Исследования Байкала с целью его использования как водно-транспортного пути начались довольно рано. Уже в 1766 г. при губернаторе Карле Львовиче Фрауендорфе была снята первая карта озера Байкал. Одним из первых в изучении гидрографии Байкала были лоцман А. Пушкарёв и иркутский геодезист Антон Иванович Лосев. На основании собранных данных ими была составлена в 1772 г. новая карта Байкала.
В 1811 г. для подробного описания озера Байкал Петербургская Адмиралтейств-коллегия командировала в Иркутск выдающегося путешественника и мореплавателя Леонтия Гегемейстера, на счету которого было уже не одно открытие. С ним вместе прибыл штурман Клочков. Но, к сожалению, из-за начавшейся войны ввиду отсутствия средств экспедиции пришлось свернуть все свои гидрографические работы по Байкалу. Л.Гегемейстеру же было предписано принять руководство Иркутским Адмиралтейством, в коей должности он находился около трёх лет.
В дальнейшем Байкал изучали многие специальные экспедиции, возглавляемые известными и малоизвестными исследователями. Среди них необходимо отметить Ф.К. Дриженко, многолетние гидрографические исследования которого в составе нескольких Байкальских экспедиций позволили написать книгу «Лоция и физико-географический очерк озера Байкал», изданную Главным гидрографическим управлением и поступившую в продажу 25 сентября 1909 г. Начинал он байкальские исследования подполковником, а на момент публикации его книги он был уже генерал-майором.
Одной из первых экспедиций Ф.К. Дриженко на Байкал была Байкальская гидрографическая экспедиция, состоявшаяся в мае 1897 г. В состав экспедиции входили капитан Иванов и лейтенанты Бухреев и Назимов, которые под руководством Ф. К. Дриженко производили съёмки и измерения акватории Байкала.
Под руководством подполковника Ф. К. Дриженко на Байкале в 1899 г. работала большая гидрографическая экспедиция, прибывшая 13 мая в Иркутск.
В её составе было 10 офицеров и 80 солдат, которые были разбиты на три партии. Задачей двух партий являлось обследование северного побережья озера, начиная от мыса Голого, и далее по северо-восточному берегу, захватывая район Малого Моря с островом Ольхон. Третья же партия занялась окончанием ранее начатых обследований залива Провал и продолжила изыскания к востоку, вплоть до села Турки. Экспедицией были установлены маяки в бухтах Песчаной и Голоустной.
На следующий год Байкальская гидрографическая экспедиция, прибыв в Иркутск 13 апреля, продолжила исследования озера. Изучению озера Байкал с целью его использования как транспортной магистрали в большей степени способствовало строительство Великого Сибирского железнодорожного пути. Особенно остро встала эта проблема, когда было принято решение об отсрочке строительства Кругобайкальской железной дороги, а соединение железнодорожных магистралей, прокладываемых с запада и востока, осуществить паромной переправой, обеспеченной специальными ледоколами.
Развитие водного транспорта по реке Ангаре сдерживалось порожистой частью Ангары и, в особенности, в районе Братска-Острожного. Ещё в 1813 г. в Главное Управление путей сообщений поступило предложение о строительстве с целью обхода самого трудного для судоходства Падунского порога специального обводного канала. Во второй половине девятнадцатого столетия обратили внимание на судоходные качества Ангары. Толчком этому послужил проект соединения водным путём (или железной дорогой) городов Западной Сибири с китайской границей через Иркутск. Вот в рамках задач этого проекта 10 июня 1875 г. в Иркутск прибыли капитан-лейтенант Галеев и инженер барон Аминов, командированные министром путей сообщений для исследования ангарских порогов. Одновременно с этими специалистами в Западной Сибири лейтенант Сиденснер и инженер Мошков начали обследование Обь-Енисейского водораздела. Экспедиция из Иркутска отправилась вниз по Ангаре 15 июня. Находясь в Иркутске, Галеев и Аминов ознакомились с имеющимися материалами по порожистым участкам Ангары. В качестве знатока ангарского фарватера с экспедицией отправился старшина Иркутской Ремесленной управы Пашковский.
Финансовую помощь в исследованиях ангарских порогов оказал иркутский первой гильдии купец судовладелец Александр Михайлович Сибиряков, имевший виды на плавание по Ангаре. Он на эти цели безвозмездно передал Восточно-Сибирскому Географическому обществу 5000 рублей. Через два года, 14 июня 1877 г., на очередном заседании Отдела Географического общества был прочитан отчёт Галеева и Ами-нова по результатам их экспедиции на ангарские пороги. Исследователи пришли к выводу, что имеются технические возможности специально переоборудованными пароходами обеспечить регулярное судоходство через пороги Ангары. Авторы отчёта предполагают, что на такое устройство потребуется сумма в размере 1200 тысяч рублей.
На этом изучение ангарских порогов не остановилось, а с помощью того же А. М. Сибирякова продолжалось. Непрерывным водным путём до Иркутска интересовались и пароходные компании на Оби и Иртыше. Так, в 1883 г. западные судовладельцы А. В. Курбатов и И.И. Игнатьев поручили американскому гражданину русского происхождения из Ситхи Калистратову исследования Ангары на предмет определения возможности организации непрерывного водного пути от Тюмени до Кяхты. Калистратов пришёл к заключению, что, во-первых, ангарские пороги можно убрать, расчистив и углубив дно реки, и, во-вторых, можно соединить бассейны рек Ангары и Лены с помощью притока Ангары — реки Илим. Возможность прохода через пороги Калистратов показал практически. Он 11 июня 1883 г. на винтовом катере пароходной компании Сибирякова, имеющем осадку в шесть четвертей, прошёл пороги « Падун», «Похмельный» и «Пьяный». Пройдя их, он затем проходит и другие пороги — «Долгий» и «Шаманский». Кстати сказать, что этот винтовой катер был изготовлен на Николаевском железоделательном заводе братьев Бутиных.
Исследования фарватера Ангары позволили судовладельцам А. М. Сибирякову и И. И. Игнатову 15 ноября 1883 г. подать прошение о привилегии на десять лет пароходного плавания в порожистой части реки Ангары между Братском-Острожным и Усть-Стрелкой. При этом предлагалось расширить и углубить русло реки. Согласно этому прошению предприниматели обязывались в течение девяти лет со дня выдачи привилегии обеспечить регулярное буксирное движение двумя пароходами между Иркутском и Красноярском. Судовладельцы А. М. Сибиряков и И.И. Игнатов обязывались ежегодно затрачивать на расчистку фарватера не менее 10000 рублей ежегодно. Привилегией определялась такса на перевозку казённых грузов попудно с версты: а) для громоздких и большого объёма — 0,1 копейки; б) обычных товаров — 0,2 копейки; в) хлеба — 0,3 копейки. При этом оговаривалось, что в первое время казённые грузы не должны превышать ста тысяч пудов в год. Оплата частных грузов не должна превышать более, чем на 50% таксы на казённые грузы.
Договором определялся и тот случай, если будет действовать предполагаемая грунтовая дорога от села Падун до Братска-Острожного, пролагаемая в объезд порогов «Похмельного», «Пьяного»и «Падуна». В этом случае гужевую перевозку предприниматели на себя не принимают. Данная привилегия распространялась только на буксирное пароходство порожистого района. Негрузовое же пароходство предоставлялось всем желающим. Договором же определялось, что в течение первых двух лет А.М. Сибиряков и И.И. Игнатов могли от привилегии отказаться без неустойки. В самом начале 1884 г. А. М. Сибиряков, находясь в Петербурге, лично хлопочет об утверждении в высших инстанциях просимой привилегии. Но бюрократическая машина медленно решала такой жизненно необходимый для Восточной Сибири вопрос. И только 17 августа 1885 г. император Александр III рассмотрел представленное ему «Положение о буксирном пароходстве по реке Ангаре, учреждаемом потомственным почётным гражданином А. М. Сибиряковым», и утвердил его. С этот момента пароходная компания А.М. Сибирякова приступила к организации туерного судоходства по порожистому участку фарватера Ангары. Для чего в этих районах прокладывались специальные цепи для туерных пароходов, которые должны протягивать рейсовые суда.
Изучение порожистой части р. Ангары продолжалось и в последующие годы. 22 декабря 1887 г. в низовья Ангары из Иркутска выехал начальник экспедиции Министерства путей сообщения, отправленной для исследования ангарских порогов. В состав экспедиции, кроме её начальника Чернигова, входили инженеры Перфильев 2-й и Канегисер, а также семь техников. На работу экспедиции Государственный Совет отпустил 70000 рублей. Программа исследований рассчитывалась до октября 1889 г. В первую зиму согласно планам работы экспедиции велись подробные промеры глубин реки в районе порогов.
Первым же пассажиром, прибывшим из Красноярска в Иркутск непрерывным водным путём по Ангаре, оказался И. С. Левитов, доверенный западносибирского пароходовладельца И. И. Игнатова. И. С. Левитов 11 июля 1888 г. отбыл из Красноярска на туерном пароходе «Святой Николай». С ним же был ещё один пароход — «Святой Иннокентий» и три баржи, загруженные 35 тысячами пудов хлеба. 12 августа вся группа судов вышла в Ангару и 18 августа достигла Брянской шиверы, где была сделана остановка в ожидании прибыли воды в Ангаре. И. С. Левитов же отсюда до Илимска добрался в лодке, затем до села Большая Мамырь с помощью волока расстоянием в 101 версту. И далее до Иркутска — опять водным путём.
В начале девяностых годов фарватер через ангарские пороги выравнивался. В 1894 г. вниз по течению Ангары по выровненному фарватеру прошёл первый пароход. Скорость и напор течения Ангары были таковы, что даже туерные железные цепи не выдерживали и рвались. Вот поэтому вверх по течению Ангары долго не удавалось провести пароходы. Сорванные с туерных цепей суда уже ничего не могло спасти — их полностью разбивало о каменистые берега реки.
Пароходство на Ангаре всегда рассматривалось в общности со всеми видами путей сообщений в Сибири. Такой подход просматривался и на заседаниях особого совещания по развитию и улучшению сибирских путей сообщений, прошедшего с 12 по 23 декабря 1906 г. под председательством генерал-губернатора Восточной Сибири в зале Географического музея. На другой год, 27 ноября 1908 г,, под председательством губернатора прошло подобное совещание, рассматривающее современное состояние и перспективы развития путей сообщений в Иркутской губернии. В работе совещания приняли участие около 50 лиц от губернской администрации и до торгово-промышленных купцов. Присутствующими рассматривалась множество вопросов в течение 28 ноября и 3 декабря.
В начале этого же года в Иркутске получена книга А. М. Сибирякова «О путях сообщения Сибири и морских сношениях её с другими странами». В этой книге А. М. Сибиряков обобщил результаты своих многолетних личных путешествий, а также и тех экспедиций, которые осуществлялись с его помощью.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей