Лаптев Александр Константинович (род. 26 декабря 1960 г. в Иркутске), прозаик. Член Союза писателей России. Автор книг «Звездная пыль», «Как я работал охранником», «Благая весть».
Как древняя ликующая слава,
Плывут и пламенеют облака,
И ангел с крепости Петра и Павла
Глядит сквозь них – в грядущие века.
Но ясен взор – и неизвестно, что там –
Какие сны, закаты, города —
На смену этим блеклым позолотам —
Какая ночь настанет навсегда!
Георгий Иванов
Человеку свойственно мечтать о несбыточном и стремиться душой за горизонт. Где бы он ни жил – в знойных тропиках, на оледенелом берегу Арктики, в Америке ли, в Европе, в загадочной Индии, на овеянных древней славой просторах Средиземноморья, – везде ему тесно, во всякое время он безотчетно тоскует и желает получить нечто такое, чему и сам не знает названия. Издали, а особенно через толщу времени, все кажется прекрасным и таинственным, все полно притягательной силы и неизбывного очарования.
Европейца так и тянет сесть в лодку и переплыть безбрежный океан. Американцы с вожделением смотрят на восток (а некоторые – на запад, смотря по месту обитания), все они рисуют в своем воображении величественные картины таинственного мира, вместилища чудес и хранителя волнующих тайн древности. Северяне лелеют в душе мечту о знойном юге, об аравийском урагане и раскаленных песках, точно так же какой-нибудь бедуин спит и видит среди раскаленного марева огромную ледяную глыбу, величественно плывущую по стынущему океану в безмолвии Арктики, где на тысячи километров во все стороны – ни души, ни дымка, ни шепота.
А теперь спросим себя: как обо всем этом рассказать? Как поведать о том чудесном, волшебном, прекрасном – из того, что всех нас окружает? Кто это сделает – местный ли поэт, летописец, краснобай, или залетная птица-златоуст, волею судьбы занесенная в тот или иной заповедный уголок? Но местный житель не замечает всей прелести места своего обитания, все ему привычно до скуки, нет ни в чем загадки. А приезжий – успеет ли проникнуть взором в суть вещей, почувствовать то главное, о чем следует узнать всем? И случайно ли нам больше по сердцу свидетельства третьего лица? Кто лучше всего рассказал о самобытной, полной загадок и чудес Индии? Англичанин Редьярд Киплинг. Кто поведал об Аляске и сделал это так, что, кажется, ничего уже больше не надо, даже и теперь, сто лет спустя? Джек Лондон, южанин до мозга костей. А кто блестяще написал об Европе и всех ее достопримечательностях, да так, что можно уже никуда не ездить? Марк Твен – человек, всю жизнь проживший в Америке и побывавший в Европе лишь однажды, во время увеселительной поездки в кампании таких же, как и он, бездельников (строго говоря). Список этот может быть продолжен – но в этом нет нужды. Даже в уголовном суде, где решается жизнь и смерть человека, для доказательства какого угодно факта достаточно лишь двух свидетелей. А я привел целых три – этим и ограничусь.
Я написал столь длинное вступление неспроста. Передо мной стоит задача почти непосильная – написать на восьми страницах об Иркутске. Это при том, что я не Киплинг, не Лондон и даже не Твен. Хуже того – я родился в Иркутске и прожил в нем всю свою жизнь. Спрашивается: можно ли ожидать от такого человека захватывающего рассказа? Вот я выхожу на улицу и смотрю во все глаза. Что я вижу? Да все то же, что и каждый божий день: улицы, дома, людей. Над головою – небо. Ветер дует. Солнце светит, хотя и не всегда. Зимой – холодно. Осенью – дождливо. Весной тает снег и бегут ручьи. И это все.
Ну а если включить воображение и взглянуть на дело глазами пришлого человека? Если вспомнить, что живешь на Земле ничтожно малый срок, и то, что было в городе сто или двести лет назад, – для тебя тайна за семью печатями? Все мы, безостановочно снующие по улицам Иркутска, понимаем ли, задумываемся ли, в каком городе живем? Что это такое – Иркутск? Счастье ли это, или тяжкий крест? Или ни то, ни се? И что он значил для сотен тысяч людей, могилы которых мы попираем ногами (даже и в прямом смысле, гуляя по аллеям Центрального парка культуры и отдыха, устроенного прямо на кладбище)?
Вот я читаю записки неизвестного мне писателя М. Александрова, оставившего такую характеристику Иркутска первой половины XIX века: «Иркутск имел тогда физиономию чисто сибирского города. В продолжение дня по улицам двигался простой народ: женщины – под накидками, мужчины промышленного разряда – в синих кафтанах, а буряты – в национальных костюмах, с озабоченными угрюмыми лицами. Окна домов, выходившие на улицу, задернуты были постоянно занавесками или закрыты китайскими сторами. Женщины среднего и высшего классов, казалось, вели еще затворническую жизнь и, по моему замечанию, не показывались на прогулки по вечерам, которые так восхитительно хороши в Иркутске весною и летом. Бродя по улицам на закате солнца, когда скатывалась с них волна дневной суматохи, я не слыхал ни одной рулады вокального пения. Все было тихо, как в пустой храмине, только изредка в торговых домах звучали цепи сторожевых собак и раздавался тревожный набат поко- лотки. Если случалось встретить запоздалые дрожки, то они мчались по пустой улице опрометью и моментально исчезали во дворе за воротами. Потом снова воцарялась могильная тишина. Трудно было в то время определить общий характер жителей Иркутска, казалось, он не имел тогда никакого местного колорита. Торговля и нажива – вот два промысла, которые ярко блистали на горизонте иркутском в то время и в центре которого, как в фокусе зажигательного стекла, сосредотачивались жизнь и жизненная деятельность, – и нечему было удивляться: это – первородный элемент, осуществивший самое бытие Сибири».
Без всякого сомнения, это писал поэт (в душе). Да, лица угрюмы, а все окна – задернуты сторами. Но вечера все равно восхитительно хороши, и бродить по улицам на закате – так приятно, несмотря даже на могильную тишину.
А вот что написал об этом же периоде сугубый практик, человек без всякой романтической жилки: «Крупное купечество вело себя сравнительно степенно, но между чиновничеством, мелким купечеством и мещанством царило поголовное пьянство. Да как не пить – в этой жизни, где все сводилось только к интересам брюха!.. Общественных развлечений для большинства горожан, например театра, в то время еще не было и лишь изредка устраивались любительские спектакли. Вместо спектаклей горожане развлекались зрелищем столь частых в то время солдатских учений, парадов и разводов, привлекавших массы зрителей. Не менее народа привлекало гонение солдат сквозь строй и наказание на эшафоте кнутом или на кобылке плетьми уголовных преступников. Однажды наказывали шпицрутенами насмерть каких-то убийц и на эту ужасную сцену любовались даже дамы» (С. Шашков, публицист).
И тут уже, как в известной басне Крылова: кому что близко, тот о том и живописует. Один морковку нарисует, другой – клок сена, третий – капустный кочан – а все в дело сгодится, все – правда (в узком смысле)! Но правда, как известно, состоит из бесконечного множества фрагментов, и это множество по определению невозможно передать на бумаге (потому что не напечатали еще столько бумаги, да и не родился еще человек, способный рассказать обо всем). Вместо этого от свидетеля требуется более-менее правдоподобный рассказ о какой-нибудь характерной частности или самый общий абрис, верно передающий тональность и настрой времени и места.
И вот, после этой дополнительной оговорки, вернусь к основному вопросу: что есть Иркутск – в моей ли судьбе, или в судьбах всего человечества.
Попробуем рассуждать отвлеченно.
Прежде всего, о дате рождения. Иркутский острог основан в 1661 году – одно это может сказать о многом. Сразу намечается фундаментальное смещение масштабов. В России в это время все бурлит, накапливаются силы для решающего броска, для великолепного прорыва, изумившего и напугавшего Европу. Сама Европа находится на пике могущества, все в ней ярко, броско, вызывающе. Как раз в эти годы Людовик четырнадцатый явил миру восьмое чудо света – знаменитый Версальский дворец с его садами и фонтанами, которым позавидовала бы сама Семирамида. В Англии готовилась первая социальная революция. А самые беспокойные и неуживчивые англосаксы все шли и шли на Запад – на свой дикий Запад, готовя будущий расцвет Америки, ее могущество, гегемонию, от которой стонет теперь полмира (а остальные полмира – радуются). И много чего еще происходило в это время. А тут – Сибирь. Нетронутая, неласковая, жуткая в своей первобытной мощи и таинственной притягательности. Как будто не было веков рабства, испепеляющих войн, великих прозрений и страшных потрясений, не было рек крови, инквизиции, не было избиения первых христиан, не было Магомета и Будды. Ничего! Молчащая суровая тайга на тысячи километров. Непуганое зверье, рыбы – немерено. Ягода, комарье, жуткие топи, ледяные реки, и снова тайга, тайга без края и конца. Зачем же шли они, первопроходцы, в эту глухомань? Не то что самолетов или поездов – пеших троп не было! Никаких ориентиров и примет. Шесть тысяч верст от Санкт-Петербурга. Четыре тысячи – в другую сторону, до Тихого океана. Если брать на север – точно не дойдешь. Так же и на юг. Что там, на юге? Индостан? Индокитай? Кто их видел? Где это? На каком свете?
Главное, что остро чувствуется в Сибири, – это пронизывающее чувство какого-то безвременья. Словно ты выпал из общего потока и оказался на другой планете. Здесь все другое! Свой счет времени и своя история. Особый воздух, которым не надышишься. Солнце светит иначе. И мысли тут особенные, ни на что не похожие. Даже и сейчас, в начале XXI века, стоит отойти от города хотя бы на 50 километров да сойти с трассы, шагнуть в тайгу, и уже становится не по себе. Моментально теряются ориентиры, и можно идти хоть до Северного Ледовитого океана и не встретить живой души. Время словно бы остановилось. Целый мир со всеми нерешенными проблемами, с конфликтами, с безумными террористами, с Ближним Востоком и вечно голодной Африкой, с амбициозной Америкой, с дряхлеющей Европой и на что-то надеющейся Австралией – их как бы нет! Нет и не надо! То есть понимаешь отвлеченно, что они где-то существуют, движутся, ропщут, но все это эфемерно, как бы не всерьез. Сибирь никогда не жила заботами остального мира. Возьмем хоть многочисленные иркутские летописи. В них нет и намека на то, что волновало и сводило с ума Россию. Не случайно иркутский градоначальник в 1889 году говорил: «Я сожалею, что не придется послужить обществу полностью четыре года, так как обстоятельства вынуждают меня уехать на известное время в Россию.» Это никакая не оговорка: уехать в Россию. Сибирь – это нечто особое. Было и остается. Здесь не знали крепостного права. Здесь не было крестьянских бунтов. И не было войн – ни освободительных, ни захватнических. Политические ссыльные, которых ссылали в Сибирь партиями и поодиночке, воспринимались местным населением как некое чудо. Вот пришли декабристы, а вслед – их жены. Сразу видно – князья. Культурные, белая кость. Восстали против царя. А что такое царь? Кто его видел? Ну, допустим, молва о нем идет. Но это там, в Расее. А у нас что? Да все то же: тайга, золотишко, промысел, да люд лихой. При чем тут политика? О чем все они там беспокоятся? После декабристов пригнали петрашевцев. Затем – поляков. А уж после – всех без разбору стали слать. Но политические тут долго не держались. Агитировать местное население? Это им и в голову не приходило. Проще встать и пойти пешком на запад прямо через тайгу. Что некоторые и делали. А кто не делал – спивался, сходил с ума, изменял принципам. Альтернативы не было.
Впрочем, многие со мной не согласятся. Я уже сказал, каждый видит то, что хочет видеть. У каждого свой Иркутск. Есть Иркутск политический – со своей ни с чем несравнимой историей. Есть Иркутск религиозный – и это отдельный и очень серьезный разговор (упомянем хотя бы Первосвятителя Иннокентия Кульчицкого, на поклонение к мощам которого уже двести лет идут и едут в Иркутск набожные люди). Есть Иркутск литературный (со своими кумирами). Есть купеческий (и тут свои столпы). Есть Иркутск художественный (со своей «Третьяковкой» и меценатами). Есть Иркутск бандитский (куда без этого!). Есть – этнографический (не будем забывать, что десятки тысяч лет здесь жили буряты, эвены, тофы, куриканы, у них – своя история, полная тайн и прелести. Что мы о ней знаем? Или даже так: хотим ли знать?) И есть Иркутск как географическое понятие – на самом деле место неповторимое, уникальное, достойное восхищения. Всего в 60 километрах от города находится озеро Байкал, то самое, которому 25 миллионов лет! Байкал появился, когда человека и в помине не было! Весь этот регион имеет глубочайшую историю. Сознание при этом совершает два временных скачка. Первый, уже упоминавшийся, – год основания
Иркутского острога. А второй – это эпоха раннего неолита. В лучшем случае, это десятки тысяч лет. Хотя я вполне допускаю, что человек жил здесь сто, двести тысяч лет назад. Но что за этим? То есть что до этого? И снова происходит аберрация зрения. Как будто не было десятков миллионов лет, когда уже образовалось уникальное озеро и жили в нем рыбы, летали птицы, росли цветы, грибы, ягоды. Но некому их было собирать. И непонятно было – для кого все это.
Когда думаешь об этом, начинает кружиться голова. Особенно, если развернуться и поглядеть в другую сторону, попытаться заглянуть в будущее, пронзить завесу времени и принять тот непреложный факт, что впереди у нас те же тысячи, десятки тысяч, миллионы лет! Да, все еще впереди. В этом смысле четырехвековую историю освоения Сибири можно уподобить коротенькому отрезку, черточке, едва прорезавшейся подле густой и мощной полосы; обе они как бы независимы друг от друга и движутся параллельно и едва ли не вразброс. Но неизбежно их слияние в будущем, если мерить сроки тысячелетиями, а под широкой полосой иметь в виду не одну лишь Россию, но все человечество, культурное пространство Земли.
Но не будем заглядывать так далеко. Все равно не уследим. Лучше еще раз взглянем на то, что есть. Я снова об Иркутске, теперь уже о современном. Сразу следует сказать, что в нем не осталось и следа от былого величия и очарования. Прежний облик Иркутска утрачен навсегда. Жалкие остатки его в виде полуразвалившихся почерневших домов в самом центре навевают одну лишь грусть, а местами – ужас. Города, которым восторгался Чехов в 1890 году, более не существует. Могильная тишина улиц, буйная зелень в самом центре, красивые каменные дома, узорчатая деревянная резьба, неторопливость движений и непередаваемое чувство покоя и самодостаточности – все это ушло, как уходит вода между пальцев. Умчалось, словно сказочный сон. Как воспоминание о потерянном рае.
Я не вовсе фантазирую. Мои родители родились в Иркутске. И родители родителей. И даже их родители. Бабушка рассказывала мне о дореволюционном Иркутске, о знаменитом Глазковском предместье, о роще «Звездочка», об удивительной Ланинской улице, на которой стоял фамильный особняк, и о необыкновенной природе, которая начиналась сразу за городом, а лучше сказать, сливалась с городом, так что Иркутск казался частью природы, удивительно красивой, своеобычной, которую мы видим теперь лишь на цветных открытках вековой давности. Все горожане были тогда рыбаками, у многих были лодки и крепкие снасти. Часто выезжали за город, на природу, благо – вот она, рядом. А места до чего красивые! И климат, в общем-то, не такой уж и суровый. Это не Якутия с 60-градусными морозами. Лето жаркое, обильное. Уже в середине мая цвели жарки среди необозримых полей, сочно зеленела трава, в небе заливались жаворонки. Все это среди необъятного простора и вольного воздуха, напоенного благоуханиями тайги. Летом жара доходила до 40 градусов. Но и зима была крепка. 45-градусный мороз бодрил, сухой чистый воздух не обжигал, но словно бы лечил, вливал силы и бодрость. Недаром возникло это словосочетание: сибирское здоровье. Все так и есть. Вернее, было.
Иркутский историк А. Д. Фатьянов приводит в своей книге интересные свидетельства неизвестного автора XIX века: «Прошлое Иркутска полно красоты. Здесь счастливо соединились оба элемента: государственные деятели и купечество. Здесь были выдающиеся генерал-губернаторы Сперанский и Муравьев-Амурский, удачный подбор чиновников – все это сильно действовало на богатое иркутское купечество. Прививалась внешняя культура, начинали интересоваться литературой, вопросами общественной государственной жизни».
Что ни говори, Иркутску много дала так называемая интеллигентная ссылка. Пусть народ в массе своей оставался к этому безучастен, но ведь был здесь и свой высший свет, который и определял политику, формировал дух этого места.
«Иркутск чиновников и купцов получил интеллигенцию – ссыльную, но вдохновенную и блестящую. Князья Трубецкой и Волконский, Поджио и Лунин, Бестужев и Муравьев (Артамон Захарович, член Южного тайного общества, полковник гусарского полка). Появляются аристократические салоны, устраиваются собрания цвета иркутского общества. Губернатор Муравьев-Амурский едет с визитом к ссыльным, что само по себе примечательно и символично. Потом появились выдающиеся поляки: зоолог Дыбовский, геологи Чекановский и Черский, ботаник Кенжинский и археолог Витковский».
Стоит упомянуть и Александра Николаевича Радищева, шесть лет проведшего в Илимском остроге. «Как богата Сибирь своими природными дарами! – писал автор «Путешествия из Петербурга в Москву». – Какой это мощный край!.. Ей предстоит сыграть великую роль в летописях мира». Соглашаясь с таким прогнозом великого провидца, заметим, что осуществился он пока что едва ли на сотую часть. Все наши ожидания принадлежат будущему.
Неизвестный автор пишет: «Торговый Иркутск – прямая противоположность тому же Томску. Томск торговал кожами, салом, шерстью, сырьем; Иркутск – золотом, чаем и дорогими мехами. Со своей тяжелой и громоздкой дешевкой обозами шел томский прасол в Ирбит; иркутянин лихо обгонял его на тройке. Он вез свои товары – золото и меха – в Нижний Новгород, Петербург. Оттуда он вывозил моды, блеск, внешнюю культуру, а порой и сознание собственного достоинства. Томич по копейке откладывал свой капитал: клок шерсти, кусок сыромятины. Иркутянин золото загребал лопатами. Иркутянин – хищник; он обирал охотника-инородца, обсчитывал торговца чаями; рабочие гибли на приисках, но дивиденд был громадный. Бешеные деньги мешали иркутянину стать скопидомом, томич – плебей; иркутянин – аристократ».
В Иркутске были замечательные купцы, просто на зависть.
«Сибиряковы, Трапезниковы, Баснины, Пономаревы, Белоголовые. Они не признавали грошей; давали сотнями тысяч. А. М. Сибиряков жертвует на дело просвещения 950 000 рублей. И. М. Сибиряков – 800 000 рублей, из них 400 000 в фонд рабочих на приисках, Н. П. Трапезников – около миллиона, И. Н. Трапезников – полтора миллиона».
Почти все свое состояние, а это более миллиона рублей, истратил на благотворительность, на нужды Иркутска знаменитый градоначальник Владимир Платонович Сукачев, управлявший городом с 1985 по 1898 годы. Дворянин по происхождению, истинный интеллигент и блестяще образованный человек, окончивший сразу два университета – Киевский и Петербургский, – все свои силы и средства он отдал родному Иркутску. Щедро жертвовал на благотворительность, строил на личные средства больницы и приюты, поддерживал культуру, создал первую в Сибири картинную галерею, содержал на свой счет студентов в Петербурге, финансировал исследовательские экспедиции и завещал городу свою усадьбу, ныне признанную историческим памятником и ставшую музеем. Все это – в разгар революционного движения в России. О чем мог думать в это время житель Иркутска? Какая ему революция? Зачем она, когда власть уже сегодня такова, что лучше и желать нельзя!
Можно, конечно, говорить о том, что Иркутску повезло. Но мне кажется, что в этом везении есть глубоко сокрытая закономерность. Так же как не случайны здесь были Сперанский и Муравьев-Амурский, не случайны Сибиряковы и Трапезников. Так же не случайно Иркутск стал столицей огромного края, простиравшегося от Енисея и Алтайских гор до Северного Ледовитого океана, до Чукотки и даже до Аляски и Русской Америки, которая управлялась из Иркутска, который и снарядил все эти героические экспедиции Шелихова, Баранова, Беринга, Семенова Тянь-Шан- ского, Толя, Шеленко и других отважных исследователей и первооткрывателей. Иркутск находился на последнем рубеже Российской империи и управлял территорией, быть может, большей, чем чиновничий Питер. Степень концентрации власти в Иркутске была даже выше, чем в столице. В самом деле, в западной части России, куда ни пойди, все равно наткнешься на город или деревню. И везде можно жить. Не то в Сибири. Отдельные города здесь – словно светочи средь мрака. В них сосредоточено все: администрация, наука, промышленность, культура, образование, медицина, все надежды и вся боль. Иркутск для огромной территории на протяжении нескольких веков был то же, что Санкт-Петербург для всей России. И даже больше! С этим чувством иркутяне и жили. Пусть безотчетно, но чувствовали свою исключительность и даже незаменимость. Ценность каждого человека, значимость его усилий и самой жизни – здесь и сейчас. Именно это осознание выдвинуло плеяду блестящих, широко образованных государственных деятелей, а также представителей купеческого сословия. В этом смысле они представляют разительный контраст с современным купечеством Сибири (за редчайшим исключением!), замкнувшимся исключительно на деловой стороне и не желающим слышать о благотворительности, о пожертвованиях на науку, культуру, нужды простых людей.
Вот купец XIX века Пономарев составляет завещание: «Употребить все состояние (свыше миллиона рублей. – А. Л.) единственно лишь на пользу человечества, науки и искусства и не оставлять в полную собственность детям, жене и другим родственникам». Почти то же самое делает Иннокентий Трапезников, унаследовавший сказочные богатства своего отца, легендарного купца и промышленника. Некрупные капиталисты тянутся туда же.
И снова свидетельства неизвестного автора:
«Иркутск в это время – умственный центр Сибири. Здесь выходит первая частная газета «Амур» (которую издавал приговоренный к расстрелу и высланный в Иркутск Петрашевский – ну не чудо ли?), открывается первая в Сибири публичная библиотека; здесь крепнет общественное мнение; в хоре сибирских городских дум голос Иркутской думы – самый энергичный. Общественное собрание чувствительно к своему достоинству. Томский профессор С. И. Коржинский справедливо полагает, что университет мог сразу развиваться только в Иркутске и ни в каком другом городе Сибири. В Иркутске самый большой театр в Сибири. К нему подходят слова Белинского: «Идите в театр, живите в нем и умрите, если можете». Иркутский театр – учреждение культурно-просветительное. По действующей инструкции постановка в стенах театра опереток, маскарадов и всякого рода увеселений недопустима. Здесь самая лучшая опера в Сибири. Лучшее место для развития производительных сил трудно отыскать. Весь северо-восток Азии тяготеет к Иркутску. Он – в центре богатейшего каменноугольного района. Разведаны огромные запасы нефти и газа. Кругом месторождения железа, меди, свинца, серебра, марганца. Иркутск расположен на судоходной реке. Его рынок: вся Сибирь, все Забайкалье, Монголия, Китай, Япония, Корея и так далее, вплоть до Америки. Иркутск – центр металлургической промышленности, это Бирмингем Сибири».
Но довольно славословий. Нынче Иркутск, как и вся Сибирь, остро нуждается в помощи. Если в XIX веке к нам прибывали лучшие умы России, то теперь все лучшее из Сибири бежит. Население уменьшается, производственный потенциал падает. Жить становится все труднее. Достаточно сказать о том, что средняя продолжительность жизни в Восточной Сибири на 6 лет меньше, чем в среднем по России, на 12 лет меньше, чем в соседнем Китае, и на 20 лет меньше, чем в Японии. Это – статистика. А что за ней? За ней – жуткая экология (как результат бездумной, хищнической промышленной политики), за ней неустроенный быт с крошечными квартирками и стотысячной очередью на жилье, за ней – тысячи бездомных переселенцев с Крайнего Севера, разгул преступности и наркомании, запустение села, беззастенчивая вырубка лесов и вычерпывание, выскребание, извлечение из богатых недр всего того, что востребовано на жадном до природных ресурсов мировом рынке. Газ, нефть, лес, редкие металлы, золото, пушнина, энергоресурсы – все куда-то утекает, исчезает без всякого следа и пользы. Сибирякам остается лишь отравленный воздух, развороченная земля, погубленный лес и чувство неизбывной горечи. Зачем тогда были четыре века кромешной борьбы с жестокой неподатливой природой? Зачем этот подвиг освоения первобытной земли? Кто пользуется плодами этого всего?
Вопросы эти сегодня остаются без ответа. Но ответ на них будет дан – и это неизбежно. Вопрос лишь в сроках. Будем надеяться, что сроки эти не за горами. Любые перекосы и нестыковки обязаны разрешиться, а иначе просто невозможно нормальное развитие огромного богатейшего края. Сегодня мы можем подтвердить прогноз не только Радищева, но и Ломоносова относительно приращения могущества России богатствами Сибири.
Остается лишь надеяться, что это приращение будет происходить не за счет здоровья и самой жизни сибиряков, но главным образом ради блага сибиряков, для того, чтобы страшная удаленность от культурных центров и сохраняющаяся неустроенность быта компенсировались как материально, так и морально – пониманием своей исторической роли, своего места в длительном и таком непростом процессе освоения огромных территорий, начинающихся сразу за Уральским хребтом и простирающихся так далеко, что не хватит духу все это охватить и осмыслить. В этом смысле впереди у нас тысячелетия многотрудного пути. Иркутск остается форпостом, передовым отрядом, тем пунктом, в котором все началось. Началось – и продолжается. Наперекор стихиям, неверию, усталости и непониманию. В это мы продолжаем верить и на том стоим.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей