Скала Шаманка — двухвершинная скала на озере Байкал, одна из девяти святынь Азии. Расположена на мысе Бурхан, на острове Ольхоне, возле самого большого населенного пункта острова — поселка Хужир.
Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Наиболее удобен вход с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина. С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона.
Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала — в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев — отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.
Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина — примерно на 12 метров, в ширина — до 4,5 метров, высота — местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.
Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин — хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах — сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.
Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть мысом Бурхан — "Бог", "Будда". В первом десятилетии ХХ века сюда приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья — только ради того, чтобы помолиться возле скалы. Монахи были уверены, что в пещере живет монгольский бог, переселившийся на остров Ольхон в поисках спасения в незапамятные времена.
Ламы разместили в пещере основные атрибуты буддистов — полотняные иконы, медные чашечки и курительные свечи. У входа в пещеру белой краской были нарисованы изображения буддийских божеств. До наших дней ничего из этого не сохранилось. Однако скала Шаманка осталась одним из немногих Священных мест, которое не было осквернено последующими поколениями.
Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И. Д. Черским в 1879. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII—XIX вв.), так и к эпохе неолита (V—III тыс. лет до н. э.). Часть находок хранится в Хужирском музее.
Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V—II тыс. лет до н. э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие.
По свидетельствам И.Д. Черского в 1879 году и П.П. Хороших в 1924 году, на скалах Бурхана, обращённых в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII—XIX вв.), следы их ещё можно было обнаружить в 1950-1960-е. К настоящему времени надписи не сохранились.
В одной из щелей пещеры в 1952 П.П. Хороших была найдена небольшая пластинка из шиферного сланца с вырезанным на ней изображением женщины-шаманки. Подобные изображения шаманок известны на скалах Байкала в местности Саган-Заба и в бухте Ая. К востоку от входа в пещеру в 1953 П.П. Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображён вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, ещё две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удаётся.
Ещё один рисунок найден А.В. Тиваненко в начале 1980-х. Рисунок, на котором изображен шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось.
Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема Шаманская пещера, установить трудно, потому что земля со дна пещеры ещё в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры неолита. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей