Новости

Реорганизация пожарной охраны Иркутска в XIX в.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Начало XIX в. ознаменовалось в Иркутске тенденцией увеличения числа пожаров, наносивших урон не только городскому бюджету, но и каждому иркутянину, который нёс убытки не только от уничтожения материальных ценностей, но и от резкого повышения (после пожаров) цен как на стройматериалы, так и на товары и предметы первой необходимости.

На повестку дня вставал вопрос реорганизации пожарной части города. И за это взялся «реформатор» губернатор Н. И. Трескин. Он с присущей ему кипучей деятельностью в 1814 г. принялся за полное переустройство пожарной охраны города. Первым его делом была постройка зданий трёх частных управ, а также приспособление приобретённого двухэтажного здания по улице Луговой для городской полиции, в сферу деятельности которой входила пожарная охрана города. По требованию губернатора на каждом здании пожарной охраны города по проекту губернского архитектора Я.А. Крутикова сооружаются каланчи. Н. И. Трескин лично разрабатывает «Положение о содержании пожарной части в губернском городе Иркутске», в котором, в частности, говорилось:

«Дабы всякой пожар в самом начале онаго можно было усмотреть, то градская дума немедленно должна устроить каланчи, первую и самую главную на доме, полицией занимаемом, а прочие — на домах частных судов. На главной каланче иметь набатный или сигнальный колокол весом в пять пудов, а на частных — по три пуда... »

Кроме того, сигналы о пожаре должны подаваться днём флажками, а ночью фонарями, поднимаемыми на специальные шесты каланчи. И далее из «Положения»:

«Для подания всех сих сигналов на каждой каланче должен сидеть денно и нощно один караульный и беспрестанно смотреть во все четыре стороны, а за неусыпностью караульных должны наблюдать дежурные квартальные офицеры».

Пожар принесла и буря, налетевшая на Иркутск 17 марта 1823 г.

И ещё одна причина возникновения пожара была не такой уж редкостью — это поджоги. Зависть, желание низкой мести, баловство, курение на сеновалах и чердаках часто сопровождали человеческие отношения. Серия поджогов произошла в 1867 г. В 9 часов вечера 3 ноября почти одновременно были подожжены дом купеческой жены Бенедиктовой и баня мещанина Игнатьева. Через одиннадцать дней также вечером в результате поджога вспыхивает дом мещанина Воронежева и следом за ним — вблизи находящийся амбар мещанки Березиной. Правда, эти пожары были вовремя замечены и потушены.

При следующем пожаре был пойман с поличным тринадцатилетний подросток, сын Березиной Пётр, который сознался, что он хотел отомстить матери за данные ему наказания. Также был быстро погашен дом купца Цицарева. Но не всегда так счастливо заканчивались поджоги. Эти пожары уничтожали не только материальные ценности (как обиходные, так и культурные, научные), но и уносили жизни человеческие. Во время пожара Иркутской консистории 14 февраля 1776 г. погиб в пламени архимандрит Камчатский Пахомий.

Плотная застройка города без соблюдения противопожарных мероприятий способствовала при возникновении пожара в одном доме или усадьбе возгоранию и рядом стоящих построек. А если учесть, что в то время не было ни пожарных дружин, ни пожарных команд, то понятно, почему горели дома группами. Вот несколько таких примеров.

Пожар 23 марта 1784 г., истребивший восемь домов, начался с дома купца Защихина. 28 апреля 1786 г. огонь уничтожил пять домов.

В данном повествовании такая подробная выдержка дана, кроме всего прочего, ещё и для того, чтобы можно было как-то оценить пожары последующих лет. И особенно все эти пожары буквально бледнеют пред буйной стихией грандиознейшего пожара 1879 г. Но об этом рассказ будет ниже.

В отсутствие специализированных пожарных команд борьба с огненной стихией возлагалась на полицию. С небольшими, локальными пожарами полиция довольно-таки успешно справлялась и даже получила благодарность за умелые действия при тушении пожаров. В час ночи 17 декабря 1859 г. загорелся флигель дома Занадворовой, стоявший по Институтской улице вблизи дома губернатора. Огонь перекинулся на надворные постройки и дом, выходящий на улицу. Затем ветер перенёс огонь на флигель и постройки губернаторского дома. Прибывшие полицейские с трудом смогли отстоять дом, занимаемый военным губернатором, и другие вблизи стоящие постройки. Чиновники и нижние чины иркутской полиции получили благодарность за умелые действия, а полицмейстер М. Сухотин и пристав Пашенников — «за успешную и умелую распорядительность во время этого пожара».

Шестидесятые и начало семидесятых годов девятнадцатого столетия с пожарной точки зрения были наиболее благоприятны. Так, например, в 1864 г. было всего два пожара, принесших сравнительно небольшой убыток в сумме 2525 рублей.

Генерал-губернатор барон Платон Александрович Фредерике распорядился разделить город на три части, в которых надзор за противопожарным состоянием был поручен специальным лицам. По этому же распоряжению наряжались дневные и ночные патрули в составе одного старшего офицера, четырёх унтер-офицеров и 50 нижних чинов. В этот же патруль включались дополнительно один урядник и четыре казака.

Чтобы помочь в устранении пожаров, Городское общественное управление ассигновало 1500 рублей на организацию обследования причин пожаров и 1000 рублей в распоряжение генерал-губернатора на оплату чинам сыскной службы. В это же время создаётся специальная Комиссия для разработки вопроса об обеспечении на пожарах достаточного количества воды. В результате были занаряжены частные водовозы.

По распоряжению прибывшего из-за Забайкалья генерал-губернатора П. А. Фредерикса весь город разделён на восемь участков, во главе которых стояли специально назначенные чиновники с обязанностями проводить мероприятия по охране от пожаров вверенных участков и подсчёту убытков, понесённых от пожаров. Но уже 6 марта 1880г. город разделяется на более мелкие участки, в которые входило по 10-15 дворов и усадеб. Обязательным постановлением предписывалось иметь каждому домовладельцу на случай городского пожара бочку с водой и топор. Эти десяточные караулы должны были бдительно охранять город от возможных пожаров летом с 9 часов вечера и до 6 часов утра, а зимой — от захода солнца и до рассвета. С мая 1880 г. по просьбе жителей, десяточные караулы были введены в Глазковском предместье, которое было разбито на восемь участков.

В 1883 г. ввиду увеличения числа пожаров в Иркутске с 15 марта город разбит на участки с введением десяточного караула.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.