Статья "Путеводные сообщения" из «Памятной книжки Иркутской губернии» за 1911 год:
"Пароходное сообщение в Иркутской губернии совершается по озеру Байкалу и рекам Ангаре, Лене и притоку её Витиму. Сообщение по озеру Байкалу происходит преимущественно с Забайкальской областью. По озеру Байкалу в навигацию 1908 и 1909 г. г., кроме судов Байкальской жел.-дор. переправы: ледокола «Байкал» и пароходов «Малыгин» и «Кругобайкалец», принадлежащих Забайкальской жел. дор., плавали следующие пароходы: «Феодосий» в 200 индик. с.[1], «Александр Невский» в 120 и. с., «Михаил», «Петр — Павел» в 20 и. с., «Иннокентий» в 45 и. с., «Иоанн», «Тунгус», «Феодосий и Антоний». Из перечисленных судов один только пароход «Феодосий», принадлежащий Байкальскому Товариществу Пароходства, совершал срочные почтово-пассажирские рейсы и занимался перевозкою казенных и частных грузов, по установленным тарифам и рейсам, согласно заключенного с казною договора.
По реке Ангаре в навигацию 1908 и 1909 г. г. плавали пять товаро-пассажирских пароходов, а именно: «Граф Муравьев-Амурский» в 120 индик. с., «Бурят» в 120 и. с., «Сибиряк» в 80 и. с., «Таразан» в 60 и. с. и «Товарищ» в 40 и. с. и, кроме того, восемь мелких пароходов: «Михаил», «Наследник», «Иркутск», «Николай», «Забайкалец», «Иоанн», «Кучум» и «Ермак», специально обслуживавших переправы и пригородные дачные сообщения гор. Иркутска.
При 5 товаро-пассажирских пароходах имелось 20 деревянных баржей, с общей грузоподъемностью в 400.000 пудов. Из пяти первых пароходов один работал частью на Ангаре по перевозке пассажиров от Иркутска до Усолья (курорт в 75 верстах), от Иркутска до Байкала (60 вер.) и частью по реке Селенге (Забайк. обл.); другой совершал в праздничные дни гулянья с музыкой, а другие дни стоял у берега за неимением работы, и только три парохода работали по Ангаре между Иркутском и Братским Острогом (500 вер.), на пассажирско-грузовом движении, перевезли за это время в оба пути приблизительно дров до 3.000 куб. саж., хлебных грузов — 400.000 пуд. и пассажиров до 12.000 человек.
Если за последнее время увеличилось число пароходов на Ангаре, то это увеличение не было вызвано жизнью и увеличением грузового движения, а часто случайными причинами, вследствие упадка пароходного движения по Байкалу и впадающим в него рекам, где, за отсутствием грузов, перешедших на Кругобайкальскую жел. дор., освободилось несколько пароходов, из коих два переведены на Ангару.
По реке Лене и её притокам в навигацию 1908 и 1909 г. г. плавали пароходы: «Граф Игнатьев» в 50 инд. с., «Работник» 60 и. с., «Граф Сперанский» в 85 и. с., «Витим» в 40 и. с., «Пермяк» в 40 и. с., «Якут» в 25 и. с., «Почтарь» в 25 и. с., «Тайга» в 35 и. с., «Борец» в 18 и. с., «Старик» в 12 и. с., «Св. Иннокентий» в 120 и. с., «Св. Тихон Задонский» в 80 и. с., «Граф Синельников» в 55 и. с., «Александр» в 30 и. с., «Михаил» 30 и. с., «Север» 90 и. с., «Верхоленец» 20 и. с., «Короленец» 30 и. с. «Товарищ» 30 и. с., «Сынок» 20 и. с., «Смелый» 10 и. с. и «Мураш» 5 и. с.
Девять первых пароходов, принадлежащих Товариществу Н. Н. К. Глотовы[2], перевозили почту, пассажиров и арестантов, как равно казенные и частные грузы по точно определенным тарифам и расписаниям, совершая, согласно заключенному с казною договору, между Усть-Кутом-Якутском и Бодайбо (на р. Витиме) по 32 — 34 срочных почтово-пассажирских рейса в обе стороны.
Товариществом Н. Н. К. Глотовы одиннадцатью пароходами, общей грузоподъемностью в 16 800 пуд., при 7 баржах железных, 8-ми деревянных, 3-х кулингах и 2-х шаландах общей грузоподъемности 208.000 пуд., перевезено в пассажиро-верстах в 1908 г. :
- пассажиров 1 класса — 250.286
- пассажиров 2 класса — 1.305.447
- пассажиров 3 класса — 8.113.190
- арестантов — 970.109
- конвоя 157.172
В пудо-верстах: грузов вверх и вниз — 938.637.945.
Остальные Ленские пароходы работали точно также на пассажирско-грузовом движении и перевезли на 7 баржах, 30 барках и разного рода кулингах приблизительно: в 1908 г. - 1.100 000 и в 1909 г. - 1.200.000 пуд. разного рода грузов.
За последнее время пароходство в бассейне р. Лены немного развивается, в особенности наблюдается усиленное передвижение местных жителей. Развитие пароходства находится в прямой заисимости от развития золотопромыщленного дела и главным образом Ленского Товарищества, как самого сильного потребителя грузов и рабочих рук".
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей