Новости

Александровское сельское общество // Гаращенко А.Н. «Александровский завод – Александровское селение (середина XVIII века – конец 1950-х годов)» (2007)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Вид на бывшую Александровскую центральную каторжную тюрьму и село. Фото И. Бержинского. 1993 г.
Вид на бывшую Александровскую центральную каторжную тюрьму и село. Фото И. Бержинского. 1993 г.
Александровское селение и близлежащие деревни. План. ГАИО
Александровское селение и близлежащие деревни. План. ГАИО
План построек Александровской центральной каторжной и пересыльной тюрем. Кон. XIX в. ГАИО
План построек Александровской центральной каторжной и пересыльной тюрем. Кон. XIX в. ГАИО
Шлагбаум и арка на улице, прилегающей к тюрьме. Фото нач. 1910-х гг.
Шлагбаум и арка на улице, прилегающей к тюрьме. Фото нач. 1910-х гг.
Вид того же места в 1993 г. Фото И. Бержинского
Вид того же места в 1993 г. Фото И. Бержинского
Вид с горы на центральную тюрьму и храм Св. Князя Александра Невского. Фотооткрытка нач. XX в.
Вид с горы на центральную тюрьму и храм Св. Князя Александра Невского. Фотооткрытка нач. XX в.
Александровская центральная каторжная тюрьма. Над правой частью крыла здания видна вывеска "Мастерские". Фото нач. XX в. ГАИО
Александровская центральная каторжная тюрьма. Над правой частью крыла здания видна вывеска "Мастерские". Фото нач. XX в. ГАИО
Пруд Александровского винокуренного завода. Фото И. Бержинского. 1993 г.
Пруд Александровского винокуренного завода. Фото И. Бержинского. 1993 г.

По распоряжению генерал-губернатора М.С. Корсакова те из каторжных, которые уже обзавелись домохозяйством в заводе, в другие места не переселялись180.

Закрытие винокуренного завода повлекло за собой изменение и в административном устройстве населенного пункта: прежде официально именовавшийся Александровским винокуренным заводом поселок по решению Совета Главного управления Восточной Сибири 8—10 февраля 1873 г. был преобразован в особое сельское общество, причисленное к Уриковской волости181. Но процесс этот с момента закрытия завода и до создания сельского общества затянулся.

В 1871 г. в Александровском заводе по ревизским сказкам, составленным заводскою полицией во время 10-й народной переписи, состояло душ мужского пола рабочих 382, водворяемо-рабочих 154, уволенных от работ, но никуда еще не причисленных 57, пропитанных — 46, рабочих детей — 78 и пропитанных из евреев 4, итого 721 душа. А также женщин: рабочих 252, водворяемо-рабочих — 1, уволенных от работ, но нигде еще не причисленных — 78, пропитанных — 69, пропитанных из евреев — 7 и жен и детей бежавших рабочих 23, итого 430. А всего -1151 житель.

Из дач упраздненного завода в 1871 г. были отведены земли крестьянам Жилкинского, Бархатовского и Ружниковского селений182.

На 1 декабря 1872 г. казенных земель, принадлежавших заводу, было: пахотных — 241 дес, сенокосных — 347 дес. и лесных дач 10738 дес. В семействах крестьян и поселенцев, имеющих домохозяйства, числилось 562 души мужского пола, на каждую из которых причиталось по 1/2 дес. пахотных земель, столько же выгону, до 3/4 дес. сенокосов и по 19 дес. лесных угодий. Но в заводе жили и не имевшие домообзаведения крестьяне, и поселенцы, и имеющие дома ссыльнокаторжные, которым могла потребоваться земля, что соответственно сокращало наделы. Поэтому нужно было согласие всех на установление сельского общества, которое бы исправно платило все подати и повинности с такими наделами. Некоторые крестьяне перешли на водворение в другие волости183.

Четвертого января 1873 г. крестьяне и поселенцы бывшего Александровского завода представили подписку в отношении принятия ими предлагаемого надела земли с обязательством исправно платить все подати и повинности. Такое же желание высказали семейства мещан, отставных урядников и казаков, имевших там дома и хозяйства, и они также причислялись в крестьяне. Но вероятнее всего,5 на деле все выглядело иначе. Ходатайство казаков о причислении  их  в  сельское  общество  не  было  удовлетворено.  Интересно отметить следующий факт. В документах 1882 г. отмечается, что казаки, проживающие в селении Александровском, числятся в составе бывшего Иркутского казачьего конного полка и состоят в Киренской станице. Казаки, проживавшие в селении (49 человек), пользовались пахотными и сенокосными землями по соглашению с обществом крестьян за оброчную плату по усмотрению общества, а выгонными землями и водопоем — бесплатно184.

Ранее (15 декабря 1872 г.) состоялся любопытный общественный приговор, текст которого приводится ниже.

«Мы, нижеподписавшиеся жители упраздненного Александровского винокуренного завода, проникнутые чувством глубокой благодарности к Главному начальнику Восточно-Сибирского края генерал-лейтенанту и сенатору г. Синельникову за особенную заботливость и отеческое попечение об улучшении нашего благосостояния. А чтобы сохранить в потомстве память о таком дорогом благодетеле, всепокорнейшее просим наше начальство бывший упраздненный Александровский винокуренный завод, жители которого теперь будут составлять самостоятельное общество, именовать селением Синельниковским, в том и подписуемся» Далее идут подписи.

Н.П. Синельников, поблагодарив крестьян за высказанное ими желание, решил сохранить селу название Александровского (из ответа от 19 января 1873 г.)185.

Далее последовало решение Совета Главного управления Восточной Сибири 8—10 февраля, о котором упоминалось выше, относительно образования из упраздненного  завода особого  сельского участка. Крестьянам вновь образованного селения по указу Иркутской Казенной палаты от 8 марта 1874 г. были предоставлены в пользование земли186. Кстати, по этому же указу центральной каторжной тюрьме тоже были предоставлены земли с находящимися на них постройками (тюрьма, хозпостройки, больница и т.д.), что в дальнейшем вызвало споры между сельским обществом и администрацией тюрьмы. Тюрьме были отданы две мукомольные мельницы, в которых больше нуждались селяне. А у тюремной администрации не хватало земли. Поэтому к концу 1880-х гг. была произведена отрезка крестьянской земли, с чем общество было не согласно. После этого, к 1889 г., за крестьянами числилось 11658 дес. 293 кв. саж. удобной земли (пахотной — 241 дес., сенокосной — 347 дес. выгона — 240 дес. и лесных угодий 10738 дес), тюрьме принадлежало 52 дес. 1404 кв. саж. Принадлежавшей крестьянам земли, по мнению нижнеудинского землемера Воротова (?), производившего обмеры, было вполне достаточно для ведения хозяйства. В это время здесь состояло 193  ревизские души, и на каждую душу причиталось примерно по 60 дес. удобной земли187.

В 1892  г. из крестьянских  дач было  отрезано для тюрьмы 44  дес. для земледелия арестантов, а в 1896 г. была еще отмежевана земля под стрельбище нижних чинов Александровской местной команды, общей площадью 1562 'Д дес.188

Происходил также захват земли у крестьян Александровского со стороны соседних селений Усольского, Жилкинского, Бархатовой, Ружниковой.

К 1901 г. у крестьян Александровского общества оставалось угодий: усадебных 60 дес. 1446 кв. саж., пахотных 289 дес. 260 кв. саж., сенокосных 379 дес. 701 кв. саж., выгонных с заимкою — 241 дес. 420 кв. саж., итого 970 дес. 327 кв. саж.189

Основными занятиями жителей села было хлебопашество (в незначительном количестве), а также поставка елтыша190, дров и строевого леса в Иркутский солеваренный завод (с. Усолье).

Двадцать первого ноября 1876 г. крестьяне Александровского селения обратились к смотрителю тюрьмы с просьбой передать им под сельское управление деревянное здание бывшей школы (вероятно, заводской школы), находящееся в центре села. Просьба была удовлетворена в начале 1877 г.191

Шестого ноября 1895 г. было Высочайше утверждено Положение Государственного Совета об   учреждении   в   селе Александровском должности полицейского надзирателя. Первым на эту должность был назначен   Добронравов. До этого в Восточной Сибири полицейских надзирателей вне городов не было. Селение Александровское состояло преимущественно из крестьян и ссыльнокаторжных, имеющих свои управления, и полицейская власть осуществлялась в лице сельского старосты, подчиненного Усть-Балейскому волостному правлению и затем земскому заседателю 4-го участка Иркутского округа, как чиновнику полиции и как лицу, относящему функции мирового посредника192. Вообще же история с учреждением полицейского надзирателя началась значительно раньше в 1888 г. Летом этого года Иркутский генерал-губернатор А.П. Игнатьев посетил Александровское селение, после чего им было сделано обращение к исполняющему должность Иркутского губернатора, в котором в частности говорилось:

