Новости

Буряты, общественные отношения

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят было родовым, т.е. существовало деление на роды, родовые группы, затем — племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка-родоначальника (удха узуур), люди рода были связаны тесными кровными узами.

Семья

Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений.

Большая семья жила обычно следующим образом — каждый улус обыкновенно состоял из нескольких аилов. В аиле было одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одной из них, она обычно стояла в центре, жил старейшина семьи, старик со старухой, иногда с сиротами — родственниками. У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына — одхона (монг. — отчигин), который должен был заботиться о родителях. В другой юрте (юртах) жил сын старика с семьей.

Общество

У всего аила были общие пашни, покосы — утуги, скот. Далее в улусе жили их родственники - дядья (нагаса), двоюродные братья. Образ большой патриархальной семьи можно найти в бурятском эпосе Гэсэр, где описывается семьи восточных и западных богов — тэнгэринов. Причём из эпоса видно, что раньше у бурят был матриархат, поскольку всем распоряжается в основном матушка Манзан-Гурмэ, а глава западных тэнгэринов Эсэгэ Малаан совершенно бездействует.

Во многих семьях были представители трех поколений, женатые сыновья жили вместе с отцом, иногда и с дедом.

Род представлял из себя более сложную организацию - часто представители одного рода могли жить в нескольких улусах, а позже в одном улусе могли жить люди из разных родов. Во главе рода стоял предводитель — нойон, позже, при русских, — шуленга, или зайсан (в Забайкалье).

Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из-за интересов его ветвей прибегали к его разделению — проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род — обок.

На обряд съезжались все старейшины рода, все молились духам и предкам, и на меже-границе земель семей ломали надвое котел и лук, и говорили, что как две половины котла и лука не составят единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся. Так один род разбивался на родовые подразделения, пример — Батлаевская семёрка у булагат.

Несколько родов в свою очередь составляли племя (у бурят племя называется по имени первопредка). Племя составляло либо просто общность людей, соединённых племенными узами, как у булагат и эхиритов, либо имелся глава племени - как правило, глава самого старейшего рода, как у хори-бурят.

Обособленные группы родов, в свою очередь, также могли выделяться в племенное образование, как икинаты или ашаабгаты.

Литература

  1. Булаев В. М., Дашидондоков Ш.-Н. С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Восточного Забайкалья). — Улан-Удэ, 2002.
  2. Буряты / Под ред. Л. Л. Абаевой и Н. Л. Жуковской. М.: Наука, 2004.
  3. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. — Улан-Удэ, 2001. — 256 с.
  4. Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII — первой половине XIX в. — М.: Наука, 1970.
  5. Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001.
  6. Ханхараев В. С. Буряты в XVII—XVIII вв. Улан-Удэ: Бурятский научный центр СО РАН, 2000.

Ссылки

  1. Бурятская свадьба // Этнография и лингвистика : сайт.
  2. Большая бурятская свадьба // Окружная правда : газета. — 13 октября 2011.
  3. Сайт Хамаг Монгол
  4. Сайт бурятского народа
  5. Бурятия.info — социальная сеть Бурятии
  6. Бурят-монгольский информационный портал

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хамаганов Евгений | Источник(и): www.buryatia.org | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Иркипедия | Буряты