Новости

Музеи // Большая Советская энциклопедия, 3-е изд. (1969-78)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Музеи (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в Музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

  Для большинства современных Музеев характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций. Специфические формы научной популяризации и воспитательской деятельности Музеев — экспозиция, выставка. 

  Современная научная классификация Музеев различает их по типам и профилям. Тип Музея определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком Музеи делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство Музеев; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль Музея определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям Музеи разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании Музеи Так, к историческому профилю относят Музеи общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др.; к искусствоведческому — Музеи изобразительного искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи),театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому — политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному — зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме Музеев указанных основных профилей, существуют и комплексные Музеи Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных Музеи как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи). 

  История возникновения Музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники Музеи появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась «священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе Музеи, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты («философские инструменты»), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания Музеи, а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных Музеи (см. также ст. Коллекционирование). 

  В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии Музеи, росте музейной сети с образовательно-воспитательными и научными функциями. Вместе с тем Музеи всё активнее используются господствующими классами в целях пропаганды буржуазной идеологии. Наиболее развитой сетью Музеи в капиталистических странах располагают (на начало 1970): США (около 2000 Музеи), Италия (свыше 1200), Франция (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800). 

  В России Музеи имеют многовековую историю. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15—17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16—17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный Музеи — Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук Музеи превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные Музеи в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического Музеи (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в Музеи); создавались историко-археологические Музеи в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский Музеи, 1831) и др. 

  Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. Музеи возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных Музеи Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 Музеи (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела. 

  Музеи в СССР. Советское государство превратило Музеи во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частные Музеи, установлен порядок охраны Музеи и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение которого перешли все Музеи На местах были созданы губернские подотделы по делам Музеи К научному руководству Музеи были привлечены АН, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа Музеев, появлением Музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394Музеи Только за 1918—1923 было создано более 250 Музеи 

  В 1941 в СССР действовал 991 государственный Музей Несмотря на огромный урон, нанесённый в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941—45, в послевоенные годы сеть Музеибыла не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети Музеи в союзных республиках, где до Октябрьской Революции 1917 имелись единичные Музеи либо вообще их не было (в Грузинской ССР было 3 Музеи, в 1972 — 75 Музеи; в Армянской ССР был 1 Музеи, в 1972 — 34 Музеи; в Узбекской ССР было 3 Музеи, в 1972 — 28 Музеи; в Азербайджанской ССР не было Музеи, в 1972 — 38 Музеи и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 государственных Музеи и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на общественных началах. В числе государственных Музеи 511 краеведческих, 199 историко-революционных и исторических, 171 искусствоведческий, 36 естественнонаучных, 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР. 

  Министерства культуры, в ведении которых находится большинство государственных музеев, определяют общие принципы развития Музеев Вопросы теории и основы научной методики деятельности Музеи разрабатываются методическими центрами при министерствах культуры союзных республик, головных Музеи и Отделе музееведения НИИ культуры Министерства культуры РСФСР. Советские Музеи ведут большую исследовательскую и воспитательную работу: комплектуют и изучают коллекции, создают научную документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды научных знаний являются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и научной методики, разрабатываемой советским музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (май 1964) советские Музеи активно осуществляют научно-просветительскую образовательную деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями Музеи является проведение экскурсий. В 1972 только в государственных Музеи страны число посещений составило свыше 115 млн. (в 1913 — 5 млн.). 

  Обширна и разнообразна музейная сеть в др. социалистических странах, причём бурный рост Музеи характерен именно для эпохи строительства социализма и отражает общий подъём культуры, стремление народной государственной власти к всемерному использованию научных и культурных богатств для осуществления культурной революции. Так, по данным конца 60 — начала 70-х гг., в ГДР насчитывалось 552 музеев, в ЧССР — 416, в ПНР — 335, в НРБ — 146, в ВНР — 185, в СРР — 293, в СФРЮ — 302 мкзея

  Развивающиеся страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, создают национальную музейную сеть, призванную содействовать охране научных и культурно-исторических ценностей, развитию национального самосознания, культуры и образования народа. 

  В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ). В совет входят национальные комитеты музеев, в том числе Советский комитет.

  Архитектура музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17—18 вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764—67, архитектор Ж. Б. Музея Валлен-Деламот; см. илл.) и кунсткамеры (например, Кунсткамера в Петербурге, 1718—34, архитектор Г. И. Маттарнови и др.; см. илл.). Особый тип музейного здания сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине, 1824—28, архитектор К. Ф. Шинкель; см. илл.). Как и во дворцах, часто приспособлявшихся для Музеев (Лувр; см. илл.), в этих зданиях залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1—2 внутренних дворов. Со 2-й половины 19 в. Музеи обычно строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры нередко отделывались в стиле экспонируемых предметов. С середины 20 в. объёмно-планировочные решения зданий Музеи стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, национальными традициями и климатическими условиями, градостроительной ситуацией. Например, музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, архитектор Музеи Лембрук) состоит из 2 зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий — экспозиция произведений скульптора В. Лембрука, в другом — помещение для периодических выставок скульптуры 20 в.; новое здание Исторического музея в Ганновере (1967, архитектор Д. Эстерлен) включает руины средневековой крепости, его малая этажность и уступчатый план подчинены пространственному построению средневековой улицы. Общая черта архитектуры современных Музеи — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений и их последующего расширения. Преобладают Музеи с расположенным в центре здания многосветным залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центрального музея В. И. Ленина в Ташкенте, 1970, архитекторы Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов и др., инженер В. П. Кричевский и др.). Планировка новых зданий Музеи нередко представляет возможность как последовательного ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отдельных разделов (Антропологический музей в Мехико, 1965, архитекторы П. Родригес Васкес, Р. Михарес). Часто создаются пространственные эффекты, активизирующие восприятие коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещённости. Важную роль в визуально-пространственной организации экспозиционных помещений современных Музеи играют комбинированные системы естественного и искусственного освещения. Современный мемориальный Музеи нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение становится активным формообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архитектурные формы которого образно раскрывают её основную идею и содержание (например, мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора вСаласпилсе, 1961—67, архитектор — О. Н. Закаменный и др., скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис). Распространён и др. тип: на территории мемориальной зоны или вблизи от неё возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиционными помещениями (памятник-музей В. И. Ленина «Шалаш» около посёлка Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш, 1927, архитектор А. И. Гегелло; см. илл.; павильон-музей — гранит, мрамор, стекло, 1964, архитектор В. Д. Кирхоглани и др.). В так называемых музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением — основополагающий принцип. Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном национальном пейзаже. Пространственная композиция территории Музеи не только преследует цель этнографически точного воспроизведения традиций для того или иного народа приёмов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонительных и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей; экспозиционными помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латвийский этнографический музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карельской АССР на острове Кижи).

Литература

  1. История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИ института музееведения», 1957, в. 1;
  2. Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, Музеи, 1960—61;
  3. Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4, «Труды НИ института музееведения» 1962, в. 7;
  4. Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5 «Труды НИ института музееведения», 1963; в. 9;
  5. Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, Музеи, 1968—71;
  6. Основы советского музееведения, Музеи, 1955;
  7. Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся, Музеи. 1966;
  8. Список государственный музеев СССР Музеи 1969;
  9. Handbuch der Museen und wissenschaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von Н. A. Knorr, Halle/Saale, 1963; Lorentz St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz., 1971;
  10. Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L., 1960—68;
  11. Poisson G., Les museés de France, [2 éd.], P.,1965;
  12. Handbook of American museums, Wash., 1932; «Museum», UNESCO, P., 1948
  13.  Новые музеи (Обзор) Музеи, 1973[Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. Серия «Общественные здания»];
  14. Brawne Музеи, Neue Museen, Stuttg., 1969.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Ревякин В. И. | Источник(и): Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. М., 1969-1978 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1969 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Большая советская энциклопедия - 3 | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях