Новости

Тюрюмин А. М. Биография и деятельность

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Александр Михайлович Тюрюмин
Александр Михайлович Тюрюмин
Летный костюм Героя
Летный костюм Героя
Болотоход, на котором гости прибыли в Чанчур
Болотоход, на котором гости прибыли в Чанчур
После рекордного полета на самолете Ил-86
После рекордного полета на самолете Ил-86
В 2005 году Александр Михайлович Тюрюмин (второй слева) в очередной раз побывал в Чанчуре
В 2005 году Александр Михайлович Тюрюмин (второй слева) в очередной раз побывал в Чанчуре
Усадьбу Тюрюминых Владимир Трапезников сохранил полностью
Усадьбу Тюрюминых Владимир Трапезников сохранил полностью
Печь, кровать, самовар — вот и все богатство...
Печь, кровать, самовар — вот и все богатство...

О том, что в глухом уголке нашей губернии, куда летом можно добраться по воздуху или воде, а зимой по временной трассе, открыт самый настоящий музей, мы слышали несколько раз. Но вот посетителями необычного культурного заведения, как это часто бывает, стали неожиданно. Информационным поводом для дальней поездки послужило открытие памятника казаку-первопроходцу Курбату Иванову. Большая делегация гостей, в состав которой вошел и корреспондент "Иркипедии", прибыла в Чанчур поздно вечером. После ужина мужскую часть представительной экспедиции поселили в небольшом деревянном домике с русской печью, старинными перегородками и большим медным самоваром на подставке. Впрочем, нехитрое убранство временной гостиницы постояльцы разглядывали не ночью, при свете свечей и небольших фонариков, а уже утром. Тогда же и выяснилось, что пристанищем командированных стал дом, в котором в 1928 году родился заслуженный летчик-испытатель — Герой Советского Союза Александр Михайлович Тюрюмин.

Это мой дом

Металлическую табличку с ценной информацией у входа в старинный дом прикрутил Владимир Петрович Трапезников — автор и непосредственный участник проекта установки памятника Курбату Иванову. Однако и госинспектор Байкало-Ленского заповедника узнал о легендарном жителе Чанчура почти случайно. Об этом нам рассказала его жена Нина Николаевна Трапезникова.

— Это было примерно в 1986 году. Александр Михайлович приехал в Чанчур вместе со своей сестрой. Пришел к нам в усадьбу и говорит, мол, хочу посмотреть на свой дом. А Владимир Петрович в ответ: «С какого перепугу это ваш дом?» Тогда Тюрюмин и говорит: «Да я здесь родился... И у меня к вам просьба — не ломайте дом, пусть он стоит как память. Даже если сгниет, то все равно не сносите его».

 Примерно такой разговор положил начало долголетней дружбе. Вскоре у Владимира Петровича зародилась идея создания музея Героя Советского Союза Александра Тюрюмина. Старенький дом, кстати, единственный уцелевший в Чанчуре с начала прошлого столетия. Сегодня в деревне не меньше десятка усадеб, но все это новоделы. У старенького сруба заменили несколько подгнивших венцов, перекрыли крышу, все остальное не трогали. На прежнем месте остались крохотная баня, служившая некоторое время коптильней для рыбы, и качели. Под музейные экспонаты Владимир Петрович выделил отдельное помещение. После первой памятной встречи с летчиком Трапезников стал получать письма, посылки с экспонатами. Теперь особое место в комнате занимает витрина, в которую помещен летный костюм Александра Михайловича. Здесь же фотографии различных самолетов, которые испытывал Тюрюмин, устанавливал многочисленные мировые рекорды дальности, высоты полета, а также грузоподъемности воздушных судов.

В 2005 году Александр Михайлович Тюрюмин в очередной раз приехал на свою малою родину, теперь уже вместе с сыном, невесткой и внучатым племянником.

— Тогда они умудрились добраться от Качуга до наших мест на внедорожнике, — вспоминает Нина Николаевна. — Вначале Александра Михайловича с семьей встречали в Качуге. Тогда у нас был еще старый лодочный мотор, и Владимир Петрович не рискнул переправлять дорогих гостей водой. Помню, на улице уже довольно темно было, около десяти вечера, и вдруг такой гул, будто самолет прилетел. Смотрю, в ограду заезжает машина с огромными колесами. Какой волнительный момент настал! Александр Михайлович заплакал, встал на колени перед домом, помолился. Они жили в родном доме несколько дней, и все это время Александр Михайлович вспоминал о своей работе, много рассказывал. Он обладает феноменальной памятью. Берет фотографии, где запечатлен, например, прославленный летчик-испытатель Владимир Коккинаки или первая посадка Ила в Алма-Ате, и тут же называет имена и фамилии коллег-пилотов, перечисляет какие-то подробности перелетов.

Во время отдыха Владимир Петрович ходил с гостями на рыбалку. Ведь Александр Михайлович еще в далеком детстве ловил хариуса в Чанчуре и Лене. На этот раз они из Москвы привезли с собой множество снастей, но здесь они почти не пригодились — для здешней рыбы требуются особые мушки, проверенные на практике.

Дорога в небо

Александр Михайлович Тюрюмин родился в деревне Чанчур Качугского района 18 февраля 1928 года. В этом маленьком поселении, выше которого по Лене деревень уже не было, он жил до восьми лет. В то время в населенном пункте было 20—25 домов, сохранился только один. О себе Александр Михайлович вспоминал так: «Наверное, лет с пяти я начал заниматься рыбалкой. Рыбы в то время и в Лене, и в Чанчуре было очень много. По весне мужики строили карбазы — баржи, на которых потом из Качуга в Якутию сплавляли различные грузы. В это время у нас жило много плотников из нижележащих деревень, было очень весело. На Пасху в деревне устраивались гуляния, ставились огромные качели. Мне было лет пять-шесть, когда я впервые увидел летящий над Чанчуром самолет У-2. Скорее всего, он патрулировал окружающую тайгу и летел из Качуга в Онгурен. Впоследствии именно на таком самолете я начинал свою летную карьеру.

Помню голод 1933 года. До сих пор не могу забыть запах баланды из отрубей и еще чего-то такого, варившейся во дворе. Хотя тогда казалось, что пахнет очень вкусно. Дары тайги — ягоды, грибы — и рыба помогли выжить в нечеловеческих условиях. Детских фотографий не было, так как жили в те времена, повторяю, очень бедно».

 В 1936 году семья Тюрюминых выехала из Чанчура — вначале в поселок Онгурен, а затем на пароходе в Нижнеангарск. В 1946 году Александр Тюрюмин окончил Нижнеангарскую среднюю школу, приехал в Иркутск для поступления в художественное училище, поскольку с детства неплохо рисовал и пел. Но проучился всего три месяца и увидел объявление о наборе юношей в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Пройдя строгий медицинский контроль, был зачислен на первый курс. После успешного окончания учебного заведения Тюрюмин был направлен в Кустанай (Казахстан), где занял место за штурвалом У-2, такого же «кукурузника» который много лет назад пролетал над таежным Чанчуром.

В Кустанае Тюрюмин управлял знаменитым У-2, который когда-то крепко запал ему в душу, пролетая над Чанчуром. На безотказном «кукурузнике» возил людей, почту, травил саранчу, летал по санзаданиям.

В 1952 году перспективного летчика забрали в Московское управление гражданской авиации, где он занял место за штурвалом самолета Ил-12, затем специалиста перевели на международные линии.

В 1960 году Александр Михайлович успешно окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, после чего работал в Научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) летчиком-испытателем, а с 1963 года перешел на летно-испытательную работу в ОКБ С.В.Ильюшина.

От Красной Звезды — до Золотой

Первую награду — орден «Знак Почета» Тюрюмин получил за участие в воздушном параде 1962 года на самолете Ил-18. Это был один из самых масштабных показов техники в Москве. После парада его участникам устроили прием в Кремле, героев принимал Никита Сергеевич Хрущев. Вторая награда — орден Красной Звезды — вручена отважному сибиряку за испытание самолета Ил-62, а орден Боевого Красного Знамени — за испытание противолодочного самолета Ил-38.

Александру Михайловичу доверяли испытание многих машин — в частности, непревзойденного до сих пор по ряду параметров самолета Ил-76. К разработке турбореактивного самолета Ил-76 коллектив конструкторов приступил в 1966 году. Приказом министра авиационной промышленности СССР предписывалось провести работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолета, предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию, фронтовую авиацию, по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов.

Постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы. Как известно, знаменитая Ходынка расположена всего в шести километрах от Кремля, но первый полет предстояло выполнить именно отсюда. В мае того же года самолет показали руководителям страны на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые представили на Международном авиакосмическом салоне в Париже. Первый серийный Ил-76, он же третий опытный, 5 мая 1973 года совершил первый полет с аэродрома Ташкентского авиационного завода. Поднял машину экипаж летчика-испытателя Aлександра Тюрюмина. Этот самолет приступил к летным испытаниям по разделу боевого применения (отработка вопросов посадочного и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники). Ведущим летчиком-испытателем этого раздела испытаний самолета Ил-76 был Александр Михайлович Тюрюмин.

В августе 1974 года он был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР», а в марте 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за испытание и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза. Штурманам В.А.Щеткину, С.В.Терскому и В.Н.Яшину, которые работали с ним в одном экипаже при выполнении программ по десантированию, были также присвоены высокие звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

На самолетах Ил-76 экипаж, возглавляемый Александром Тюрюминым, установил 25, а на Ил-86 — 18 мировых рекордов. Начиная с 1963 года сибиряк освоил, испытал на прочность Ил-18, Ил-20, Ил-38, Ил-62, Ил-62М, Ил-76МД, Ил-86. И это тоже своеобразный рекорд!

А на земле его ждала Аннушка...

Свою будущую супругу будущий ас встретил в Кустанае, куда ее по распределению направили после окончания фарминститута в Пятигорске. Вот как пишет об этом сам Тюрюмин:

«Однажды зашел в аптеку и увидел там красивую девушку-провизора по имени Аннушка. И вот уже 54 года мы идем вместе с ней по жизни, большую часть которой она была отличной домохозяйкой, ждала меня из полетов, полностью занималась воспитанием детей, поскольку у меня на это из-за плотного графика просто не оставалось времени».

В чанчурском музее хранится одна из фотографий прославленного пилота, на которой он изображен в кабине самолета, в командирском кресле. В левом верхнем углу надпись, адресованная супруге: «Другу — жене Аннушке. Вот так мы трудимся. Саша». Супруги Тюрюмины воспитали замечательных детей, дождались внуков. И если вы в поисковой системе наберете, например, «Александр Тюрюмин», то Интернет среди прочих выдаст вам и внука Александра Михайловича, названного в честь деда. Однако во Всемирную паутину он попал благодаря успехам в автогонках. О скорости внук Александр знает не понаслышке, он мастер спорта по автогонкам, чемпион России в «Формуле-1600».

Вся жизнь Александра Михайловича так или иначе связана с Сибирью и небом. Улица, на которой живут Тюрюмины в Москве, называется Штурманской, а любимого пса (ротвейлера) кличут Байкалом. И сегодня, находясь за тысячи километров, прославленный летчик не упускает возможности выйти на связь с иркутянами.

После выхода прошлого номера мы поговорили с Ниной Николаевной Трапезниковой. Она сообщила нашему корреспонденту, что буквально два дня назад общалась с Александром Михайловичем по телефону. — По каналу «Культура» Александр Михайлович посмотрел сюжет об открытии памятника Курбату Иванову, растрогался, позвонил, — говорит Нина Николаевна. — Мы в это время были в Чанчуре, позднее еще раз созвонились, долго говорили. Александр Михайлович был тронут сюжетом, говорит — будто снова побывал на малой родине. Относительно своего визита в Чанчур высказывается осторожно, ему ведь уже 82 года. Хотя побывать не прочь, ведь родная земля придает силы.

***

Как и положено, в музее в таежном Чанчуре находится книга отзывов, где гости оставляют свои записи. Несмотря на оторванность от областного, да и от районного центра, музей работает круглый год. Здесь не раз бывали зарубежные гости, в том числе отпрыски представительных династий, дипломаты, политики, творческая интеллигенция и, как само собой разумеющееся, туристы и рыбаки. Среди искренних слов благодарности и витиеватых речевых оборотов восхищения нас поразила своей непосредственностью и в то же время глубиной маленькая запись, сделанная детской рукой: «Спасибо моему деду Владимиру Петровичу! Такой прекрасный музей мог создать только он! Внучка Катя». 

Фото автора и Бориса Слепнева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Петров Василий | Оригинальное название материала: Тюрюмин Александр - лётчик | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.