С 12 марта 1811 г. в Иркутске праздновалось десятилетие со дня восшествия на престол императора Александра I. И вот в дни торжеств родилась идея выразить верноподданические чувства с помощью устройства Триумфальных ворот. Выбор места их установки не представил больших трудностей.
Решено было поставить ворота на въезде в город. В Иркутске же исторически сложились четыре въезда: Московский, Заморский, Кругоморский и Якутский. Главный из них — Московский. К противоположному берегу Ангары с шестидесятых годов восемнадцатого столетия к Иркутску подходила Московская столбовая дорога — Московский тракт. Переправившись через Ангару на плашкоутной переправе, гость города проходил через городскую заставу с караулом, в обязанность которого входила проверка документов и регистрация прибывающих в город. Вот около этой заставы и было решено возвести Триумфальные ворота, получившие название Московских. Через четыре месяца — 9 июля — уже состоялась торжественная закладка каменных Триумфальных ворот.
Закладку освятил при громе орудий преосвященный Вениамин. В фундамент Московских ворот под каждый пилон были заложены две памятные металлические доски с надписями. Текст первой доски гласил:
«Сии градские ворота воздвигнуты в 1811 г. магистратскими членами по случаю всерадостнейшего дня восшествия на высочайший престол государя императора Александра I, торжественно празднуемого 12 марта в ознаменование всеобщего верноподданейшего благоговения и признательности к благополучному царствованию в управление Сибирского генерал-губернатора Пестеля и Иркутского губернатора Трескина».
На второй доске было написано:
«Сии градские ворота воздвигнуты иждивением магистратских членов бургомистров: Алексея Мясникова и Ивана Баженова, ратманов: Гаврилы Белоголового, Александра Сибирякова, Александра Лычагова, Михайлы Мягкоступова и иркутского купца Лаврентия Зубова. План спроектирован губернским архитектором коллежским асессором Кругликовым, под руководстве которого производили строение коллежский асессор Канарский, губернский секретарь Третьяков и коллежский регистратор Карпущенков».
К сентябрю 1913 г. основные работы по строительству Московских ворот были окончены. Но открытие их было приурочено к 15 сентября, так как этот день – день коронования Александра I. Магистратские чины в генерал-губернаторском доме дали обед в честь такового события. Вечером, когда Московские ворота были красиво иллюминированы, преосвященный Вениамин и губернатор Н. И. Трескин посетили комнаты в верхнем этаже Московских ворот. Здесь им была преподнесена водка и предложен чай.
Согласно проекту губернского архитектора Я. А. Кругликова Московские ворота представляли из себя громадную и сложную строительную конструкцию. Это было каменное четырёхэтажное здание в стиле ампир. Общая высота ворот составляла 19 метров, а размеры в плане: длина — 16,3 метра и ширина — 7,1 метра. Ширина между пилонами для проезда транспорта равнялась 5,4 метра, а высота до центра сводчатого верха — 10,9 метра. Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы, включающий два фронтона.
Фасад Московских ворот богато украшался различной лепниной, среди которой выделялись на нижнем фронтоне два симметричных рога изобилия, изливающих из себя множество цветов и плодов. В метопах фриза попеременно располагались то голова быка, увенчанная венком, то поставленный на бок готический щит, в поле которого помещались и жезл Меркурия, и зубчатый верх крепостной стены, знамя, алебарда и другое оружие. В нишах, обведённых рамками, вписана дата: «12 марта 1811 г.». В каждом из пилонов и на каждом этаже располагались помещения для перевозчиков и караула.
В верхнем этаже был устроен небольшой зал, предусмотренный для торжественных встреч и проводов. Войти в этот зал можно было по двум лестничным маршам. Внутренние лестницы также связывали помещения всех ярусов. Зимой внутренние комнаты отапливались. Освещение помещений осуществлялось с помощью окон, расположенных с трёх сторон. На первом этаже имелись квадратные окна размером по стороне в один метр; на втором и третьем этажах — прямоугольные окна размерами метр на два. Зал же освещался с помощью полуциркульных окон. Первоначально Московские ворота были окрашены в жёлтый цвет, а детали отделки — в белый.
Смысл лепных украшений расшифрован в статье «Московские Триумфальные ворота», опубликованной газетой «Иркутская жизнь» 22 мая 1916 г. Вот как надо было понимать изображения на воротах: «...Переведённый на слова символический язык характерных для того времени эмблем гласит о мощи города (стенная корона), основанной на торговле (жезл Меркурия) продуктами культуры страны (символы земледелия и скотоводства: цветы, плоды, голова быка) и обеспеченной надлежащею властью (оружие и знамя). Таким образом, эти барельефы являются не пустым украшением, но выражением того высокого сочувствия и самосознания тогдашних граждан, о котором в свою очередь уже сами по себе свидетельствуют тяжёлые грандиозные формы самих ворот».
Об архитектурных достоинствах Московских ворот имеются как положительные отклики, так и негативные. Известный иркутский городской архитектор Г. В. Бархин после анализа архитектурного решения Московских ворот пришёл к заключению, что проект их выполнялся не в Иркутске, а в столице. Но присланный в Иркутск проект неквалифицированно переделался. Отсюда понятно, что «великолепный по своему внешнему очерку, по массам, по основным пропорциям (памятник) поражает вместе с тем уродливостью деталей». Такое разнохарактерное восприятие отмечал ещё в 1827 г. такой тонкий ценитель и знаток искусства, как А. И. Мартос, являющийся сыном широко известного скульптора.
Вот что он писал в своих «Письмах о Восточной Сибири»:
«Триумфальные ворота, на Московском въезде находящиеся, имеют выступы с лишком 8 саженей, четыре полукруглые колонны поддерживают аттик. Арка довольно правильна, но вообще вся масса слишком далека от пышного наименования (Триумфальных ворот), и трудно различить, к какому ордеру принадлежали базы, капители колонн, карнизы и все то, что наклеено в архитраве. Чем прилежнее всматриваешься в эти Триумфальные ворота, тем сильнее бываешь убеждён, что здесь, в Иркутске, открыт седьмой орден Архитектуры, тот самый, за изображение коего один из последних королей французских определял артистам значительную награду».
В начале XX в. весьма критически отнёсся к Московским воротам Г. К. Лукомский, выразив это следующим образом: «В Иркутске арка полна очень характерных «провинциализмов» в формах зодчества: на арку нагружен фронтон, на нём — второй фронтон с прорезанною в нём аркою. Первый ярус этого курьёзного сооружения покрыт рустовкою, в метопах — украшения, парапет оснащён ложными балясинами, модульоны карниза верхнего фронтона имеют необычную длину».
Иркутский художник Б. И. Лебединский, изучивший Московские ворота как памятник в натуре перед его сносом в 1929 г., так писал: «Московские ворота, являясь интересным произведением стиля «ампир» в тоже время имели сильный провинциальный оттенок в своих деталях, которые должны смущать взгляд как специалиста, так и простого зрителя.
Расширяющийся двойной фронтон является плохо связанным со средними колоннами, и это несовпадение непомерной тяжести и её подпоры особенно резке бросается в глаза. Не менее грубым является отсутствие капителей, заменённых кирпичными уступами. Наличники окон своей общей неувязкой со всем стилем сооружения также в сильной мере обесценивают проект.
Слепые триглифы, при интересной орнаментации метоп, непонятны и внося диссонанс, как и необыкновенно длинные модульоны карниза. Необходимо также отметить ложные балясины и рустовку, покрывающую весь первый ярус ворот. Н: всё это, как и другие менее значительные дефекты сооружения, искупается общей идеей композиции и довольно хорошей прорисовкой деталей».
И тем не менее, невзирая на все свои недостатки, объёмно-пространственная композиция Московских ворот имела хорошие пропорции и органично вписывалась в береговую застройку города. Силуэт Московских ворот при подъезде к Иркутску по Московскому тракту был виден издалека. Триумфальные ворота придавали въезду в город торжественность. Московские ворота стали неотъемлемой частью панорамы города и долгие годы служили его своеобразным символом.
Улица, на которой были поставлены ворота, называлась по имени приходской церкви Владимирской. Но после открытия ворот улица стала называться Московской. Во второй четверти XIX в. иркутские улицы стали наименовываться по именам состоятельных купцов. Московская улица становится Ланинской. Но это новое название не сразу привилось — долгое время она называлась двойным наименованием: Московско-Ланинская. И только в начале XX в. последнее название закрепляется за улицей.
Со второй половины XIX в. прекращается проверка и регистрация документов и городских застав. Окончательно Московские ворота утрачивают роль городской заставы после начала эксплуатации в 1891 г. понтонного моста.
С 1880 г. в помещениях верхнего этажа Московских ворот разместили Губернский архив.
Как было сказано выше, после 1891 г. Московские ворота теряют своё первоначальное предназначение пропускного пункта города. Помещения перестают использоваться для каких-либо нужд. Кроме того, городскими властями не была организована должная охрана здания. Была снята охрана даже единственного используемого помещения, где находился Губернский архив. Из архива, пользуясь бесконтрольностью, долгое время шло расхищение ценных материалов. Кражи были обнаружены только через много лет — 22 октября 1894 г. После этого неоднократно ставился вопрос о перенесении архива в другое помещение, охрану которого можно было бы организовать с меньшими затратами. Полностью же архив был переведён из Московских ворот только в 1910 г.
После окончания строительства Московских ворот первый их ремонт был произведён в 1825 г. самим автором проекта Яковом Алексеевичем Кругликовым. В 1843 г. под руководством опытного иркутского строителя Петра Степановича Ивельского производится ещё один серьёзный ремонт Московских ворот. Затем ремонты ворот производились редко и в небольших объёмах. Так, например, на ремонт ворот по городской смете 1908 г. выделялось всего лишь 300 рублей. Ко всему тому, зачастую ремонты ворот производились людьми неумелыми и несведующими в делах архитектуры. При таком отношении городских властей Московские ворота стали быстро ветшать. К разрушительным силам относилось и воздействие природных явлений. 11 мая 1890 г. пронёсшаяся над городом буря сорвала с Московских ворот крышу, которую вскоре восстановили.
В 1905 г. была создана специальная комиссия, которая 13 июля этого же года осмотрела Московские ворота и Триумфальную арку на берегу Ангары. Комиссия констатировала, что эти строения, как исторические памятники, требуют ремонта строительных конструкций, благоустройства и восстановления, особенно этого требовали Московские ворота. Необходимо было произвести внешнюю художественную отделку потрескавшихся и осыпавшихся архитектурных элементов. Но существенных ремонтных работ так и не было произведено.
В 1909 г. созданная Городской управой комиссия специалистов исследовала причины разрушения Московских ворот. А вид этого исторического памятника был безобразным и угрожающим обрушением. Здание Московских ворот за счёт просадки фундамента сильно наклонилось, грозя в неожиданный момент развалиться. По всей наружной поверхности пошли трещины, особенно большими они были на фасаде со стороны Ангары.
С этой же стороны почти весь декор отлетел. При вскрытии фундамента была определена причина его просадки. Вся конструкция ворот, весом около 75 тысяч пудов, была установлена на фундаменте, изготовленном из крупного речного булыжника и залитого связующим известковым раствором. Но из-за близости к Ангаре сильно влагонасыщенный грунт разрушил и «вымыл» связующее раствора, и фундамент практически развалился. Комиссия категорически заявила, что постройка находится в аварийном состоянии и подлежит немедленному сносу. Городская управа согласилась с мнением комиссии, нашла подрядчика, заключила с ним договор и выделила немногим более 700 рублей на снос ворот. Узнав о таком решении, общественность выразила решительный протест в заявлении на имя городского головы и в телеграмме Императорской Археологической комиссии. Последняя признала Московские ворота в Иркутске редким и ценным для Сибири памятником и предложила сохранить их.
Такое же мнение высказали Петербургское общество архитекторов-художников и Академия художеств. В иркутской газете «Сибирь» в 1909 г., начиная со 143-го номера публикуется ряд статей Губернской Архивной комиссии и Распорядительного комитета Отдела Географического общества, в которых рассказывалось о истории Московских ворот, о исторической их ценности и о дальнейшей судьбе. Изучив различные мнения, особая комиссия 1 ноября 1909 г. высказалась за сохранение Московских ворот и их капитальный ремонт. Иркутская Архивная комиссия поручает своему члену, священнику Ивану Никандровичу Дроздову, подготовить историческую справку, а городской архитектор Григорий Борисович Бархин должен был дать техническое заключение о состоянии памятника и предложить способы его сохранения. В июне 1912 г. выполняя это поручение, Г. Б. Бархин подробно обследовал Московские ворота.
Оба исследователя выполнили порученную им работу, а результаты были опубликованы в «Трудах Иркутской учёной Архивной комиссии» за 1913 г. Кроме того, Г. Б. Бархин в январе 1913 г. выступил на собрании членов Географического общества с подробным докладом «О реставрации художественно-архитектурных памятников в связи с сохранением Московских ворот». Борьба общественности в 1911-1913 гг. закончилась победой: Городская управа приостановила разборку Московских ворот и планировала в ближайшее время изыскать шесть тысяч рублей на их поддержание. Практически, как это случалось неоднократно, решение вопроса затянулось. А вскоре началась мировая война, которая прервала уже начавшиеся реставрационные работы.
В январе 1916 г. газета «Иркутская жизнь» писала: «По поводу отношения Иркутского Губернского управления об угрожающем опасностью состоянии Московских ворот, городской архитектор Охотников обратился в Городское управление с заявлением, в котором, присоединяясь к мнению бывшего городского архитектора Бархина о серьёзной опасности для проезжающих и проходящих около Московских ворот, сообщает, что снести этот исторический памятник нельзя, так как на основании устава строительного обновление может быть произведено только с ведома Императорской Академии художников и Археологической комиссии с представлением Министерству внутренних дел чертежей памятника с описанием повреждений и ветхости сооружения.
На основании этих событий городской архитектор просит Городскую управу ходатайствовать перед Думой об ассигновании необходимого кредита да снятия чертежей и фотографий для представления в Министерство внутренних дел Археологической комиссии и Академии художеств». В этом же году в связи с подготовкой к празднованию четвертьвекового юбилея Великого Сибирского железнодорожного пути на страницах газеты «Иркутская жизнь» появилось предложение восстановить Московские ворота и Триумфальную арку. В частности, в статье, посвященной этому вопросу, писалось: «Блага, принесённые городу железной дорогой, невозможны были без деяний прошлых поколений. Восстановив Московские Триумфальные ворота, мы почтим их память благородным делом». Наступившая революционная эпоха полностью сняла вопрос о восстановлении Московских Триумфальных ворот.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей