Моисей Матвеевич Рубинштейн (15 июня 1878, с. Захарово Верхнеудинского уезда Забайкальской области — 3 апреля 1953, Москва) — советский психолог и педагог, первый ректор Иркутского государственного университета (1918-1920), организатор Восточно-Сибирского пединститута народного просвещения (1920), руководитель педагогического факультета ИГУ. Занимался вопросами теории личности, социальной психологии, педагогической психологии, психологии юношества, отстаивал принцип взаимодействия семьи со школой.
Учился в Верхнеудинском (г. Улан-Удэ) уездном училище и Ирк. губ. гимназии. По окончании в 1899 гимназии и годичного пребывания в Казанском ун-те в 1900 отправился в Германию. Два года работал в Берлине и Фрейбурге на естеств. ф-те, а затем перешел на филос. Окончил философское отделение Фрейбургского университета (Германия, 1905). В 1905 получил ст. д-ра философии в Фрейбургском ун-те, защитив дис. на тему «О смысле жизни». С 1906 работал в Берлине, Дрездене, Гейдельберге и др. городах. Затем вернулся в Россию, преподавал на высших женских курсах в Москве, с 1 сент. 1911 принят в приват-доц. Моск. ун-та. В Иркутск для исполнения обязанностей ординарного проф. по кафедре философии и психологии ист.-филол. ф-та Ирк. ун-та приглашен в нач. 1918. Избран ректором. Однако деятельность Р. по организации ун-та и формированию коллектива преподавателей началась в 1917, когда он приезжал в Иркутск. За период с 1909 по 1918 Р. опубликовал 7 монографий по проблемам философии, педагогики и психологии. Две из них: «Эстетическое воспитание детей» и «Семейное или общественное воспитание?» были переизданы в Москве в 1918, а книга «Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой» выдержала 4 издания (М.: Задруга, 1913; 1916; 1920; 1927). В Иркутске он написал книгу «Основы трудовой школы», вышедшую в свет в 1920 и 1921. Кроме того, им было опубликовано свыше 40 статей в рус. и зарубеж. науч. журналах, переводились филос. труды. Орг., хоз., науч. и препод. работа проходила в исключительно тяжелых условиях. «Мы живем под угрозой реквизиции нашего здания под военные нужды... Трудно в таких условиях работать... не имея уверенности в самом существовании ун-та...» – пишет Р. 3 июля 1919, когда во второй раз (и не последний!) воен. колчаковские власти решили занять помещение ун-та. Дважды, 2 янв. и 18 окт. 1919, Ирк. окружной суд возбуждал против ректора ун-та уголовное дело. 27 янв. 1920 Р. отказался по состоянию здоровья от должности ректора и препод. деятельности. Однако после временной «передышки» снова вернулся к активной работе. Летом 1920 он возглавлял орг. бюро Вост.-Сиб. ин-та народного просвещения и стал с 1 сент. его ректором, одновременно продолжая препод. работу в ун-те и пед. ин-те. В окт. 1921 пед. ин-т сливается с гуманитарным ф-том ИГУ, образуется пед. ф-т. 8 дек. Р. утвержден в должности декана педфака и работал на ф-те до 16 мая 1923. 26 янв. 1922 комиссия под предс. проф. Р. разработала проект показательной школы при пед. ф-те ун-та. В 1922–1923 в Иркутске выходит ряд его филос. и пед. работ, солидный труд «История педагогических идей в ее основных чертах» (1922). В мае 1923 Р. покидает Ирк. ун-т и возвращается к препод. деятельности в вузах Москвы (МВТУ и др.). Р. был из тех росс. ученых, к-рые не только без остатка отдавали все знания народу, но и постоянно думали о пополнении своего науч. багажа, расширении кругозора.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — 2011.
Родился 1880 (по паспорту в 1878) в селе Захарово Верхнеудинского уезда Забайкальской области, в купеческой семье. Учился в Верхнеудинском (г.Улан-Удэ) уездном училище и Иркутской губернской гимназии, которую окончил в 1899. Затем поступает в Казанский университет, но мечтает о заграничном образовании, где интенсивно развивалась философская наука. Подав прошение, Рубинштейн выезжает на стажировку в Берлинский университет, а затем продолжает обучение на естественном отделении Фрейбургского университета и переходит на философский факультет.
Хорошее знание немецкого языка позволяет ему глубоко познавать первоисточники, успешно защитить докторскую диссертацию по философии о смысле жизни и природе человеческого существования.
С 1906 трудится в Берлине, Дрездене, Гейдельберге, переводит на русский язык философские труды, занимается преподавательской деятельностью.
После возвращения в Россию, в 1909 году, Моисей Рубинштейн читает лекции по педагогике на Высших женских курсах в Москве, публикуется в немецких научных журналах и издает первую свою монографию "Идея личности как основа мировоззрения" (1909). С 1912 года он приват-доцент Московского госуниверситета по кафедре философии и психологии, сближается с известными учеными и деятелями культуры А.В.Крымским, Г.Г.Шпетом, А.С.Орловым, А.А.Фортунатовым, выпускает крупные монографии по психологии и педагогике.
За период с 1909 по 1918 Рубинштейн опубликовал 7 книг, свыше 40 статей в русских и зарубежных журналах. В основе его научного мировоззрения лежит концепция о необходимости наблюдения за прогрессом человечества, ядром которого является нравственность и добрая воля. Моисей Рубинштейн приходит к убеждению, что в идеале ученые должны быть непременно лучшими людьми.
В 1917 под впечатлением идеи создания образовательных учреждений в провинции Моисей Матвеевич принимает решение выехать с семьей в город Иркутск, помочь открыть здесь университет. С 1918 исполняет обязанности ректора Иркутского госуниверситета, а в 1920 создает также Восточно-Сибирский пединститут народного просвещения. Для работы в ИГУ он приглашает профессоров из Москвы, Петрограда, Казани. Помимо выполнения ректорских обязанностей, Моисей Рубинштейн руководит педагогическим факультетом ИГУ.
В сложнейших условиях начала 1920-х он, много работая над укреплением и развитием классического университета, не оставлял занятия наукой. В Иркутске выходят его новые работы, солидный труд "История педагогических идей в ее основных чертах" (1922).
В мае 1923 Моисей Рубинштейн покидает Иркутск, ИГУ и возвращается к преподавательской деятельности в вузах Москвы (МВТУ, МГПИ и др.). В свет выходят его очередные новые книги: "Методы коллективного труда" (1925), "Юность по дневникам и автобиографическим записям" (1928) и др.
С началом Великой Отечественной войны Моисей Рубинштейн с семьей эвакуируется в Сибирь. Он возглавляет кафедру педагогики в Красноярском педагогическом институте. Вернувшись из эвакуации в 1943 в Москву, Рубинштейн трудится профессором кафедры педагогики в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина, продолжает активно заниматься научной работой. Лекции по психологии и философии Моисей Матвеевич читал до конца жизни.
Ученому приходилось работать в условиях идеологического прессинга, господства марксизма и жесткой цензуры. Он был из тех ученых-профессоров,кто мучительно, но настойчиво искал смысл в педагогическом труде, научном творчестве и повседневной жизни человека. Его научное и педагогическое творчество совсем не лишено романтики познания человека в новом обществе, являет собой пример подвижничества на благо высшей школы и нашего Отечества.
Татьяна Матвеевна Боннэр (в девичестве Рубинштейн), бабушка знаменитой правозащитницы и жены Андрея Сахарова Елены Боннэр, была его старшей сестрой.
Моисей Рубинштейн — отец детского писателя и сказочника Виктора Важдаева, собирателя фольклора народов СССР.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей