Новости

Тобольское барокко

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Термин “тобольское барокко” принято брать за условное название барочного стиля в среде развития города Тобольска. Некоторые ученые не признают этот стиль как самостоятельный, заменяя его термином “сибирское барокко”. Тем не менее барочный стиль проник в Восточную Сибирь, где с середине 1770х гг под его влиянием на основе тотемских традиций сформировалось иркутское барокко. Несмотря на то, что с 1780-х гг. в Сибири распространяется классицизм, барочные храмы продолжают строиться вплоть до 1830-х гг. Б.П. Денике в 1919 году сформулировал понятие «тобольского барокко», а Д.А. Болдырев-Казарин определял его шире – « сибирское барокко», признавая черты «азиатской эстетики» решающим основанием для выделения этого стиля. У.К. Брамфилд вообще усмотрел в «пламенеющих» сандриках буддийские мотивы, сходство со ступами (субурганами).

Спасская церковь

В Тобольске под воздействием стилистики барокко в его столичном варианте с середины 1760-х гг. сложилось особое тобольское барокко, распространившееся в западных и центральных регионах Сибири. Если признать существование особого «Тобольского барокко» (термин введён Б.П. Денике в 1919 году), то в числе первых примеров этого направления в архитектуре нужно назвать Спасскую церковь. Монументальность, крупность деталей, сочность декора – всё это в ней выражено с подкупающей наглядностью и откровенностью. Конечно, термин «барокко» в данном случае можно применять с известной условностью, только как выражение повышенной декоративности стен. Но сами стены (в отличие от столичного барокко) в Спасской церкви по-средневековому статичны, декор лишь «наложен» на стену, не трансформируя её в «пульсирующую» массу. Общая статичность и массивность объёмов церкви подчёркнута трапециевидной формой апсид и громоздкими угловыми лопатками с древнерусскими бочкообразными утолщениями в их нижней части. Фасады четверика напоминают фасады русских теремов с их небольшими окнами светёлок наверху и большими нарядными окнами нижнего этажа.

Церковь Захарии и Елизаветы

Церковь Захарии и Елизаветы – выдающейся памятник архитектуры. Тобольское барокко здесь «достигло своей наивысшей точки развития». Вобрав некоторые уже сложившиеся черты сибирского каменного зодчества, этот изумительный храм даёт также своеобразную переработку форм столичного (елизаветинского) барокко.

С Захарьевской начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плоскость стен разработана вся, в узких пространствах между окнами помещены так называемые лопатки — вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объемов — основного, алтарного, трапезного. А наверху храма — картуши. ...Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях — тот же прием постановки храма на подклет с выделением внизу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные пристройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре возвели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.

Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви получили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. ... Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрамлении врат использован мотив тонких спиралевидных колонок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вычурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазонами, резные царские врата — все это создавало исключительный декоративный эффект.

Другие постройки

Рождественская церковь (1744 – 1761 гг.) — образец барокко в Сибири, несущий в себе ярко выраженные черты местной — тобольской «школы». Это единственное сохранившееся из трех тобольских церквей здание с основным объемом типа «восьмерик на четверике» Архитектура Андреевской церкви демонстрирует ранний этап «тобольского барокко». Построена в качестве приходской в 1744 – 1755 гг. «тщанием» купца Авраама Сумкина.

Ссылки

  1. Проектно-реставрационная мастерская при Уральской государственной архитектурно-художественной академии
  2. Перечень объектов культурного наследия, расположенных в г.Тобольске
  3. Генеалогический форум ВГД
  4. Сургут, молодой, православный

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | Иркипедия | Градостроительство