В этом учебном году Александр Владимирович ведет семиклашек — тринадцать мальчишек и девять девчонок ежедневно обращаются к нему со своими проблемами. На детские вопросы учитель старается посмотреть с разных сторон. По своей основной специальности Александр Шадаров журналист и в своей педагогической практике старается сохранить главную черту, которую ему привили на журфаке, — объективность.
— До десятого класса я учился там же, где сейчас преподаю, — в школе № 1, оканчивал четвертую. Когда выпускался, обещал учителям, что вернусь. Поступил в Иркутский педагогический колледж. Там как раз открыли специальность учителя истории и обществознания. Практику проходил на малой родине. Потом действительно пришел преподавать — сдержал обещание. А когда решил получать высшее образование, выбор пал на факультет журналистики ИГУ. Решил научиться чему-то новому. Занимался на заочном отделении. И это было незабываемое время. Сейчас, по новой концепции, в систему образования привлекаются кадры, не имеющие педагогического образования. Люди, у которых есть опыт интересной работы и желание научить чему-то полезному детей, например пенсионеры системы МВД. Думаю, это правильно. Вот, например, я чувствую, как мои знания, полученные не по основной профессии, можно применить в школе. Например, умение вести диалог.
— Дети много времени проводят у компьютера. Конечно, есть и польза. Но нужно следить, чтобы они получали только нужную информацию. Поэтому я иногда захожу на их странички, смотрю, что они там читают, что выкладывают в общий доступ, на что подписаны. Против Интернета ведь бороться бесполезно — все равно дети там сидят. Но хотя бы минимизировать время, проведенное за компьютером, можно. Например, устроить общее чаепитие. Во время таких посиделок у меня для детей только одно условие: никакой кока-колы, — улыбается Александр Шадаров.
Недаром в 2010 году Александр Шадаров занял первое место в районном конкурсе «Учитель года». Он всегда помнит, что его рабочее время не заканчивается со школьным звонком, старается как-то заинтересовать своих подопечных. Например, в последний школьный поход на Кулункунскую гору учитель предложил детям взять с собой не просто сухой паек, а продукты посерьезнее. По дороге все вместе собирали опавшие ветки. На горе семиклассники на зависть всей параллели разожгли костер и под руководством учителя сварили ароматный суп.
Что касается преподавания истории и обществознания, то и тут у молодого педагога есть свои принципы. Например, давать материал объективно, подавать его в сравнении с современными событиями.
— Проблема в том, что у историков нет единой программы. Мы сами определяем, по каким учебникам заниматься. Это не очень хорошо. Мне кажется, что в ближайшее время ситуация не изменится. Коммерсантам выгодно печатать учебники разных программ, постоянно вносить изменения, не давая тем самым передавать книгу по наследству. А ведь нужно готовиться к ЕГЭ. Выручает банк заданий. Их там, правда, несколько тысяч. Но освоить весь материал, тем не менее, реально. Для тех, кому не хватает основных уроков, я веду бесплатные занятия по вечерам.
Процесс обучения сейчас активно меняется. Так, по новой системе образования все разделы истории проходят до 9-го класса, а не до 11-го, как было раньше. В старших классах дети возвращаются к материалу, но уже в более углубленной версии.
— С введением новых стандартов обучения и роль учителя существенно изменилась. Если раньше это был авторитет, диктатор, то сейчас педагог должен стать партнером, заинтересованным в развитии личности, совершать во время уроков открытия вместе с учеником. Недаром вместо слова «учащийся» все чаще употребляют слово «обучающийся». Кроме этого, сам подход к жизни, даже по сравнению с тем временем, когда учился я, изменился. Государство требует воспитывать в человеке предприимчивость, готовность жить в рыночных условиях. И это правильно. Занимаясь с детьми, мы и сами учимся. Горжусь тем, что наша школа — экспериментальная площадка по внедрению новых стандартов. Это накладывает на нас большую ответственность, но и повышает интерес к профессии.
Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей