед смертью он захотел рис. Простой отварной рис. Он сказал об этом врачу Нине Кузьминой. Она пошла на кухню и лично попросила о порции риса умирающему.

В другой тюрьме сидели обычные люди, не сделавшие ничего плохого ни своей стране, ни своему народу. Кто-то из них украл немного семечек с колхозного поля или отказался учиться в школе ФЗО, а другие, страшно сказать, опоздали на несколько минут на работу. Именно эти заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы. Их Нине было особенно жаль. Что врач могла для них сделать? Внимательно относиться, грамотно лечить, при малейшем ухудшении здоровья освобождать от тяжелой работы»263.

Связан Александровский централ и с деятелями международного коммунистического движения. Так, например, в 1948-1949 гг. здесь в заключении находился Иосиф Бергер-Барзилай (настоящее имя Ицхак Желазник/Железняк) (1904-1978), руководитель Палестинской компартии в 1920-е гг. В 1920 г. он присоединился в Польше к сионистскому молодежному движению ХаШомер ха-ца'ир и уехал в Эрец-Исраэль. Два года спустя примкнул к небольшой группе основателей нелегальной Палестинской коммунистической партии и стал ее секретарем. Способствовал организации коммунистических групп в Сирии, Ливане, Египте и Трансиордании и установил контакты с арабскими лидерами в Палестине. Несколько раз тайно посещал Москву и в марте 1929 г. имел пятичасовую беседу со Сталиным о палестинских и ближневосточных проблемах. Во время арабских беспорядков 1929 г. Бергер-Барзилай скрывался в арабской деревне, откуда руководил коммунистической  пропагандой.  В 1931 г. Бергер-Барзилай был послан Коминтерном в Берлин в качестве секретаря Антиимпериалистической лиги, председателями которой были тогда Альберт Эйнштейн и Анри Барбюс. В 1932 г. он был вызван в Москву, чтобы под именем Иосифа Бергера возглавить ближневосточный отдел Коминтерна. Через два года Бергер-Барзилай был внезапно смещен, исключен из партии, арестован за «троцкистскую агитацию» и приговорен к пяти годам трудовых лагерей. В 1936 г. приговорен к смерти за отказ дать показания против Г. Зиновьева. Однако смертная казнь была заменена восемью годами тюрьмы. Более 15 лет Бергер-Барзилай скитался по тюрьмам и лагерям. В 1951 г. приговорен к пожизненной ссылке в Сибирь. В 1956 г. реабилитирован и вновь восстановлен в партии, уехал вместе с семьей в Польшу, а оттуда в 1957 г. в Израиль. С 1968 г. он читал лекции по политическим наукам в Университете Бар-Илан и являлся международным авторитетом по вопросам советологии и коммунистического движения. В своей книге «Память о бесправии» он писал:

«В этой тюрьме я встретил людей, которые, по идее, должны были навсегда исчезнуть из жизни. Среди них были видные нацисты, которых по тем или иным соображениям не судили открыто как военных преступников. Некоторых схватили в Западной Германии, другие, как например, дипломаты, находившиеся при посольстве Шуленберга, сидели уже давно. Были тут и японцы, захваченные в Харбине.

Режим в Александровском централе был до предела жестоким. Ни писем, ни газет. Кроме обычных наказаний и карцеров, в каждую камеру помещали не только одного сексота, но еще и другого сексота, чтоб следить за первым. Таких на тюремном лексиконе называют "наседками"».

Была в заключении в Александровском и такая личность, как майор германского Генштаба сухопутных сил Иоахим Кун человек, добывавший и прятавший предназначенную для казни Гитлера взрывчатку (ту самую, что взорвалась 20 июля 1944 г. в «Волчьем логове»), через неделю после провала покушения на Гитлера перешедший линию фронта и добровольно сдавшийся в советский плен; сообщивший советской контрразведке уникальные сведения о заговоре против  Гитлера, которые легли на  стол Сталина;  в 1945 г. этот офицер передал советскому командованию документы, составленные заговорщиками осенью 1943 г.; этот офицер, приговоренный в «Третьем рейхе» к смертной казни, был в СССР приговорен к 25 годам каторги и провел 11 лет в сталинских застенках, из которых период с 1951 по 1956 г. он сидел в Александровском централе.

Парадокс, но это так — участие Куна в заговоре против Гитлера сталинские следователи и судьи рассматривали в качестве доказательства его вины. Как гласило    обвинительное    заключение, «установлено, что участники заговора имели следующую цель: уничтожение Гитлера; заключение сепаратного мира с Англией, Францией и США; продолжение войны против Советского Союза совместно с этими государствами». Иоахим Кун выжил в сталинских застенках, в 1956 г. был передан в распоряжение правительства ФРГ и через лагерь для перемещенных лиц вернулся на родину, правда, уже в ФРГ, где и умер264.

Некоторое время в Александровском централе   провел   автор   потрясающего двухтомного «Справочника по ГУЛАГу» француз Жак Росси, который прошел с 1937  по  1958  гг.  Лубянку,  Бутырку, несколько десятков пересыльных тюрем, Норильские лагеря, Владимирский централ,  а  с  1958  по  1961  гг.  отбывавший  ссылку  в  Средней  Азии.

«Справочник по ГУЛАГу» одно из лучших справочных изданий о советских лагерях, практически энциклопедия советской лагерной жизни.

И эти примеры можно продолжать. О советском периоде Александровского централа и Александровского селения историкам предстоит еще рассказать, мы только привели некоторые сведения, но и из них видна роль и значение централа в советской пенитенциарной системе. Этот вопрос нужно изучать.

В конце 1950-х гг. централ был закрыт и в его помещениях разместилась психиатрическая больница.

Примечание

254 ГАИО. Ф. р-263. Оп. 1. Д. 403. Л. б/н.

255 Там же. Ф. р-600. Оп. 1. Д. 1265. Л. 2-4.

256 Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1991. Т. 1. С. 340.

257 ГАИО. Ф-Р-263. Оп. 1. Д. 672. Л. 1, 2 об., 390.

258 www.osi.ru

259 ГАИО. Ф. р-1933. Оп. 7. Д. 28. Л. 28.

260 Милютина Т.П. Люди моей жизни / Предисл. С. Г. Исакова. Тарту, 1997. – 415 с.

261 Кузнецов С.И. Японцы в Сибирском плену (1945—1956). — Иркутск, 1997. — С. 198.

262 Кириченко А. Загадочная смерть принца // Сайт «Знакомьтесь Япония»

263 Цит. по: Ермилова Ю. Любовь и голуби // Областная народная газета. — 2005. - № 8 (600). 28 февр. (www.reporter-smi.ru)

264 Хавкин Б. Гитлер и Сталин против майора Куна. История о человеке, который готовил взрывчатку для нацистского диктатора, а стал советским зэком // Новое время. - 2002. - № 12. - С. 44.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Гаращенко Алексей Николаевич | Оригинальное название материала: Краткая история Александровского селения в 1920-1960 годах | Источник(и): Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII — нач. XX вв.: Сб. статей / Сост. А.Н. Гаращенко. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007 | с. 182- 187 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Научные работы | Боханский район | Библиотека по теме "История"