Новости

Дом декабриста С.П. Трубецкого (2001)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Вид дома С.П. Трубецкого. Нач. XX в.
Вид дома С.П. Трубецкого. Нач. XX в.
Фрагмент плана Иркутска 1864 г. с усадьбой С.П. Трубецкого
Фрагмент плана Иркутска 1864 г. с усадьбой С.П. Трубецкого
Современный генплан усадьбы С.П. Трубецкого
Современный генплан усадьбы С.П. Трубецкого
Фрагмент плана Иркутска 1843 г. с будущим усадебным местом С.П. Трубецкого
Фрагмент плана Иркутска 1843 г. с будущим усадебным местом С.П. Трубецкого
Вид дома С.П. Трубецкого. Фото. 2005 г.
Вид дома С.П. Трубецкого. Фото. 2005 г.
Вид дома С.П. Трубецкого. Около 1970 г.
Вид дома С.П. Трубецкого. Около 1970 г.
Карниз на доме С.П. Трубецкого
Карниз на доме С.П. Трубецкого
Дом С.П. Трубецкого. Дворовый фасад. Фото. 2005 г.
Дом С.П. Трубецкого. Дворовый фасад. Фото. 2005 г.

В официальном реестре объектов культурного наследия «Дом декабриста Сергея Петровича Трубецкого» (ул. Дзержинского, 64) фигурирует как комплексный памятник истории и архитектуры. Обычно на первый план выходит именно его историческая ценность, что и понятно, учитывая значимость личности Трубецкого. Однако и архитектурные достоинства самого дома не менее весомы. С точки зрения развития русского зодчества, время его возведения было особенным - это период угасания классицизма и зарождения новых архитектурных тенденций, время становления национально-романтического, или «русского» стиля. Это архитектурное направление сложилось в относительно небольшой временной промежуток - в 1820-1850-х гг., и в Иркутске сохранились лишь единичные его представители. Дом декабриста наглядно демонстрирует особенности этого интереснейшего стилистического периода, искусно сочетая строгость классицизма и специфичность элементов средневековой русской архитектуры.

Но существует несколько НО...

Прежде всего, нынешний облик дома заметно отличается от первоначального. Многочисленные ремонты упростили некогда пышные фасады и исказили отдельные детали. Даже неспециалистам заметны некоторые нелогичности и несоответствия в его облике. До сих пор остается множество неясностей и «белых пятен», касающихся точного времени строительства (сейчас можно говорить только о временном периоде, составляющем десятилетие между 1847— 1856 гг.), авторства, назначения некоторых помещений и т. д. Об истории дома и личности его хозяина подробно рассказано в статье директора музея декабристов Е.А. Ячменева, мы же попытаемся рассмотреть и оценить здание именно как архитектурное произведение, определить его значимость для Иркутска...

Ко времени приобретения Трубецкими этого участка (ориентировочно в конце 1840 — начале 1850-х гг.) это была тихая, удаленная от общественных и деловых центров окраина, которая не так давно застроилась и, вероятно, не самыми состоятельными горожанами. Хотя, скорее всего, это заурядное в градостроительном аспекте место было выбрано отнюдь не случайно. Представляется убедительным, что определяющим фактором могло быть соседство с ближайшим другом и соратником декабристом Сергеем Григорьевичем Волконским, дом которого находился южнее, в нынешнем переулке Волконского, рядом с Преображенской церковью. Кроме того, также невдалеке, на Губернаторской улице (ныне ул. Октябрьской Революции), располагался дом Е.А. Кузнецова, с которым связано пребывание в Иркутске декабристов и их жен с самого начала ссылки. Именно в этом доме сразу после приезда в Сибирь останавливались Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская и жены других декабристов, а позже неоднократно квартировали уже воссоединенные семьи Трубецкого и Волконского1.

Трубецкие приобрели участок с небольшим жилым деревянным домиком, который вскоре снесли. Схожие по размерам и расположению дома находились и на смежных участках, да и во всей округе. Исключение составляло каменное трехэтажное здание Сиропитательного заведения для девиц, выстроенное в 1838 г. в южной части этого же квартала, но выходящее на улицу Преображенскую (ныне ул. Тимирязева). Наглядно застройку того периода можно видеть на градостроительном плане города 1843 г.

На месте снесенного дома Трубецкие строят новый, разительно отличающийся от предшествующего, да и от всего окружения. Этот новый дом — почти дворец — был для провинциального Иркутска диковиной, явлением другого мира, как и сам его хозяин - князь Трубецкой, бывший житель Петербурга, представитель высшего дворянства, хотя и низведенный в ранг государственного преступника.

Здание выделялось на фоне городской застройки и по внешнему облику, и по внутренней организации. Оно более напоминало дворец, нежели обычный городской дом. Даже положение на участке - в глубине усадьбы с обширным парадным двором — отличалось от того, как это было принято. В застройке Иркутска того периода парадные дворы имелись только у крупных общественных зданий, рядовые же жилые усадьбы застраивались по другим правилам. Обычно жилая усадьба делилась на чистый двор, выходящий на улицу, и хозяйственный, расположенный в глубине участка (ситуация могла меняться в маломерных или угловых участках): главный дом ставился по красной линии улицы, флигели и хозяйственные постройки располагались внутри усадьбы у межевых границ.

В данном случае дом не просто сдвинут в глубину двора, но и поставлен так, что ось самого дома совпадает с продольной осью усадьбы. Вспомним, что именно такой прием часто использовался для организации крупных дворянских поместий периода классицизма.

В настоящее время кроме главного дома в усадьбе находятся: людская изба, конюшня, погреб, появившиеся значительно позднее. Интересно, что и людская изба, расположенная за главным домом, также поставлена по продольной оси усадьбы.

Можно отметить и еще одну, возможно случайную, особенность расположения дома - почти в створе улицы Мясной (ныне ул. Франк-Каменецкого) с небольшим смещением вправо. Такое положение с учетом наличия парадного двора создает впечатление обширного открытого пространства перед домом, что чрезвычайно ценилось в условиях городской тесноты.

Нынешний облик здания заметно отличается от того, каким его задумывали и возводили в начале. К сожалению, не удалось обнаружить каких-либо описаний или изображений дома в бытность Трубецких. Наиболее ранняя из известных фотографий датируется началом XX в., скорее всего. 1910-1920 гг. На этой фотографии здание зафиксировано уже с отдельными утратами, но тем не менее в целом близко к первоначальному. Собственно эта фотография и служит основным источником информации. Имеется и еще один чрезвычайно интересный снимок, сделанный ориентировочно в 1950-х гг. Сравнение этих изображений с современным состоянием помогает понять, как здание менялось со временем.

Объемно-планировочное решение

Попытаемся понять логику построения здания, выделить присущие только ему особенности. Как и любое другое сооружение, создавалось оно под воздействием ряда факторов, среди которых основными были общие правовые требования, предъявляемые к городской застройке, стилевые особенности архитектуры того периода, местные строительные традиции. Но в отличие от массовой городской застройки это, конечно же, было штучное авторское произведение, созданное с учетом вкусовых предпочтений и пожеланий такого своеобразного заказчика, каким являлся князь Трубецкой.

Как известно, в первой половине XIX в. было запрещено строить жилые деревянные двухэтажные дома. В Иркутске запрет был снят в 1864 г.2 И как следствие, до указанной даты значительное распространение получили одноэтажные жилые дома на каменных полуподвалах, иногда дополненные антресолями или мезонинами3. Так и в нашем случае: дом Трубецкого — одноэтажный деревянный на каменном полуподвале, увенчанный миниатюрным поперечным мезонином. При этом он как бы скомпонован из нескольких разновысотных объемов, составляющих стройную симметричную композицию, построенную на четкой иерархии и нарастании высоты к центру.

Особая, по сути, ведущая роль отведена мезонину. Благодаря своим пропорциям и центральному расположению мезонин не только венчает общую композицию, но и объединяет все ее составляющие и придает ей некую остроту и динамизм. Изящный граненый эркер4 дополнительно акцентирует центральную ось.

Примеры аналогичных решений мы находим в классицистических особняках. Однако в данном случае объемно-планировочное решение нельзя охарактеризовать однозначно как только классицистическое. Наряду с приемами и формами классицизма в нем использованы элементы, характерные и для более позднего периода, что в целом свойственно архитектуре 1830-1850-х гг. Так, например, решение основного объема соответствует принципам классицизма, а прием дополнения этого объема по торцам пониженными прирубами сложился чуть позднее. К более поздним по происхождению формам относится и эркер. Этот элемент не вошел в арсенал средств русского классицизма и ампира и только уже позже, с 1830-х гг., довольно быстро получил значительное распространение. В данном случае эркер выполняет двоякую роль — улучшает инсоляцию помещения и в значительной степени обогащает и усложняет главный фасад.

При сравнении фотографий дома начала XX в. и его современного состояния сразу бросается в глаза разница в форме эркера. Действительно, первоначально он был пятигранным, однако сейчас - трехгранный. К 1950-м гг. эркер был полностью утрачен, а современную форму получил в ходе реставрации 1965-1970-х гг.

Хотелось бы обратить внимание на один любопытный штрих, а именно — устройство остекленной веранды на дворовом фасаде напоминает устройство открытых балконов на дворовых прирубах иркутских жилых домов, чрезвычайно распространенных в ту пору. Скорее всего, первоначально это и был открытый балкон, который впоследствии застеклили.

Внутреннее устройство

Дом Трубецкого — нечто среднее между дворцом и жилым домом. Если его общие габариты ближе к обычному жилью, то внутренняя организация выполнена подобно классицистическим дворцам — нижний полуподвальный этаж был хозяйственным, в основном этаже (или бельэтаже) располагались парадные и жилые покои, а также обслуживающие их помещения; небольшая светелка в мезонине использовалась под детскую. Парадные покои по всем правилам дворцового строительства объединены в анфиладу5, благодаря чему увеличивается перспектива обзора и создается ощущение простора при достаточно небольших общих габаритах.

Парадную анфиладу открывает приемная, далее следует гостиная, затем диванная (библиотека), а замыкает — кабинет хозяина. Центральное место занимает почти квадратная парадная гостиная. Как наиболее значимое помещение, именно гостиная изначально была выделена на главном фасаде устройством ризалита6 и тремя высокими арочными окнами. Сейчас ризалит частично разобран, а окна сделаны такими же, как и в остальных частях дома. Внутри высота гостиной -3,20 м. Остальные помещения, расположенные в центральном объеме, имеют такую же высоту. Однако если для гостиной эта высота вполне приемлема, то для приемной и диванной, а также небольших вспомогательных комнат она явно великовата.

Обслуживающие помещения сгруппированы в задней части дома и обращены во двор. Вспомогательные и парадные покои объединены и вместе с тем изолированы. В любую из половин дома можно попасть как через парадный, так и через черный входы. Таким образом, внутреннее пространство четко зонировано и подчинено укладу жизни.

Для Иркутска такое объемно-планировочное решение было большой редкостью, но в центральной России оно было распространенным и повсеместно встречалось до середины XIX в. не только в крупных дворцах, но и в рядовых постройках. Особенностью именно этого дома являются очень незначительные размеры и минимальный набор вспомогательных помещений, а также фактическое отсутствие жилых комнат.

Декоративное оформление фасадов

Как уже упоминалось, время строительства здания было особенным в существовании и развитии русской архитектуры — время постепенного угасания классицизма и появления новых архитектурных тенденций, время становления национально-романтического, или «русского» стиля. Это направление в архитектуре складывалось во второй четверти XIX в. «...Выражение национальной идеи в архитектуре начиная с середины 1820-х гг. ассоциируется только с древнерусским наследием — прежде всего с древнерусскими храмами... Особой популярностью пользуются в это время распространенные в московском зодчестве XV— XVII вв. формы килевидных очертаний...»7.

Примечательно, что обращение к традиционным формам прошлого проявлялось в этом стилистическом направлении, как правило, не только   в   общем объемно-композиционном построении, но и в декорации. Так и в доме Трубецкого общее решение выполнено преимущественно в традициях классицизма, а в декоративном оформлении причудливо переплетены элементы обоих стилей. Общая направленность оформления на имитацию каменных форм, конечно же, свойственна классицизму, а отдельные элементы декора явно заимствованы из архитектурных форм русского средневекового культового зодчества. В орнаментику фриза8 введены довольно редкие в Иркутске элементы — резные объемные пальметты9, помещенные в килевидные арочки. В данном случае интересно органичное соединение классицистических по происхождению пальметт и характерных для национального стиля килевидных арочек.

Пышность оформления как бы нарастает к верху и достигает кульминации в венчающей части здания. Так, в основании дома - мощный, прорезанный небольшими окнами каменный цоколь, напоминающий классицистические аркады подиума, над ним — лаконичные, лишенные декора, обшитые гладкими досками стены, выше помещены наиболее богатые и пластически сложные элементы: заполненный резными деталями антаблемент и сложные, прихотливые по рисунку завершия в уровне кровли.

Каждая деталь, каждый элемент несли смысловую и композиционную нагрузку, работающую на общую идею, основанную на симметрии и нарастании к центру. Сейчас, после многочисленных переделок, эта идея снивелирована. После разборки центрального ризалита, утраты сдвоенных пилястр, членивших фасад на части, а так же изменения обрамления окон фасад выглядит более плоским и ординарным. Поначалу же как композиционный центр был акцентирован именно ризалит. Однако выделялся он не насыщенностью деталями, а напротив, более лаконичными и сдержанными формами, а также устройством иных по пропорциями и оформлению окон.

В отличие от ризалита, боковые части фасада были более насыщены декором. Оформление их было родственным, но разнилось в деталях. Важную роль выполняли утраченные ныне сдвоенные пилястры, фланкировавшие каждую из частей.

Благодаря своеобразному пышному укрупненному декору, выступающим и западающим разным по высоте объемам, создающим глубокую светотень, здание выглядело более крупным и сложным по форме. Нетрудно представить, как оно воспринималось современниками, ведь даже сейчас в искаженном виде оно производит довольно сильное впечатление.

Декоративное оформление интерьеров

Существующие интерьеры были выполнены во время реставрации 1965-1970-х гг. на основании сохранившихся к тому времени фрагментов (стеновые галтели10, дверной портал). Но являлись ли эти элементы подлинными — неизвестно, скорее всего — нет. Все остальные исторические детали, включая печи, были утрачены. При оформлении интерьеров реставраторы в целом выдержали общую стилистику дома, но некоторые решения небесспорны. Например: подшивные дощатые потолки в уровне основного этажа оставлены неоштукатуренными, т. е. такими, какими они были на момент реставрации.

Выпадают из общей стилистики и  камины, оформленные во вкусе более позднего периода в барочных формах. Эти угловые камины были сделаны на месте квадратных печей. Для  облицовки камина гостиной использовали изразцы, снятые с камина здания по ул. Литвинова, 1 (построенного в начале XX в.). Камин, расположенный в библиотеке, облицован поздней кафельной плиткой и украшен  пышным барочным навершием, выполненным также в начале XX в. Кроме того, в традиционном классицистическом интерьере топки, как правило, делались не в парадных, а во  вспомогательных помещениях, здесь  же, наоборот, топки находятся в парадных комнатах. Очевидно, в дальнейшем имеет смысл привести оформление каминов в соответствие с общей стилистической направленностью здания.

По воспоминаниям очевидцев, в момент реставрации фрагментарно сохранился один из порталов гостиной, по образу которого и были сделаны еще два. Следует отметить несколько упрощенный стилизованный  характер этих элементов, а также не  согласованность с другими деталями интерьера.

Подводя итог, можно сказать, что это здание по своим архитектурным достоинствам поистине уникально для Иркутска. Сочетая в себе все особенности того непродолжительного и весьма специфического стилистического периода, оно интересно как воплощение заложенной в этом стиле интриги — с одной стороны, явно присутствует ностальгическая ориентированность на петербургский классицизм, с другой — очевидна и скрытая оппозиция этому официальному стилю посредством привнесения национально-романтических мотивов. Можно предположить, что и для самого Трубецкого обращение к классицистическим формам могло иметь ностальгический характер и означать некую попытку самоутверждения и протеста.

Примечания

  1. Иркутская летопись 1661—1940 гг. / Составитель, автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. - Иркутск, 2003. - С. 44, 49.
  2. Отдельные отступления от этого правила имелись, но для этого требовалось получить специальное разрешение.
  3. Мезонин - характерный для классицизма неполный верхний этаж над средней частью дома.
  4. Эркер - выступающий из фасадной плоскости объем с окнами, увеличивающий площадь внутреннего помещения и улучшающий его освещенность.
  5. Анфилада - непрерывный ряд помещений, объединенных общей осью перспективы.
  6. Ризалит — выступающая часть фасада.
  7. Кириченко Е.И. Русский стиль. — М., 1997. - С. 242.
  8. Фриз — декоративно оформленная горизонтальная средняя часть антаблемента
  9. Пальметты - декоративный мотив в виде многолопастного пальмового листа.
  10. Галтель — деревянная рейка с выкружкой в несложном профиле, закрывающая стык стены с полом или разделяющая поле стены.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Ладейщикова Елена | Оригинальное название материала: Дом декабриста С.П. Трубецкого | Источник(и): Земля Иркутская, журнал | 2006. -№1 (29). - С. 35-38. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Журнал "Земля Иркутская" | Иркутск | Библиотека по теме "История"