Точное начало действия механо-слесарного производства в Иркутске, видимо, нельзя определить. Перед первыми иркутянами вставали проблемы механической обработки металлов, и. в основном, это была поковка.
Позднее уже требовалось квалифицированное выполнение слесарных работ и токарной обработки металла. Такие специалисты всегда находились в народе. Они выполняли требуемые работы в одиночку или с помощником — подмастерьем. Мы же коротко расскажем о некоторых мастерских, выполняющих слесарные и кузнечные работы.
Одним из первых таких объединений был Рабочий Ремесленный дом. Его открытие в 1799 г. связано с именем генерал-губернатора Бориса Борисовича Леццано. В нём содержались ссыльные, которые знали какие-либо ремёсла, в том числе слесарное и кузнечное дело. Разместили Ремесленный дом за рекой Ушаковкой, так как ещё в 1794 г. в целях предупреждения пожаров в городе Иркутске было предписано все промышленные предприятия, в особенности кузницы, перенести за Ушаковку (в Знаменское и Рабочее предместья). Новые подобные производства сразу же устраивали в этих местностях.
Через полтора века, в 1916 г., Иркутская Городская управа выделила ещё один район для размещения промышленных предприятий. Эта местность, известная иркутянам под названием «Порт-Артур», занимала городскую площадь между реками Ангарой и Иркутом. Городская управа планировала разбить этот район на 50 участков и каждый участок сдать в аренду на срок до 35 лет. Но вернёмся к Ремесленному дому.
Во время основания Ремесленного дома в Иркутске существовала Контора строений домов и различных ремёсел. Вот при этой-то Конторе и был учреждён Ремесленный дом, который готовил мастеровых по 15 ремёслам. Мастеровые же в зависимости от рода занятий подразделялись на артели. В 1835 г. в Ремесленном доме числилось 226 человек мастеровых, 20 чернорабочих и 60 ссыльнокаторжных, которые по старости уже не могли работать и содержались в Доме за счёт общего труда, т. е. «на вольном пропитании». Закрылся Ремесленный дом по предписанию губернского начальства в 1858 г. Рабочие-ссыльные, не отбывшие своего срока, распределялись по разным казённым заводам.
Вместе с Домом закрылась и суконная фабрика, состоящая при нём. А 1 мая 1860 г. с торгов были проданы кузница и слесарная, размещённые в каменном здании. Основные здания Ремесленного дома и суконной фабрики в октябре 1862 г. передаются Гражданской больнице и состоящему при ней Воспитательному дому. Так ушла в историю жизнь и деятельность Рабочего Ремесленного дома, давшего название целому предместью города Иркутска. Это промышленное заведение, много сделавшее для облегчения участи ссыльных, оставило большой след в общественном развитии города Иркутска.
В 1884 г. открывается новое, по тем временам прекрасное здание Иркутского Технического училища. После окончания строительства основного здания училища остались довольно существенные суммы от пожертвованных Фёдором Константиновичем Трапезниковым и Александрой Никаноровной Портновой. К этой сумме добавил часть своих средств бывший попечитель училища Дмитрий Васильевич Плетюхин. Суммарной наличности хватило на строительство хорошо оборудованных механических мастерских. Расходы распределились следующим образом. Строительство основного двухэтажного каменного здания мастерских обошлось в круглую сумму 66000 рублей. Приобретение за границей парового двигателя в 25 сил и обрабатывающих станков было оплачено суммой, равной 19 732 рублям. Государственная помощь выразилась в отмене пошлины на ввоз двигателя и станков. Провоз по территории страны до Иркутска обошёлся в сумму 11814 рублей (по 4 руб. 30 коп. с пуда).
На сборку и установку всего оборудования, и устройство водопровода, включая его подсоединение к сети главного здания училища, ушло около 8000 рублей. Общая стоимость машин со всеми принадлежностями составила 19732 рубля. Вся же стоимость мастерских вместе с внутренней обстановкой выразилась в сумме 106165 рублей. Помимо всего прочего, Владимир Платонович Сукачев пожертвовал училищу комплект принадлежностей для устройства электрического освещения в машинном отделении.
Открытие механических мастерских совершилась в 12 часов дня 20 ноября 1888 г. Присутствовали на торжественном открытии генерал-губернатор Алексей Павлович Игнатьев, архиепископ Вениамин, представители администрации, духовенство, некоторые гласные Думы. После молебствия законоучитель Иннокентий Шастин, обращаясь к ученикам, сказал слово, в котором призывал их трудиться на благо общества. Затем выступил инспектор училища В. О. Тышко. Он подчеркнул значение профессионального обучения и указал на те мероприятия, которые были проведены за последние годы для улучшения деятельности Технического училища. Из зала все перешли в помещение основного парового двигателя. Честь открытия предоставилась генерал-губернатору А. П. Игнатьеву. После его команды был приведён в действие локомобиль, который привёл в действие все станки. Полюбовавшись работающей техникой, все присутствующие прошли в актовый зал главного здания. Здесь для приглашённых был дан обед, за которым произносились тосты. Основному жертвователю Ф. К. Трапезникову учащиеся училища послали благодарственный адрес.
Механические мастерские Технического училища имели в своём составе следующие отделения: слесарное, токарно-слесарное, столярно-токарное и кузнечное. Позднее был устроен и литейный участок.
Огромную роль как в приобретении навыков квалифицированной работы, так и в воспитательном отношении играли мастерские в Иркутской колонии малолетних преступников. Полученные средства от реализации произведённой продукции шли на покрытие потребностей колонии. Польза от существования этих мастерских была очевидна. Поэтому для них строится новое каменное здание, которое освящается и открывается 4 августа 1902 г.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей