Григорий Борисович Патушинский (7 апреля 1873 – 1928 или 1931) — присяжный поверенный, гласный городской думы Иркутска (1902 – 1905, 1910–1913).
Из купеческой семьи, православный, окончил Красноярскую гимназию и Демидовский юридический лицей со званием кандидата юридических наук в 1898. Служил мировым судьей, присяжным поверенным, некоторые процессы с его участием вызвали общественный резонанс. Его имя связано с расследованием обстоятельств трагедии на Ленских приисках 1912.
Гласный иркутской городской думы в 1902–1905, 1910–1913.
С началом Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, где в качестве строевого офицера 10-го Сибирского стрелкового полка принимал участие во многих боях. Награжден всеми боевыми орденами до ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом включительно. В марте 1917 в Петрограде при его активном участии организованы Сибирский общественный комитет и Союз сибиряков-областников, выдвигавший лозунг государственного самоопределения Сибири. По получении им приглашения летом 1917 г., он занял должность прокурора Красноярского окружного суда.
Вошел в состав Сибирского Омского правительства в июне 1918 г. в качестве министра юстиции. 21.09.1918 г. был смещен с поста министра. Вернувшись в Иркутск, занялся адвокатской деятельностью. Один из главных участников подготовки иркутского эсеровского восстания в декабре 1919 – январе 1920 гг. Член «Политического Центра», управляющий его ведомством юстиции. После падения «Политцентра» был арестован 20 февраля 1920 г. большевиками и препровожден в Омск, оправдан. Затем переехал в Москву.
Гаращенко А. Городская дума в деле об «иркутской самообороне» 1905 г. // Земля Иркутская. 2012. № 40.
Родился 7 апреля 1873 г. в семье потомственного почетного гражданина Иркутска. Окончил Демидовский юридический лицей со званием кандидата юридических наук. До поступления на службу оказался под следствием. Летом 1897 г. он оскорбил действием в публичном месте помощника секретаря Иркутской судебной палаты Преображенского, который, прогуливаясь с Ф.А. Томашевским (будущим присяжным поверенным) по главной аллее интендантского сада, не ответил на поклон Патушинского, что его крайне оскорбило. При дальнейших встречах, слово за слово, Патушинский берется за палку и бьет ею помощника секретаря. В результате было возбуждено уголовное преследование. Интересы потерпевшего отстаивал М.С. Стравинский, а подсудимого – Г. Берков. Патушинского приговорили к двум месяцам заключения при полиции. Его отцу, видному купцу, удалось замять это дело. В дальнейшем подобных происшествий с П. не случалось.
31 августа 1898 г. он был зачислен младшим кандидатом на судебные должности при Иркутской судебной палате. По 1903 г. Патушинский работал в мировом суде при прокуроре судебной палаты следователем. В октябре 1903 г. уволился от службы. А 29 ноября 1903 г. общим собранием отделений Иркутского окружного суда принят в число присяжных поверенных, в этом звании состоял вплоть до 1917 г. В адвокатских кругах о нем сложилось довольно благоприятное мнение. В 1912 г. единственный раз за свою практику подвергся дисциплинарному взысканию: ему запретили практику на несколько недель. Тем не менее, он пользовался уважением среди своих клиентов. В Иркутскую судебную палату не раз поступали прошения от арестантов, чтобы именно он представлял их интересы при слушании уголовного дела.
В 1909 г. Патушинский становится патроном помощников присяжных поверенных В.Г. Дистлера и В.А. Викера, еще ранее в 1907 г. – В.И. Зисмана.
Патушинский не остался в стороне от революционных событий 1905 г. 15 октября 1905 г. вместе с другими присяжными поверенными он подписался под постановлением о присоединении иркутской адвокатуры к всеобщей политической забастовке. Участвовал в обсуждении возможности присоединения к Центрально-Европейскому союзу адвокатов. 16 октября присутствовал на собрании гласных городской Думы (был гласным этой Думы с 1902 по 1905 г.), прибывшие на которое представители «Союза союзов» просили передать управление городом временной комиссии этого союза. Кроме того, вместе с И.И. Поповым сделал заявление, что ввиду происходящих в городе событий настоящее собрание не может заниматься обсуждением значившихся в повестке дня вопросов, а должно выяснить свое отношение к происходящему, ими были произнесены речи, по мнению полиции, «призывающие к ниспровержению самодержавия». 17 октября 1905 г. Патушинский вместе JI.C. Шапиро и И.С. Фатеевым было поручено ходатайствовать перед генерал-губернатором о разрешении устроить 23 октября торжественные похороны умершего от ран Якова Винера и просить начальника края принять меры к обеспечению безопасности процессии от хулиганов. Разрешение было дано. В результате 21 октября Патушинский был арестован, а 22 октября, после получения Императорского манифеста от 17 октября 1905 г., освобожден, следствие по этому делу было прекращено. Ввиду распространения слухов о введении военного положения 23 октября 1905 г. состоялось совещание адвокатов. Патушинский принял участие в экстренном собрании Думы, было решено отправить депутацию к главному начальнику края с ходатайством о нежелательности введения военного положения.
В течение ноября-декабря 1905 г. он участвовал в заседаниях городской Думы, посвященных вопросу организации самообороны в городе. В эти месяцы жители города оказались в весьма опасном положении: начались ночные и дневные грабежи, 16 декабря состоялся погром трактирных заведений Глазковского предместья, содержавшихся уроженцами Кавказа, было убито 20 человек. 23 декабря в результате покушения был ранен вице-губернатор Мишин. Патушинский вошел в состав комиссии, которая разрабатывала проект организации самообороны и замены полиции на милицию. 26 ноября 1905 г. был выбран в состав комиссии по организации самообороны, сбора денег и заведования делами (из 6 человек).
В результате Патушинский вновь попадает под следствие. Его отец Борис Григорьевич Патушинский выступает с заявлением перед судебной пала той, что берет сына на поруки и платит за него залог в размере 10 тыс. руб. Поверенным Григория выступил его брат, присяжный поверенный Осип (Иосиф) Патушинский.
2 ноября 1906 г. по постановлению городской Думы Патушинский был исключен из числа гласных до окончательного разрешения дела. А 12-13 ноября 1908 г. решением Иркутской судебной палаты был оправдан и затем восстановлен в гласных Иркутской городской Думы. Пережитые волнения оказали сильное влияние на здоровье адвоката, в 1908 г. он едет для лечения за границу.
19 октября 1910 г. Патушинский избран городской Думой в члены губернского комитета по налогу с недвижимого имущества присутствия. В декабре 1911 г. избран на должность директора городского театра, а также, с разрешения губернатора, на должность председателя дирекции Иркутского театра (на этой должности пробыл до 23 января 1914 г.).
Состоял членом различных подготовительных комиссий городской Думы.
В 1912 г. после Ленских событий Патушинский выступил в качестве представителя рабочих на приисках. 14 мая выехал в Бодайбо вместе с генерал- губернатором Князевым, присяжными поверенными Никитиным и Тюшевским. Участвовал в создании договора между рабочими Лензото и его администрацией. Добился признания за рабочими права бедности, которое предоставляло бесплатную защиту и бесплатные судебные услуги. 16 августа 1912 г. в зале городской Думы выступил на собрании членов общества изучения Сибири с докладом на тему «О Ленских событиях». В 1908-1910 гг. вошел в состав правления общества «Просвещение», которое организовывало общедоступные лекции.
30 мая 1917 г. приказом Временного правительства Патушинский назначен прокурором Красноярского окружного суда, а в 1918 г. был назначен министром юстиции Сибирского временного правительства. В марте 1919 г. отстранен от этой должности.
Участник трех военных компаний: русско-японской 1904-1905 гг. как прапорщик Иркутского резервного батальона, в 1909 г. – Китайской, в 1914-1917 гг. – войны с Германией (участвовал в сражениях на Варте, под Лодзью 1914 г., на р. Равке, у Красносельца и т. д.). В 1917 г. в Сибирском стрелковом полку.
В июле 1915 г. награжден чином подпоручика.
Имеет награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечом и бантом, Св. Анны 3-й ст. с мечом и бантом, Св. Владимира с мечом и бантом (1916 г.) и медали – серебряную за поход в Китай, светло-бронзовую в память 300-летия царствования дома Романовых; нагрудный знак в память 150-летия судебных установлений (1914 г.).
Женат на дочери иркутского купца Анне Ивановне Яковкиной (1877 г. р.), 20 сентября 1899 г. родился сын Борис, 27 сентября 1900 г. – дочь Елена.
Шахерова C.Л. Патушинский Григорий Борисович // Административно-судебная система Восточной Сибири конца XIX – начала XX веков в лицах и документах: Материалы к энциклопедии. Иркутск, 2004. С. 199-201.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей