Сапронов Геннадий Константинович (10 мая 1952, Черемхово – 14 июля 2009, Иркутск), журналист, издатель, член Ассоциации книгоиздателей России. Автор публицистических статей и очерков.
Беседа доцента кафедры истории архитектуры Иркутского политехнического института Валерия Щербина и журналиста Геннадия Сапронова
Когда начинаешь говорить с Валерием Трофимовичем Щербиным о старом ли Иркутске, современных ли городских постройках, то невозможно не обратить внимание, как незримо меняется он, превращаясь из внешне застенчивого и не слишком-то словоохотливого человека в страстного, глубоко увлеченного, убежденного в своем мнении собеседника.
Валерий Трофимович много и неистово работает. Помимо основного труда преподавателя вуза много делается им по сбору уникального исторического материала об истории архитектуры сибирских городов и, конечно же, родного Иркутска: о нем Валерий Трофимович знает все. Покажи Щербину даже микроскопический фрагмент декора старинного строения, и он сможет удивительно точно определить, какому из иркутских домов принадлежит этот элемент, где он расположен, а также поведает не менее удивительную историю о его прошлом. И если мы говорим, что архитектура – один из основных составляющих элементов природной среды, окружающих человека в поселениях, то для Щербина архитектура – он сам: его ежеминутные думы, ежедневный поиск, мечты и помыслы.
— Валерий Трофимович, я не скажу для вас, конечно, ничего нового, если замечу, что пространственно-архитектурная среда как ничто другое на земле в большей степени создана человеком в результате преобразований. Бесспорно, что, созидаемая людьми, она должна быть удобна, бережно охраняема и нести в себе все лучшее, что накоплено человечеством в градостроительном деле. Но, к сожалению, на протяжении последних десятилетий мы все чаще наблюдаем то, как формально запланированный созидательный акт оборачивается невосполнимыми утратами. И этот губительный парадокс времени – созидай разрушения – становится у нас чуть ли не правилом. Происходит это еще, может быть, и оттого, что все делаемое кажется нам обыденным и привычным. Как говорил Валентин Григорьевич Распутин, взгляд на родные места меняется не вдруг, не сразу, а постепенно, из года в год, из месяца в месяц, смещаясь с каждым разом как бы на градус. И то, что вчера казалось несовместимым, сегодня воспринимается уже почти как норма. Происходит невольное привыкание, примирение и признание того, что меняется в Сибири.
— И все же, когда смотришь на сибирские города, то видишь, что этот «градус смещения» самой мудростью древних зодчих как бы закладывался в процессе развития городов, культурного освоения края. Ответственность строителей и архитекторов прошлого перед будущим была очень высокой.
Пространственная среда сибирских городов – очень своеобразный организм, питавшийся как бы из нескольких «рукавов». Все наши города – будь то Чита, Якутск, Улан-Удэ, Красноярск, Иркутск, Енисейск, Омск – возникали примерно в одно время, в годы интенсивного расселения и освоения Сибири. Они несли в себе культуру первых переселенцев, и если даже постройки ряда городов могли быть похожими, то планировочная канва – важнейший показатель самобытности – с учетом рельефа или функциональных особенностей была различна. Возьмем, к примеру, Кяхту. Пограничный город, облик его, улицы служили своеобразными пропилеями в общении Востока и Запада, и в пространственно-архитектурной среде Кяхты это взаимовлияние нашло интересное воплощение в своеобразной пластике кяхтинских деревянных домов. Город развивался, отражая в лице своем время. Менялось оно, менялось и все, что отражало человека и его деяния. В архитектуре это было особенно заметно. Многие сибирские города дают нам сегодня отчетливую картину такого мерного накопления материальных и духовных ценностей.
— Особенно это заметно в сравнительно небольших районных и городских центрах. Многие годы из-за недостатка средств и сил жившие скромнее, они все же сохранили во многом свой первозданный вид, не покореженный типовыми новостройками, но, к сожалению, запущенный и год от года тускнеющий.
— «Градус смещения» в восприятии нашего прошлого, да и настоящего тоже, мы должны предвидеть в наших градоустроительных делах, привнося в наши проекты и планы немалую долю ответственности перед будущими поколениями. Если мы будем строить лишь для себя, удовлетворяя сиюминутные наши потребности, кажущиеся сегодня нам только такими, мы неизбежно придем к тому, что завтра воздвигнутое нами никого не будет устраивать.
Да это и сегодня видно в облике многих городов, не говоря о тех, что возникли недавно, как говорится, с нуля.
— Фонд цивилизации, культурный фонд любого города, в первую очередь, виден в его архитектурном облике: где человек живет, в каких домах, как обустроил свое жизненное пространство, что его окружает... Это уже потом нам открывается сам человек, его внутренний мир. А чаще всего человек и его культура находятся в прямой связи с пространственно-архитектурной средой. Взять, к примеру, жителя городского, деревенского или столичного: в одной стране живут, могут быть даже одной национальности, а вот как приедут друг к другу в гости, так как бы попадают в неудобные для себя обстоятельства, и можно подумать, что встретились люди из разных стран, с трудом привыкающие к незнакомым обычаям и обстановке.
— И как тут не вспомнить вечно мудрое выражение: встречают по одежке, провожают по уму. В этом смысле архитектура и есть та «одежка», по которой любой человек познает незнакомые края, но она есть еще и отражение духовности и культуры любого большого или малого поселения.
— Как одеты, в каких домах и квартирах живем, так и чувствуем себя. Ладно, если разнообразно, со вкусом, а если все на один фасон: улицы, дома, квартиры. Город воспитывает человека так же, как формирует его нравственно и эстетически деревенский пейзаж, вообще природа. Если всю жизнь из моего окна видна лишь многоэтажная стена плоского панельного строения, загораживающего пространство, с одинаковыми подъездами, окнами, балконами, то и люди, окружающие меня, все вокруг невольно покажется мне одинаковым, возникает стереотипное отношение ко всему, да и сам себе я покажусь с годами типичным представителем.
— К сожалению, только сейчас мы постепенно начинаем ощущать дисгармонию окружающего нас пространства. Как-то разговорился со случайным прохожим в центре Иркутска. Говорю ему: этот дом – шедевр, и объясняю, почему. У человека, годами живущего рядом с памятником архитектуры, как бы заново открываются глаза. Он просто уже привык мыслить общепринятыми категориями, так как долгое время процесс формирования его личности строился на отвлеченных, стандартных величинах. Парфенон – памятник, храм Василия Блаженного, Адмиралтейство – памятники, а вот шедевр подлинного деревянного городского зодчества Сибири, его родного края, для него невидим. Он даже думал, что это внешне рухлое строение просто обязано уйти в небытие. Он привык к этому дому, ему никто и никогда не объяснял подлинной ценности постройки, сработанной мастеровыми прошлого, ему только объясняли, что памятник это то, что высится монументально на городских площадках.
Печально, что даже наши городские руководители не всегда верно понимают значение памятников местного зодчества. Памятник республиканского или союзного значения обладает типологической редкостью в масштабе всей архитектурной культуры. Памятник же местного значения не попадает в этот более уважаемый перечень не из-за отсутствия общепринятых достоинств, а по традиционному административному делению. Но это зримые страницы истории и памяти именно тех мест, где они находятся. И когда мы говорим о своеобразии города, его духовной содержательности, то первостепенную роль и даже выдающуюся в своей индивидуальности играют именно они – памятники местного зодчества. Внешне, как правило, лишенные броской привлекательности, они формируют среду, в которой мы вырастали, где проходило наше мировоззренческое становление. Но силен закон сортности памятников, сортности скорее административной, чем духовной или художественной. И потому, когда возникает вопрос о постановке на государственную охрану или снос, то всегда легче снести памятник именно местного значения. Памятник союзного значения может быть приведен в порядок при участии Министерства культуры, а местный – лишь за счет городских средств, которых, как правило, именно на это недостает.
Один из главных показателей нашего отношения к архитектурно-художественному наследию – количество поставленных на охрану памятников. Цифры говорят сами за себя. К примеру, в Чите, городе старом и самобытном, в котором множество интереснейших памятников каменного и деревянного зодчества, на государственной охране стоит один-единствен- ный. Получается, что Чита просто не имеет своего архитектурного наследия. Так же обстоят дела в Петровске-Забайкальском, чуть лучше в Улан- Удэ, Кяхте, ряде других городов.
В Иркутске положение несколько лучше, но это лишь формально. Предлагалось поставить на госохрану 80 архитектурных памятников, решением облисполкома (1985) оставлено в списке лишь 50. Да если бы после этого действительно что-либо изменилось в их судьбе. Прошло два года, а не сделано практически ничего, чтобы привести их в порядок. До смешного дошло: приняли не так давно новое постановление, в котором ни анализа, ни выводов из того, что сделано, да и решения все те же, как будто прежнего «солидного» документа и не было.
— Печально еще и другое, то, что многие не ощущают памятника в самих себе. Я имею в виду то место, город или деревню, тот дом, в котором человек родился, где сделал свои первые шаги, откуда вышел в большую самостоятельную жизнь. Дом детства – это и есть дом памяти, который только твой и с тобой до конца дней твоих.
Меня из роддома мать принесла в большой двухэтажный деревянный барак, где у нас была большая комната с печкой и где прошло мое детство. Думаю, среди людей нашего с вами поколения, не очень много тех, кто свои первые годы жизни провел в домах каменной постройки, ведь тогда, в конце сороковых – начале пятидесятых, городская массовая застройка в Сибири была все же деревянной, я уж не говорю о деревне. И если в каждом из нас в глубине души будет храниться чувство памяти о доме своего детства, значит, будет сохранена и память о своем дворе, улице, городе или поселке, значит, и должно быть сохранено бережное отношение ко всему, что хотя бы издали, а все-таки напоминает тебе твой исток, то, откуда пошло твое понимание Родины, любовь к отчему дому и краю.
— Да, но чтобы быть оставленным, дом этот должен обладать духовной ценностью не только для тебя, но и для других.
— Я вовсе и не ратую за то, чтобы не сносили мой барак или чтобы все мы так и продолжали ютиться в подобном жилье. Но, родившись в Сибири и оставаясь жить здесь, я должен в постоянно меняющемся облике наших городов узнавать, находить элементы тех строений, которые создавались в годы нашего детства. Пусть это будет современная постройка, но она создана здесь, на сибирской земле, в конкретном городе, с присущими только ему архитектурными историческими чертами. Это наши корни, и они должны питать новые ростки, а значит, новое, на мой взгляд, не должно представляться нам абсолютной новацией, хотелось бы находить в нем черты прежнего облика наших городов. В этом тоже должна присутствовать неразрывная связь времен, а значит, будет сохранена народная память.
— Вы затронули очень важную категорию – категорию духовной мемо- риальности. Любая постройка, бесспорно, памятник своему времени, и вместе эти, на первый взгляд, незначительные строения формируют пространственный художественный облик, который может раствориться, если мы начнем их бездумно сносить. И это, к сожалению, уже во многом происходит. Городская реконструкция должна исходить из интересов среды. Сам по себе объект может и не представлять высокой архитектурной ценности, но он формирует участок конкретной исторической среды. Архитектурная среда обязана быть духовно содержательной, а не анонимно-безликой.
— Тут уже немало примеров. Посмотрите на наши новостройки в больших сибирских городах, я уже не говорю о новых городах. Что собой представляет их облик ? Унылое однообразие. На эти микрорайоны можно смотреть с любой стороны, и все равно не разберешь, как говорится, где тут север, где тут юг, как не поймешь и то, в каком краю разбросаны эти стандартные кубики, собранные квадратными колодцами. И думаешь, Сибирь ли это, или какая другая сторона, а может, и что-то вовсе чужеземное?
А как изуродованы наши маленькие города, которым и вовсе не к лицу серые плоские многоэтажки? Тысячу раз прав Валентин Распутин, говоря о том, что «понятая современность в виде стандартных многоэтажек стала эпидемической болезнью наших маленьких городов, утвердительной ценностью их благополучия, превратилась в высоту положения».
— Новое должно быть не просто архитектурно интересно, в нем обязательно должны присутствовать элементы, связанные с традициями. В современной архитектуре мы должны подчеркивать ее национальное своеобразие, а оно предполагает своеобразие и региональное.
Сибирские города – прежде всего русские города, они сработаны по лучшим правилам русского градостроительного искусства. Выбор места, пространственная организация, своеобразие построек – все это густо замешано на высокой культуре, которая исторически формировалась в древних русских городах. Конечно, их строили профессионалы, но они глубоко понимали значение народных традиций. В их помыслах и делах меньше всего было амбиций профессиональных архитекторов, ими руководило чуткое, внимательно-требовательное отношение ко всему лучшему, что было сделано до них.
Изучая историю сибирских городов, всякий раз убеждаюсь, насколько бережно любой архитектор сибирского города XIX века относился к наследию, хотя и тогда сносились морально и физически устаревшие постройки.
Понятие города всегда было цельным. Часто рассматриваю фотоснимки с изображением старых городов и всякий раз отмечаю их удивительную композиционную завершенность. Несмотря на то, что где-то и собор высится, и административное здание солидных размеров возведено на низкорослой улице, а все равно это воспринимается гармонично.
Исторически подоснова сибирских городов очень тесно связана и с культурой аборигенных народов, и с глубокой, своеобразной культурой Востока. Для меня было подлинным удовлетворением увидеть в архитектуре Улан-Удэ, в ее деревянной застройке влияние культуры Востока. А ведь до революции бурят в Улан-Удэ проживало немногим более трех процентов. Но в пластике архитектуры города нашли свое отражение элементы бурятского фольклора, декоративно-прикладного искусства местного населения.
Возьмем дом Старцева в Селенгинске. Когда-то в нем жил декабрист Михаил Бестужев, который и сам принимал участие в строительстве этого дома. Именно он ввел в элементы пластического декора восточные мотивы. А ведь казалось, он должен был утверждать западную культуру. Но высокая интеллигентность, духовная образованность помогли ему разглядеть природу и колорит местной архитектурной культуры и, как говорится, не входить со своим уставом в чужой монастырь.
Если ты тактично вносишь изменения в архитектурный облик, они будут поняты, восприняты и использованы в дальнейшем. В деле этом просто обязателен принцип естественного взаимодействия культур. И пример М. А. Бестужева – образец подлинно интеллигентного, глубоко исторического подхода к освоению местных культурных традиций.
Мы до сих пор не можем оценить, образно говоря, генетический код наших городов, недооцениваем количественный и качественный состав историко-архитектурного наследия. Почему говорю – недооцениваем? Да потому, что многое уже утеряно безвозвратно. Сегодня, даже если мы все осознаем, получим необходимые средства и будем иметь возможность привести все в порядок, мы, к сожалению, уже не сможем этого сделать так, как надо было.
Посмотрим на исторические центры наших городов. В Чите историческое ядро составляет около 30 процентов застройки, но даже имея этот исторический багаж, новостройки возникают по своим законам. Улан-Удэ тоже сохранил старину. Но опять же, где гарантия того, что, будь у нас раньше средства на снос, мы не поспешили бы единым махом снести и хлам, и градостроительные шедевры. Нет такой гарантии и сейчас. Примером тому Красноярск, у которого как раз были средства, и в результате их интенсивного освоения историческое ядро города просто стерто, и если б не Енисей, то и вовсе было не понятно, в каком краю находится это поселение.
Об Иркутске скажу словами В. Распутина, так как лучше и точнее не скажешь. Помните, в очерке «Кяхта» он заметил: «Не всегда, к несчастью, звание исторического города может служить защитой от разрушительного передела. Иркутск и в ранге исторического города, в облечении охранных прав и законов не уберег свой старинный центр, перечеркнув его чужеродной геометрией самозваного модернизма».
Многие наши сибирские города – исторические, но лишь Иркутск и Енисейск вошли в число 115 городов страны, признанных таковыми. Ни Томск, ни Кяхта, ни Чита и Улан-Удэ не вошли в это число. Почему? А не было официальных данных. Мы сегодня почти не ощущаем разницы между Иркутском и Томском в их историко-архитектурном наследии, и вдруг – Томск не исторический город. Понять причины столь странных неологизмов мы можем, если посмотрим на принципы освоения наследия, а они формировались в жестокой борьбе на протяжении многих десятилетий развития городов уже в наше время.
Все эти годы, борясь друг с другом, шли параллельно три принципиальных подхода к культурному наследию городов: снести и возвести новое, желательно в корне отличительное (так называемый бульдозерный принцип); законсервировать все и ничего нового не строить (тоже крайность, потому как развитие сибирских городов говорит о том, что они потому и устраивали наших предков, что отвечали принципу постепенного, мерного развития). И потому все же верен третий, диалектический принцип, соединяющий два крайних взгляда на одну проблему. Суть его в том, что преобразование наших городов – это прежде всего освоение архитектурных традиций края. Мы должны были спокойно и внимательно отобрать лучшее, но не по принципу: шедевры, шедевры, а исходя из духовной ме- мориальности, из условий архитектурной среды городов, их масштабности и других категорий, делающих город соразмерным человеку.
— И соразмерным Сибири, краю, в котором рожден и вырос, где будут жить его внуки и правнуки. А давайте мысленно пройдемся по улице сибирского города конца XIX столетия. В чем мы найдем ее отличительное своеобразие?
— Во-первых, мы увидим, что основным строительным материалом в то время было дерево. Имеется даже статистика прошлого, которая говорит, что на тысячу домов менее 50 было в каменном исполнении.
Если, например, города центральной России, как правило, получали сплошную застройку улицы уже во второй половине XIX века, то в Сибири это были лишь отдельные фрагменты. Здесь все еще сохранялась уса- дебность, но уже сформировался сибирский тип дома, который обладал не только удобствами, но и являл собой пример подлинного произведения искусства. Например, для Иркутска, Кяхты это был дом прежде всего компактный, с антресольным этажом. Его легко можно было обогреть, и он хорошо хранил в себе тепло (для Сибири это было чрезвычайно важно). Внешне дома были не столь громоздкими и занимали весьма малое пространство, но внутри, за счет разноэтажности и других приемов, они были крайне удобны. И, конечно же, поражала общая культура исполнения, как говорится, ремесло. Многие усадьбы имели свою неповторимую лицевую сторону, они принадлежали улице, улица городу, а в целом было ощущение огромной ответственности каждой постройки перед ее окружением. Все это как раз те качества, которые мы сегодня уже во многом утратили в нашем градостроительном деле.
Да и вообще, если внимательно проследим историю застройки сибирских городов, то обнаружим многие правила, которым неизменно следовали зодчие. Мы получили наши города в наследство от архитекторов и мастеровых прошлого, в них уже были сформированы четкие, присущие времени черты. Это был своеобразный синтез народных традиций, которые складывались в русском градостроительстве, и профессионального зодчества. И забывать об этом, представлять дело так, что до нас тут и трава не росла, бездумно и расточительно относиться к наследию прошлого преступно перед нынешним, а более всего перед будущим поколением сибиряков. Что мы оставим им в наследство?!
— Так уже оставляем, возводя лишь, к сожалению, «выдающиеся» постройки в центре исторического города. И далеко за примером ходить не надо, взять хотя бы жилой дом на набережной Ангары в Иркутске, что высится безликим коробом над древними постройками, агрессивно относясь к своему окружению. Если и далее у нас так пойдут дела по «реконструкции» исторической части города, то в скором времени на той же набережной чужеродными покажутся Белый дом, здание краеведческого музея, учебного корпуса университета, то есть как раз те строения, что пока еще все же являются архитектурно-исторической основой этого любимого иркутянами уголка города.
Смогли же мы в пятидесятых годах, когда застраивались в Иркутске улицы Ленина, Карла Маркса и ряд других, сохранить историческое лицо центра города. Произошло это, думаю, потому, что сама архитектура тех лет развивалась в историческом контексте, была сработана в традиционном пластическом стиле, какие-то детали, элементы решались индивидуальными средствами. Это уж когда перешли на конвейерность, тогда, пожалуй, и началось наше обольщение градостроительными успехами. Конвейерность привела к безликости не только наших построек, она привела к безликости мышления архитекторов, к отрицанию традиций, к существованию вне контекста архитектурно-исторической среды. Всякий раз, думая об этом, вспоминаю (правда, лишь по фотографии) величественную красоту иркутского Кафедрального собора, снесенного с лица города недоумением градоначальников во времена атеистического нигилизма. И только представить могу, какое влияние оказал бы этот шедевр на общее пространственно-эстетическое решение застройки центральной части города. Разве смогли бы мы, будь он у нас перед взором, ту же площадь Кирова обрядить в такой наряд, что, окажись перед нами человек, одетый во все это, мы ни за что бы не догадались, из какие краев свалился он на нашу землю, кто по национальности, что хочет нам сказать, да и поняли ли бы мы его чужеродную речь ?
— И все же жилой дом на набережной, о котором вы упомянули, считается заметной архитектурной премьерой Иркутска. По отзывам известных архитекторов, достоинства этого произведения особо рельефны на фоне огромный массы бездуховного градостроительного материала, обладателем которого на долгие десятилетия стал и Иркутск.
Решение важнейшей социальной программы – жилищной – осуществлялось беспрецедентными во всей истории темпами. И вдруг мы остро ощутили то, что в предшествующие нашему сегодня три последних десятилетия архитектура беспристрастно, как это было и в иные времена, отразила, зафиксировала в камне не столько торжественную мелодию бытия, сколько прагматические установки сиюминутных потребностей, изрядно поколебавших наши духовные устои. При этом эстетические и художественные качества архитектуры были отодвинуты на второй план, и потому подлинно содержательная выразительность по-прежнему остается болевой точкой архитектуры и нравственной основой профессии архитектора.
Автор этой постройки В. Павлов в свое время преподавал в нашем институте и имел буквально кумирное влияние на студентов. Однажды в разговоре с молодыми архитекторами он афористично произнес: «Если новое лучше, то эффект положительный». Его тезис в открытую диктовал установку на прием реконструкции исторического центра Иркутска через неуважение к прошлому. Это не что иное как профессиональное чванство тотального обновления. Главным в реконструкции, при всем многообразии целей и сложностей в их достижении, было и всегда остается уважительное отношение к истории, подлинное внимание к тем, кто творил до тебя.
Вы, конечно, не могли не обратить внимания на небольших размеров каменный двухэтажный особняк, что в подошвенной смиренности пребывает в ногах своего высокомерного и холодно беспристрастного соседа. Но даже и такое соседство для архитектурной содержательности города можно считать благоприятным. Дом этот был возведен в первой половине XIX века и, видимо, связан с именем талантливого иркутского архитектора Антона Лосева (далеко не самая лучшая его постройка, но единственная, дошедшая до нас почти без искажений, и потому особенно должна быть дорога). В этом доме жил и плодотворно работал еще в предреволюционное время ставший позднее академиком выдающийся советский ученый Владимир Афанасьевич Обручев, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Я перечислил еще не все титулы и деяния нашего соотечественника, но именно они, а не высокие архитектурно-исторические достоинства постройки помешали В. Павлову и В. Буху, главному архитектору города (потребовалось вмешательство высоких инстанций), осуществить акт беспамятства.
Настораживает и то, что большинство наших преподавателей в своей оценке дома на набережной категоричны и односторонни. В их устах он приводится даже как пример идеального диалога с местной архитектурной традицией. При этом они, с одной стороны, ссылаются на поддержку центральной критики, с другой – присваивают автору категорию тонкого интерпретатора наследия. Но архитектура – многосоставное явление, многоплановой должна быть и оценка ее произведений.
Нельзя оценивать композиционно-образные достоинства объекта изолированно, без понимания того, какую роль он играет в контексте исторического окружения. Поэтому неправомерно утверждать, что дом на набережной контекстуален лишь на том основании, что исторически малоэтажная застройка Иркутска «ритмизировалась вертикалями культовых доминант». Это верно лишь на уровне силуэтного восприятия и формирования речного фасада города. И лишь только это, на мой взгляд, бесспорное достоинство постройки. В остальном же, например, в пластике, ритме членений, решенных, конечно, грамотно, эта вещь в заведомом противопоставлении генетическому коду исторической среды и, как вы заметили, несет явный акцент агрессивности.
Духовная коммуникабельность как черта подлинного искусства и, конечно, архитектуры предполагает творческое использование наследия не только на уровне равноуважительного диалога старого и нового, но, думается мне, и в процессе воспитания такого взгляда в самом архитекторе.
— Но люди, которые определяли развитие исторических городов в наше время, равно как и возведение новых, не всегда проникались ответственностью за будущее. И происходило это, на мой взгляд, из-за отсутствия знаний и профессиональной культуры, самокритичной оценки ошибок, из-за отрицания опыта прошлого. Так постепенно и вырабатывался стереотип победной поступи.
— Когда говоришь с архитекторами, определяющими административную политику развития города, все вроде в их словах умно и правильно.
Но начинаешь вникать и замечаешь накатанную, твердо спрессованную стереотипами мировоззренческую платформу.
Лет десять назад мне довелось беседовать с одним из светил современной архитектурной науки, работающим в институте имени И. Е. Репина. Я принес ему тогда свои исследования по поводу исторической застройки сибирских городов. Он посмотрел и сказал: «Ну что Сибирь, эти города, разве там может быть архитектура?» Вот так: Москва, Ленинград, Новгород, Псков – это архитектура. А Иркутск, Кяхта, Енисейск, Чита, Томск – это так, от нужды возникшее.
Современный архитектор, работающий в историческом городе, мне кажется, должен давать такую же клятву, какую дает будущий медик перед тем, как надеть белый халат. В делах своих он неизменно должен следовать единственно верному постулату: в историческом городе главное не возведение построек, утверждающих твое имя, доминирующих над прочим, вплоть до противопоставления, главное – сохранить старое и приумножить лучшее.
— Процесс развития города непрерывен. Нам не нужен слоеный пирог: вот старое, а вот новое. В своих делах мы должны стремиться к гармонии, тонкому сочетанию современных начал с традициями зодчих прошлого. Чем старше город, чем больше присутствует в нем следов веков минувших, тем наиболее актуально его сегодняшнее значение в формировании личности человека. Уверен, что на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и пристрастий таких выдающихся наших земляков, как драматург Александр Валентинович Вампилов, писатель Валентин Григорьевич Распутин, хранитель Иркутского художественного музея Алексей Дементьевич Фатьянов, во многом оказала влияние именно та историко-архитектурная среда их родного города, тот художественный лик, что все же присущ Иркутску, несмотря на ухищрения новаторско-низвергательных поисков и пятна панельных домов, что, как сорняки, торчат посреди исторической части города.
— Трудно жить в городе, не имеющем старины. В духовной неуютности пребывают многие живущие в таких городах, как Усть-Илимск, Не- рюнгри, Дивногорск и им подобных, слабо вписывающихся даже в изумительное природное пространство сибирской тайги. Понимаете, это не просто антиквариатная потребность поглядеть на старинные постройки или потрогать золотистый корешок старой книги. Нет. Это генетически заложенная в человеке потребность ощущения неразрывности памяти. Нарушение этого оборачивается необратимыми процессами в самом человеке, отражается на результатах его деяний. «Если природа говорит о вечности, – писал в том же очерке «Кяхта» Валентин Распутин, – то людские поселения должны говорить не о тщете человека, ненадолго приходящего в мир, а об остающемся после него тепле. Память – это и есть тепло от человеческой жизни, без тепла памяти не бывает. По тому, как и в каких стенах жили люди, можно судить, чем они жили, была ли их жизнь продолжением народной направленности или ее искривлением».
— И очень дорого приходится сегодня платить за пренебрежительное отношение к архитектуре, которая вместо того чтобы стать матерью пластических искусств давно уже стала у нас придатком строительного производства, профессией, в которой каждый считает себя специалистом. Никого уже не удивляет тот факт, что практически любой дом можно построить сегодня и без архитектора, обойдясь типовым набором модулей, которые всегда под рукой в проектно-конструкторском бюро строительной организации. В результате архитектура оказалась решительно отлученной от искусства, а архитектор превращен в разновидность конторского служащего. Упала престижность профессии, соответственно упало и мастерство.
Как результат всего этого мы видим сегодня и нерациональное использование городских территорий, равнодушие к специфике места, его рельефу, природно-климатическим условиям, особенностям демографического состава, национального уклада жизни населения. А самое печальное в том, что из градостроительного искусства ушел человек с его привязанностью к своему дому, двору, улице, к истории и своеобразию места, где он живет.
— Действительно, вы правы: мы забыли, что архитектура это не только польза и прочность, но еще и красота, во всем и всегда сопровождавшая человека. Вспомним, еще в середине пятидесятых годов вышло указание о борьбе с архитектурными излишествами. Теперь-то мы понимаем, для чего это было нужно – расчищалось магистральное направление для скоропалительного засилья в наших городах и поселках типового безликого домостроения. Именно тогда архитектура и была «выключена» из сферы искусства. На первое место были поставлены вопросы экономической целесообразности, но они дали нам сравнительно положительные результаты лишь на небольшом отрезке времени. Мы считали, что главное – дать человеку жилье, и вовсе не думали, каким оно должно быть. Никогда нельзя выдвигать на первое место чисто прагматические цели. В этом смысле архитектура явилась зеркальным отражением многих наших негативных процессов.
— И потому для ее оздоровления, на мой взгляд, необходим пересмотр главного – принципов типового проектирования. Домостроительные комбинаты, выпускающие типовые конструкции, да еще, как правило, в урезанном виде, – главная и основная причина того упадка в архитектуре наших городов, свидетелями которого мы сегодня являемся. Существующие сегодня формы застройки разобщают людей, не формируют у них чувства хозяина дома, любви к своей улице, району, городу.
Да и откуда оно явится, это чувство, если типовыми стали не только здания, но и планировочные приемы, градостроительные композиции общественных центров, площадей, улиц, что приводит к тому, что на карте Сибири (да и не только этого края) появляются города на одно лицо, в которых десятки одинаковых зданий, школ, магазинов, детских садов, одинаковые вокзалы, даже здания горисполкомов строятся по одному, честно говоря, безликому проекту.
Печальный парадокс этой проблемы еще и в том, что почти каждый считает себя специалистом в области архитектуры. Архитектор изобретает и проектирует одно, строитель на деле создает чуть ли не совсем другое. Ведь не диктует коллектив типографии, как и о чем писать литератору, а кинопромышленность – что снимать режиссеру. Или разве возможно представить себе, чтобы музыканты играли совсем не то, что сочинил композитор ? В архитектуре, как видим, это сплошь и рядом.
— Вопрос еще и в том, что архитектура – это не только сфера самих архитекторов, не только цеховые интересы зодчих. Архитектор сегодня говорит: «Я могу вам спроектировать хороший дом, но вы дайте мне на него заказ. Я, может, и подумаю об уютном дворике, но вы заложите мне условия для него в проектном задании. Я бы мог, допустим, оставить эти дома в исторической среде, но у меня же в задании четко обозначено снести их и поставить на их месте вот это панельно-плоское строение, переработав типовой проект. У меня такое задание, и выше головы не прыгнешь». О чем это говорит? О том, что сегодня отсутствует социальный заказ на архитектуру как средство формирования пространственной среды наших городов, а не как на решение проблемы увеличения квадратных метров жилья.
Чем это оборачивается, мы уже знаем, ощущаем на себе. Это оборачивается не только бездуховностью, самой высокой платой за беспамятство, но и приводит к откровенной трате денег. Нельзя все сваливать на архитектуру, хотя требования к ней чрезвычайно высоки. Надо сегодня обратить внимание и на то, что мощная строительная индустрия застыла в своем развитии и по существу является одной из отсталых отраслей народного хозяйства.
Во все времена выгоднее было строить именно хороший дом, пусть немного дороже, но зато максимально удобный для жизни людей. И нам не придется через двадцать или тридцать лет его ломать, как это сегодня уже в ряде мест происходит с панельными домами. Ведь если посчитать, то в конечном итоге они для нас оказались чуть ли не золотыми, а мы ими заполнили города. Но вновь слышим от руководителей строительства, что задача предоставить к 2000 году каждой семье отдельную квартиру требует все более уменьшать стоимость квадратного метра жилой площади, все серии еще более унифицировать, еще больше экономить на отделке. Такая экономия обойдется в скором будущем слишком дорого всему обществу.
Какая польза от квадратных метров, если не формируется желанный для человека дом, полноценная среда для его жизни? Поставить задачу дать каждой семье квартиру и не уточнить, о какой квартире, о каком доме, о какой среде идет речь, и не считаться с желаниями и потребностями людей – наших настоящих заказчиков, оставлять строителям право решать, что и как строить, – значит идти навстречу новым возникающим противоречиям. Сейчас же мы проектируем индивидуальное жилье, но в нем порой все выхолощено до такого уровня, что дом сам по себе «мертв», в него даже нашу типовую мебель не сразу занесешь и разместишь, не говоря уже о том, что люди, проживающие в нем, разобщены и одиноки.
Мы не закладываем в проекты наших домов варианты: семья молодая, многодетная, бездетная, одинокий человек – их много, но они никак не отражены в архитектурной практике. А ведь все можно делать теми же средствами, нужен лишь другой подход.
В связи с этим встает и вопрос участия в социальном заказе на проектирование не только архитектора, но и социолога и психолога. Если мы сегодня построим дом или квартиру, морально, социально и психологически устраивающую нас, то и через двадцать лет это жилье будет нас устраивать. Не так уж все быстро меняется в архитектуре, и потому несколько десятилетий это уже немало.
Так что, поставив перед собой серьезную задачу решения жилищной проблемы в стране к 2000 году, мы пока еще учли не все в сложности ее реализации. А главное, не всегда правильно понимаем вопрос решения ее экономными средствами.
В последнее время мы изрядно увлеклись возведением высотных построек, часто вовсе не вписывающихся в пространственный ландшафт города. Нам кажется, что рационально используется площадь, а выходит далеко не так. Те же показатели плотности мы можем иметь и при малоэтажной застройке. Возведя одну или две девятиэтажки, мы уже не можем построить рядом другие здания, иначе пространство между ними будет напоминать колодцы.
— В связи с этим нельзя не упомянуть, мне кажется, и о том, как мы используем такой уникальный строительный материал, каковым является обыкновенный кирпич. Одно дело, когда мы из панелей возводим плоское строение, вытянутое или в длину, или в высоту. Но ведь мы и из кирпича умудряемся возвести копию панельного дома. Так и стоят они в ряд, как близнецы- братья, ничем не отличаясь.
— Кирпич является своего рода маленьким строительным модулем, та пластическая гибкость, что заложена в нем, обязывает решать самые разнообразные задачи. Мы вообще должны сегодня говорить о расширении номенклатуры строительных деталей, а по сути дела даже новые серии жилых домов проектируем из одних и тех же типовых деталей.
Индустриализация строительного процесса должна основываться на хорошей строительной базе, и она должна быть гибкой. Вот вы говорили о том, что у нас порой в одном городе десятки одинаковых строений:
типовые кинотеатры, школы, я уже не говорю о жилых кварталах. Все это идет как раз от минимума используемых строительных конструкций при проектировании, застоя в нашей строительной индустрии. Сегодня количества номенклатуры строительных конструкций не хватает, чтобы даже один микрорайон застроить с минимальным разнообразием построек. Количество вариантов должно быть максимально разнообразным, чтобы обеспечить нашим городам художественную и архитектурно-градостроительную содержательность.
В свое время, когда была сделана ставка на решение масштабных государственных задач (жилье – любой ценой!), параллельно шел процесс нивелирования и сведения к нулю социального заказа на архитектуру, которая была бы художественно разнообразна и духовно содержательна.
Среди архитекторов прочно укоренился принцип формально-аналитического мышления: исходили из макета, а не условий среды (делался макет, а где и как он будет «привязан» – дело второе). Все это был результат того самого рывка в шестидесятых годах, когда архитектор в погоне за оптимальным структурным решением смотрел на городское пространство глазами функционалиста. Вследствие этого и был допущен основной идеологический просчет в проектах современных городов, ставших потом образцами для десятков и сотен других.
Думается, что только глубоко изучив наши градостроительные просчеты предшествующих лет, мы будем способны решить поставленную перед нами задачу.
Надо делать ставку на долговременность: строить дома с учетом грядущего, с учетом подлинной архитектуры и внимания к человеку. Да, должно быть и серийное строительство, но серий должно быть больше, они обязаны быть разнообразнее, с учетом строительства и новых районов, и застройки исторической части городов, а также региональных, экономических, национальных условий.
Помните, как говорил великий наш соотечественник Николай Васильевич Гоголь: «Всякая архитектура прекрасна, если соблюдены все ее условия и если она выбрана совершенно согласно назначению строения. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей