Новости

Церковь Преображения Господня. Исторические сведения

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Преображенская церковь. Рис. автора
Преображенская церковь. Рис. автора
Главный иконостас Преображенской церкви
Главный иконостас Преображенской церкви
Схема иконостаса, поставленного в 1860 г
Схема иконостаса, поставленного в 1860 г
Икона из иконостаса главного придела Преображенской церкви. 1-я пол. XIX в. (находится в иконостасе Михаило-Архангельской церкви Иркутска)
Икона из иконостаса главного придела Преображенской церкви. 1-я пол. XIX в. (находится в иконостасе Михаило-Архангельской церкви Иркутска)

Несомненно, жемчужинами в панораме Иркутска, наряду с удивительными по красоте деревянными домами, являются храмы. Даже сейчас, когда город разросся вширь и ввысь, они сохраняют роль доминант. Разглядывая церкви с каким-то благоговейным чувством, поражаешься их разнообразию, выдумке и изобретательности строителей, богатству декора и необычности конструктивных особенностей многих из них.

Самой старинной постройкой в том месте, которое мы сейчас называем комплексом «Декабристы в Иркутске», является Спасо-Преображенская церковь. В статье А. Гаращенко1 подробно рассказывалось о ее строительстве, и хотя мы собираемся познакомить читателей с внутренним убранством этого храма и его жизнью в разные годы, кратко все же обратимся к истории ее появления.

Район, где расположена Преображенская церковь, в старину заселяли кузнецы, здесь же были и кузнечные ряды. Но со временем ближайшие церкви — Владимирская, Благовещенская и Крестовоздвиженская — не стали удовлетворять растущее население, тем более, что религиозные чувства иркутян находились на высоком уровне, и уж таинство литургии каждое воскресенье проживали в основном все. В 1795 г. иркутский купец Стефан Яковлевич Игнатьев, имея на то собственное желание и видя такую нужду в народе, обратился с письмом к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому. Вениамин, в свою очередь, — к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому поручалось выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев — коренной иркутянин, окончивший навигатскую школу и бывший в это время «прикомандирован в должность губернского архитектора». Из сохранившихся построек Лосева можно назвать здание главпочтамта; народное училище, которое в сильно перестроенном виде мы сегодня знаем как авиационный колледж; постройки в бывшей усадьбе купца Баснина по ул. Свердлова, 35; церковь Григория Неокесарийского. А большинство же его строений не сохранились. Благодаря Антону Ивановичу в столице Восточной Сибири было возведено множество зданий в стиле русского классицизма2. Именно такой является Спасо-Преображенская церковь, имеющая одновременно типично русскую схему устройства храма, конструктивные элементы барокко и некоторую аскетичность и вместе с тем ясность, присущую стилю классицизма.

Удивительно, но у нашего Преображенского храма есть двойник — Свято-Троицкая церковь в Кудинском селении, построенная чуть позже (1815-1833 гг.), но внешне ничем почти не отличающаяся. Из иркутских церквей с ней имела некоторое сходство Благовещенская (первое ее здание, пострадавшее во время пожара 1879 г.).

Но все же время сохранило нам это строение, и сейчас, когда оно почти полностью закончено отделкой снаружи и ждет внутренних работ штукатуров, иконописцев и резчиков, было бы интересно перенестись в прошлое, когда храм был действующим, и заглянуть внутрь.

Если говорить о том, что составляло убранство церкви, и как она выглядела, то следует отметить, что во время «советской реставрации» храм лишился двух боковых пристроек. Слева и справа к паперти примыкали две низкие пристройки: слева - ризница (помещение, в котором хранятся священнические облачения и предметы церковного культа), справа — сторожка.

В церкви три придела: главный — Преображения Господня, освящен 6 августа 1811 г. по благословению Вениамина, епископа Иркутского и Нерчинского, и боковые: правый - св. пророка Илии, освящен 10 августа 1798 г., левый — во имя первомученника и архидиакона Стефана, освящен 8 октября 1803 г. Оба боковых придела освящены также Вениамином Багрянским. Стены и своды храма первоначально были просто белеными, полы выложены из серовичного камня, в 1854 г. изветшавший каменный пол в теплой церкви заменили на новый3 . Все стекла в оконных рамах были обычными, но в 1877 г., во время замены двадцати одной рамы, в шесть рам главного придела вставили темно-красные стекла в форме креста. Вкладчиком на это переустройство являлся староста церкви Борис Андреев4. Просматривая всю историю церкви, нужно отметить, что всегда большие расходы брали на себя старосты. Как свидетельствуют клировые ведомости, почти каждые два года обновлялся красочный слой на стенах и в алтаре.

Иконостас главного придела простоял с 1811 г. по 1860 г., когда его заменили на новый. А точнее, было сменено «тело» иконостаса, в то время как многие иконы остались на своих местах5. Боковые же иконостасы поменял в 1879 г. Лев Александрович Флоров на совершенно новые, с другим набором икон6. К сожалению, трудно представить, как первоначально выглядели иконостасы, которые видели декабристы. Первый иконостас главного придела был четырехрядным (в отличие от второго — двухрядного), окрашенным в белый цвет, с накладной золоченой резьбой. Внешнее представление о нем дает фотография 1860 г. Серебряная риза 84-й пробы с позолоченными венцами, украшенная камнями и двумя сверху вставками синего стекла весом 9 ф. 90 зол. Слева от царских врат располагалась икона Божией Матери, в рост, от первого иконостаса, размером, примерно, 2 1/4 арш. х 1 арш. 1 верш., в серебряной ризе 84-й пробы, венцы вызолочены, с камнями весом 12 ф. 60 зол. Царские врата, показанные на снимке, представляют собой иконы евангелистов и Благовещения Богородицы под серебряными окладами. Справа от иконы Преображения видна часть южных пономарских врат с изображением пророка Моисея со скрижалями, левые, северные, пономарские двери, с изображением пророка Давида, поющего псалом и аккомпанирующего себе на арфе. Обе иконы имели вынутую поверхность доски, как и вся переходная панель от одного уступа к другому (см. схему).

В центре второго яруса над царскими вратами располагалась икона Спаса Вседержителя на престоле с предстоящими Богоматерью Иоанном Предтечею (более поздний вариант изображения такого древнего иконографического извода, как «Царь царем», «Преста царицы «Ты еси иереи»). По сторонам – шесть икон, изображающих по две фигуры апостолов в полный рост и имеющих характерную конфигурацию доски со срезанными углами. Все иконы второго яруса без окладов. В третьем ярусе только одна икона — Cв. Троицы ветхозаветной, написанная в холсте и имеющая форму полукруга. Завершал иконостас, по традиции, деревянный резной, золоченый на полимент крест в сиянии (на снимке не виден). Очень интересно, что идея о придании иконостасу формы полукружия вверху сохранилась от первого иконостаса. Хорошо видна богатая резьба, в которой просматривается некоторое смешение мотивов разных эпох. Эклектическое начало — рокайли и набарочные виньетки накладной золоченой резьбы ряда икон разделяют колонны сложных композитных ордеров, низ колонн украшен каннелюрами, а стволы - в виде скрученного жгута с растительным мотивом. Со временем, возможно, с веянием новых вкусов, первоначальная белоснежная окраска иконостасов, очень праздничная и как нельзя лучше соответствовавшая светлому Христову празднику Преображения, была заменена на пурпурную. Все иконостасы в 1899 г. перекрашены кармином7.

Продолжая рассматривать фотографию иконостаса, видим на переднем плане слева и справа за левым и правым клиросами две крупные иконы в отдельно стоящих киотах. Левая — Иверской Божией Матери, одна из достопримечательностей Преображенской церкви. Она помещалась в серебряной позолоченной ризе с двумя вставками в виде звезд и 6 круглыми вставками-стразами. На венце Предвечного младенца три буквы голубой эмали обложены мелкими вставками размером 13/4 х 11/4 арш., весом 13 ф. 55 зол. Эта икона по описи церкви 1911 г. оценена в 400 руб. - выше всех других. А пожертвовала ее мещанка Параскова Ивановна Фролова в марте 1895 г.8

Правая икона — Богоматери Споручицы Грешных (в бронзовой золоченой ризе) - была выписана из святого Афона иркутским мещанином Илларионом Назаровичем Хомяковым и пожертвована им 23 марта 1897 г. Икона с разрешения Высокопреосвященнейшего Тихона поднята из дома жертвователя и по чину встречена в храме при колокольном звоне9.

Дарами церкви также были: трехъярусное, в 33 свечи, посеребренное паникадило в главном приделе, дар купца 1-й гильдии Николая Львовича Родионова10, две золоченые хоругви с изображениями Преображения Господня и Иннокентия Иркутского Чудотворца на одной и Казанской Богоматери и Николая Чудотворца на другой.

Сохранилась еще фотография 1860-х гг., на которой видна трапезная с двумя боковыми приделами. Сразу бросается в глаза роспись сводов, выполненная между 1915 и 1922 гг. в академической манере, хотя и не без оттенка провинциальности. В центре - сцена Преображения, по бокам - Христос и Богоматерь в окружении херувимов. В росписи присутствует и символика, например, голгофа или крест с орудиями страстей Господних. Центральный проем соединяется с главным приделом. Интересно само решение прохода в виде расширяющегося раструба. На снимке видно, что арку обрамляет дуговидное арочное украшение с накладной и сквозной резьбой и изображением в центре Саваофа. До 1875 г. арка была еще более узкой, и ее украшал художественно решенный вход с резьбой и колоннами, подобно арке между боковыми приделами в Крестовоздвиженской церкви. Но в июне-июле 1875 г. стены растесали, а арку убрали11.

Хорошо просматриваются два одинаковых иконостаса с богатой золоченой резьбой, особенно на царских вратах. Стрельчатое пространство створок заполнено мотивами виноградных ветвей, в которые оправлены медальоны с изображениями Благовещения и евангелистов, без окладов, писанные маслом. На обоих иконостасах вверху по три иконы Спасителя и предстоящих Богородицы и Иоанна Предтечи. Местные иконы почти все в серебряных или посеребренных окладах.

Перед иконостасами располагались четыре отдельно стоящих киота, изготовленных в 1880 г., окрашенных красной краской, с золоченой резьбой. В них стояли иконы: Покрова Божией Матери в серебряной ризе (1 арш. 14 верш, х 1 арш. 1 верш.), Великомученика Пантелеймона в «сребро-позлащенной ризе». На фотографии правый киот не вошел в кадр, здесь была икона Николая Чудотворца (1 арш. 3 верш, х 131/2 верш., в серебряной ризе, весом 6 ф. 84 зол.). Левый киот имеет несколько иную форму, в нем располагалась икона Казанской Богоматери (1/4 арш. х 13/4 арш., в серебряной золоченой ризе, две вставки в виде звезд осыпаны стразами, этот оклад подарен в 1882 г. статским советником Василием Владимировичем Петровым). Пара хоругвей на малиновом атласе пожертвованы старостой церкви Прокопием Сверловым и мещанином Егором Стефановичем Игнатьевым в 1880 г.12

Среди многочисленных благотворителей можно выделить постоянных щедродателей, которые ежегодно вносили по 500, 800 руб., а то и больше, на текущие ремонты здания церкви, перестилку полов, окраску куполов и ограды. Это купцы 1-й гильдии братья Николай и Василий Родионовы, мещане братья Иван и Константин Пачерские, Прокопий Федорович Сверлов (староста церкви) и Егор Стефанович Игнатьев, купцы Симон Иванович Толченов и Борис Андреевич Андреев. Среди жертвователей-женщин можно отметить Евдокию Афанасьевну Бурдачеву, Анну Кривошееву, Александру Иннокентьевну Панову, Наталью Ильиничну Калинину. Дамы чаще делали вклад в виде священнических и диаконских риз с приборами и других ризничных вещей, богато украшенных вышивками, иногда — небольших аналойных икон в серебряных окладах.

Анализ описи имущества Преображенской церкви, хранящейся в Государственном архиве Иркутской области, убеждает, насколько наш город был богат. Почти вся утварь церквей, и Преображенской в том числе, — из серебра 84-й пробы. Если сравнивать описи имущества 1844, 1867 и 1911 гг., то видно, как пополнялась церковь святыми образами. В 1844 г. имелось 83 иконы, в 1867 г. - 102, в 1911 г. -159. После революции новых икон появлялось все меньше и меньше.

Колокольный звон церкви насчитывал 10 колоколов: большой праздничный, весом 256 пудов, отлит на средства прихожанина Александра Диомидовича Белозерова в 1902 г. на заводе Оловянниковых в Ярославле; воскресный, весом 165 пудов, сделан в Иркутске на временном заводе под управлением ярославского купеческого сына Петра Чарышникова в 1873 г.; повседневный, весом 76 пудов 10 фунтов, перелит из старого на пожертвованный капитал мещанами Константином и Иваном Пачерских в 1873 г.; великопостный, весом 29 пудов, лит тюменскими мещанами братьями Гиловыми в 1843 г.; а также 6 колоколов весом 2, 11/2, 1 пуд, 30, 20, 10 фунтов. Сохранился контракт на отливку колоколов, составленный 21 июня 1873 г. между литейщиком из Ярославля Петром Семеновичем Чарышниковым и старостой церкви Михаилом Степановичем Игнатьевым, из которого следует, что мастер обязуется выполнить работу, начиная с момента получения им старых колоколов с трещинами и дополнительного металла в виде лома и заканчивая водружением новых колоколов на место. Помощь в поставке необходимого металла оказал староста Иркутского кафедрального собора. Жертвователями на это мероприятие выступили все те же братья Родионовы (850 руб.), Михаил Степанович Игнатьев (728 руб.), Анна Кривошеева (100 руб.), Иван Пачерский (100 руб.), Прокопий Федорович Сверлов (200 руб.). К тому же поступили дары — билеты банка Елизаветы Медведниковой. Были и отдельные небольшие пожертвования. Всего же собрали 3517 руб. 60 коп. Интересно отметить, что среди тех, кто внес свой вклад, были как постоянные члены общины Преображенской церкви, так и те, кто проживал в других приходах13.

В жизни храма случались и ограбления. Исчезали оклады с аналойных икон, венцы, пропадали серебряные лампады, а самая крупная кража произошла в 1879 г. В памятной записи за этот год говорится: «В ночь на 26 сентября совершено святотатство. В сем храме хищники куском доски в сажень длиною и 21/2 вершка толщиною, взятым, как видно, с построек Сиропитательного дома, разломали низ оконной решетки в северо-восточном углу алтаря главного храма у жертвенника и проникли в алтарь этим же путем, похитили с престола...». Далее следует перечень, включающий 8 предметов (в основном культовых): напрестольные кресты, потиры, дискосы, общим весом на 7 фунтов 441/2 золотника, на сумму 440 руб.

Но первый сокрушительный удар по движимому имуществу иркутских храмов был нанесен в 1922 г. 13 мая комиссия (в составе уполномоченного губкомиссии тов. Огонетова, секретаря Иванова, членов Гаврина, Хромова, Чистякова, Максимова, Шнейдера, настоятеля Преображенской церкви протоиерея Иннокентия Писарева, старосты Вержбы, представителя верующих Наумовой) на основании протокольного постановления губкомиссии изъяла из церкви серебряных предметов общим весом 5 пудов 27 фунтов 49 золотников 24 доли и золотых вещей весом 69 золотников. Прихожане выкупили часть утвари, заменив их ломом серебра того же веса. Естественно, что выкупленное не вернулось на свои места, потому что могло быть впоследствии вновь изъято. Это видно из описей 1926 и 1936 гг.: остались 2 серебряных оклада местных икон в главном иконостасе Преображения и Богородицы.

В 1933 г. по постановлению городского Совета были изъяты колокола, причем делалось это как бы руками самих верующих, о чем свидетельствует следующий документ.

«Президиум Иркутского городского Совета Р и К Д г. Иркутск

Протокол №32 п. 5 от 13 октября 1933 г.

Решение общины верующих Спасо-Преображенской церкви

(доклад тов. Вешникова, зав. культ, отделом).

Ввиду того, что вопрос о снятии колоколов со Спасо-Преображенской церкви община верующих ставила на усмотрение Городского Совета, Президиум Иркутского городского Совета постановляет:

1) Колокола со Спасо-Преображенской церкви снять, обратив их на нужды металлопромышленности СССР.

2) Предложить директору краевой конторы «Металлолом» немедленно приступить к снятию колоколов, не допуская порчи культа.

3) Колокола из книги описи имущества культа исключить и снять ответственность за таковые с общины верующих Спасо-Преображенской церкви.

П.П. Предгорсовет Комбалин

отв. секретарь Рудаков»14.

Через год, 19 июня 1934 г., группа «товарищей» от комжилтреста, культотдела, пожарной охраны, саннадзора обследовала здание церкви для оценки постройки. Из полученных данных следует, что церковь в последние годы своего существования как культовой постройки находилась в неприглядном виде. «Штукатурка на столбах и цоколе ограды разрушена на 75 %, деревянные калитки с двух сторон от входа изветшали, крыльца требуют перекладки плит и заливки швов, полуразрушены ставни, штукатурка стен в плохом состоянии, сгнили водостоки и желоба, крыша требует замены во многих местах, стекла в оконных рамах разрушены на 25 %, выломанный проем для снятия большого колокола так и оставался не заделанным, и множество внутренних признаков ветшания, начиная с ремонта печей и побелки до починки вентиляции и замены электропроводки». В последние годы существования общины верующих Спасо-Преображенской церкви началось постепенное разрушение построек в ограде храма: разобраны дровяник и службы, засыпан колодец с северной стороны, который был оборудован деревянным колесом и валом под восьмискатной крышей, опирающейся на 8 столбов, обшитых наглухо тесом с тремя полукруглыми остекленными рамами, с кирпичной печью и чугунным котлом для подогрева воды15. В это же время в церковной ограде снесли надгробия именитых купцов Михаила Степановича и Ксении Степановны Игнатьевых, наружную часть склепа с прахом Евфимия Андреевича Кузнецова, примыкавшую к восточной части рядом с алтарем.

В советское время здание храма пострадало мало, в нем располагались архив и книгохранилище. Внутри церковь осталась в почти неизменном виде: были заложены кирпичом дне арки - алтарная и из трапезной в четверик, перекрытия второго этажа сделали из массивных деревянных настилов, рассчитанных на тяжесть книжных стеллажей, но сами стены не потревожили и растесали.

Теперь расскажем о том, что осталось от былого убранства. Сохранились росписи, выполненные маслом в стиле провинциального академизма в трапезной и в четверике. Роспись находится под многократным слоем побелки, причем в трапезной ею покрыта почти вся часть сводов. Есть изображения в сводах боковых алтарей, в четверике — отдельные фигуры святых, слева — Иннокентия Иркутского чудотворца, справа (после проведенной автором в декабре 2000 г. пробной расчистки) оказалась фигура Николая Чудотворца, в алтаре главного придела справа - «Тайная вечеря» (красочный слой ее в состоянии жесткого кракелюра, шелушения и отставания от основы). В ужасающем виде находятся изображения херувимов в алтаре, вверху оконных проемов, а также росписи в парусах главного придела. Росписи в трапезной — в более благоприятном состоянии, по-видимому, из-за того, что в этом помещении отопление сохранялось постоянно, в то время как в главном приделе батареи отрезаны давно, и температура там была низкой. Живопись, по всей видимости, находится в сохранности, но нуждается в немедленном укреплении. Автором сделаны две пробные расчистки ликов в сцене Преображения, от времени слои набелов местами сами отлетели. На хорах главного придела имеются 4 старых резных балясины парапета. Частично сохранились цветные стекла в главном храме, а также две иконы апостолов главного иконостаса, они находятся во втором ярусе иконостаса Ми-хайло-Архангельской церкви в Ново-Ленино. А два боковых иконостаса располагаются в боковом Никольском приделе Крестовоздвиженской церкви, правда, они наполовину лишились своей резьбы. Есть предположение по поводу местонахождения еще нескольких икон. Возможно, что некоторые из выкупленных в 1922 г. предметов до сих пор находятся в частных руках.

Теперь, когда настало время реставрации наших церквей, пришел черед и Преображенской. В возрождении ее заинтересована не только Иркутская Епархия, но и комплекс «Декабристы в Иркутске». Необходимо восстановить памятник на могиле самого щедрого благотворителя — купца 1-й гильдии, городского головы Евфимия Андреевича Кузнецова16. <...>

Примечания

  1. Гаращенко А. Во имя Преображения Господня // Советская молодежь. - 1992. — 12 марта. - С. 3; о Преображенской церкви см. также: Калинина И. Культовое православное зодчество // Памятники истории и культуры Иркутска. - Иркутск, 1993. - С. 395-396.
  2. Лыхин Ю.П., Крючкова ТА. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 г.): Биобиблиографический словарь. - Иркутск, 2000. - С. 201, 202.
  3. ГАИО. Ф. 266. Оп. 2. Д. 31. Л. 10.
  4. Там же. Д. 35. Л. 152-152 об. Затраты на работы составили 441 руб. 50 коп.
  5. Там же. Д. 31. Л. 83.
  6. Там же. Д. 35. Л. 203.
  7. Там же. Д. 91. Л. 20.
  8. Там же. Д. 75. Л. 42.
  9. Там же. Л. 98.
  10. Там же. Д. 35. Л. 375 об.
  11. Там же. Л. 94.
  12. Там же. Л. 233-233 об.
  13. Там же. Д. 39. Л. 13-14 об.
  14. Там же. Д. 223.
  15. Там же. Д. 143. Л. 3 об.
  16. Подробнее о Е.А. Кузнецове см.: Ковалева А. Иркутский благотворитель // Земля Иркутская. - 1996. - № 5. - С. 25-29.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Натяганов Николай | Оригинальное название материала: О прошлом и будущем Преображенской церкви | Источник(и): Земля Иркутская, журнал | 2001. - № 15. - С. 16-19. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.