«При 900 душ коренного населения с. Александровского проживает до 254 душ еврейских семейств, которые занимаются скупом промотанной арестантской одежды, укрывательством всего краденного в окрестности (включая в этот  район и Иркутск), скупом и перепродажей на рынке селения сельских продуктов, поднимая тем цены на все жизненные   продукты.  В зависимости от скопления членов еврейских семейств совершается масса преступлений в с. Александровском, что приводит к убеждению о необходимости  учреждения  местного  полицейского  надзора  с  тем,  чтобы заседатель имел свою резиденцию в этом селении. Ввиду нового распределения участков и перемещения местожительства заседателя из с. Оек в Лиственичное полицейский надзор еще более удалился от с. Александровского, поэтому прошу Ваше Превосходительство войти в рассмотрение этого вопроса об организации полицейского надзора для с. Александровского и представить мне Ваши по этому предмету соображения»193. За 1887-1889 гг. в селении было совершено 109 преступлений. Как отмечается в одном из документов, «...население села Александровского крайне распущенно и склонно к всякого рода преступлениям: почему и действительно является неизбежная потребность в постоянном пребывании там полицейского чиновника с правами судебного следователя»194.

Промышленные заведения

В 1874 г. крестьянин из поселенцев Даниил Андреянович Лукашевич построил в Александровском селении «свекло-сахарное заведение» вблизи здания омшаника № 2 у ключа195. Интересно отметить, что еще раньше, в 1868 г. с 12 по 22 октября, в Иркутске была открыта первая публичная выставка сельскохозяйственных и ремесленных продуктов. И на этой выставке был представлен «свекловичный сахар со всеми продуктами, происходящими при процессе его приготовления, и с образцами свекловицы, каковая в 1868 г. посеяна была в Александровском заводе и удалась отлично, а сахар из нее приготовлен в простом самоваре»196.

В 1878 г. в Александровском селении числилось два винных склада, четыре мануфактурные лавки, 19 лавок с мелочными товарами, 11 питейных домов197. В 1892 г. владельцами мелочных лавок были жители села крестьяне Ирина Кирилловна Шарапова, Федор Иванович Ковалев, Константин Павлович Войтальянов, поселенческая жена Лукерья Платоновна Бабенко, иркутский мещанин Афанасий Яковлевич Дмитриев. Мануфактурную лавку содержал казак Федор Александрович Зверев, а его брат Василий Александрович содержал трактир. Общественными питейными заведениями владели крестьяне Яков Яковлевич Шубин и Петр Михайлович Сахаров198.

К 1903 г. в селении размещался кожевенный завод Владимира Ивановича Орельского, бакалейная и мануфактурная торговля Николая Тимофеевича Горулева и Николая Алекс. Зверева, мясная торговля Константина Павловича Войтальянова, торговля различными товарами Павла Петровича Меркулова, Константина Степановича Русанова199.

Александровская центральная каторжная тюрьма. Над правой частью крыла здания видна вывеска "Мастерские". Фото нач. XX в. ГАИО

В Александровском заводе имелись две мельницы — Павловская и Никольская200, находившиеся соответственно на речках Большой Павловской и Никольской, использовавшиеся для нужд самого завода и для потребностей жителей в муке. Уже после закрытия Александровского винокуренного завода Казенная палата сдала эти мельницы в аренду с 1 ноября 1867 г.: Павловскую —  бывшему  уряднику,  а  на  тот  момент  временно  купцу  Якиму  Звереву, Никольскую — поселенцу Степану Рожкову. Хотя аренда Я. Зверева была рассчитана на 12 лет, но решением той же палаты от 28 февраля 1874 г. имеющаяся при мельнице пахотная и сенокосная земля передавались крестьянам образованного Александровского общества, мельница оставалась для нужд тюрьмы. Правда, еще в 1873 г. крестьяне самовольно захватили арендованные Зверевым земли. Так что решение палаты только зафиксировало свершившееся. Павловская мукомольная мельница, построенная в 1849—1850 гг., находилась в пяти верстах от Александровского завода по тракту к Олонскому селению. При мельнице находились казенные здания: устроенная в одной связи с корпусом здания мельницы молотовая с плавильной печью и принадлежности к ним. В начале 1870-х гг. эта мельница была ветхой и неисправной и не приносила никакой пользы.

Аренда второй, Никольской, мельницы, перестроенной Медовиковым из старой казенной в 1854 г., к 1875 г. закончилась, и она была сдана С. Рожковым обратно в казну. В аренду ее больше никто не брал, так же из-за ветхого состояния и необходимости ремонта находящейся при ней плотины. Эта мельница находилась возле вновь отстроенной тюрьмы и квартир для ее администрации, а на берегу пруда, образованного плотиной, строились казармы для нижних чинов местной команды. Управляющий в то время тюрьмой Длотовский201 считал, «что вода будет необходима как для надобностей тюрьмы и казарм, так равно и для купания в летнее время нижних чинов», а поэтому он предлагал удержать за тюрьмой только пруд Никольской мельницы, а так как плотину его прорвало, то ее, по мнению управляющего, следовало капитально исправить. Длотовский даже называл сумму затрат — 800 руб., при работах хозяйственным способом202.

В 1884 г. вследствие особого соглашения эта мельница была передана во временное пользование крестьянскому обществу, которое продало ее на слом из-за ветхости. Двадцать четвертого июня 1889 г. общество передало в аренду на 12 лет место, где ранее находилась мельница, ссыльнопоселенцу Попову под устройство новой мельницы с тем, чтобы после окончания аренды построенная мельница перешла в пользование общества. Так и произошло. Но так как мельница находилась на земле, принадлежавшей тюрьме, то смотритель тюрьмы обратился к губернатору с просьбой о передаче мельницы в пользование тюрьмы. Как решился вопрос, из материалов архивных дел выяснить не удалось203.

Примечания

180 ГАИО. Ф. 24. Оп. 7. Д. 1139. Карт. 1840. Л. 21.

181 Там же. Оп. 6. Д. 1060. Карт. 2235. Л. 130.

182 ГАИО. Ф. 24. Оп. 6. Д. 1060. Л. 49, 52.

183 ГАИО. Ф. 24. Оп. 6. Д. 1060. Л. 65.

184 Там же. Ф. 39. Оп.З. Д. 222. Л. 13, 49-50.

185 Там же. Ф. 24. Оп. 6. Д. 1060. Карт. 2335. Л. 74, 80, 82, 96.

186 ГАИО. Ф. 39. Оп.З. Д. 222. Л. 49.

187 Там же. Оп. 1. Д. 82. Л. 17 об., 28.

188 Там же. Д. 157. Л. 2 об. -3.

189 Там же. Л. 67.

190 Елтыш (ёлтыш) — распиленные поперек бревна длиною около двух аршин. Ёлтыши заменяли на варницах Усолья дрова, т.к. печи были устроены значительной величины.

191 ГАИО. Ф. 24. Оп. 10. Д. 257. Л. 285-286.

192 Там же. Ф. 32. Оп. 1. Д. 4541. Л. 2-5.

193 ГАИО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 556. Л. 3 об.-4.

194 Там же. Оп. 1. Д. 2403. Л. 15-15 об.

195 ГАИО. Ф. 24. Оп. 10. Д. 36. Т. 3. Карт. 2100. Л. 187.

196 Иркутская летопись 1857—1880 г. (Продолжение «Летописи» П. И. Пежемского и В.А. Кротова) / Сост. Н. С. Романов // Тр. ВСОИРГО. Иркутск, 1914. № 8. С. 235-236.

197 ГАИО. Ф. 32. Оп. 6. Д. 6. Л. 41 об.-42.

198 Там же. Ф. 161. Оп. 1. Д. 147. Л. 57 об.-69.

199 Памятная книжка Иркутской губернии на 1903 г. — Иркутск, 1903. — С. 244—245. 

200 Никольская мельница длиною 6 и шириною 5 саж., высотою 3,5 арш. Павловская с молотовою, длиною 8 саж. 1 арш., шириною 6 саж. 2 арш., вышиною до верхней крыши 3,5 арш., при ней плотина в 111 саж. (ГАИО. Ф. 24. Оп. 7. Д. 374. Карт. 1301.Л. 4.; Там же. Оп. 10. Д. 36. Т. 3. Карт. 2100. Л. 901.)

201 Длотовский (?—?) — управляющий тюрьмой в начале 1870-х гг.

202 ГАИО. Оп. 6. Д. 1060. Карт. 2335. Л. 118, 125, 126-126 об., 136 об.-131 об.

203 Там же. Ф. 39. Оп. 3. Д. 272.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Гаращенко Алексей Николаевич | Оригинальное название материала: Образование особого Александровского сельского общества в Уриковской волости Иркутского округа | Источник(и): Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII — нач. XX вв.: Сб. статей / Сост. А.Н. Гаращенко. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007 | с. 153 - 161 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Научные работы | Боханский район | Библиотека по теме "История"