Предрассветный Иркутск просыпался неохотно. Сизый, вонючий дым медленно, клубами вываливаясь из закопченных труб, сливался с молочным туманом Ушаковки. Со скрипом открылись огромные заржавленные лабазные замки на смолокурнях, свечных, салотопных, кожевенных и прочих мастерских. Помятые с похмелья мастера, смачно матерясь, разгоняли и без того редких учеников своих за зельем. Начинался обычный трудовой день.
В один из таких дней 25 января 1865 года к одному из редких в Иркутске каменных домов, степенно вышагивая в богатых шубах и куньих шапках, потянулись купцы, золотопромышленники, служители губернского ведомства, городское начальство.
Особый комитет начал свое заседание, получив высочайше утвержденный став на открытие в Иркутске гимназии и прогимназии. Проект об открытии был признан одобрительным. После некоторых дискуссий были утверждены и расходы. Директору при казенной квартире было положено 2000 рублей жалованья, законоучителю за 4 урока — 40 рублей, а ежели он берет на себя обучение пению, то прибавить ему еще 60 рублей, учителю училища при казенной квартире — 800 рублей, на стипендии — 1000 рублей, на учебные пособия — 300 и награды лучшим ученикам — 100 рублей.
Комитет положил считать, что на первый случай должно открыть училище душ на 50.
Рабочих рук не хватало, и предприимчивые промышленники смекнули, что капитал, вложенный в училище, быстро окупится дешевой и, главное, квалифицированной рабочей силой. На 120 с небольшим фабрик и заводов, действовавших в то время в городе, в среднем приходилось лишь по 5 рабочих.
Потому без проволочек были приняты обязательства, что
«пока будет существовать прогимназия или соответствующее ей техническое училище в гор. Иркутске, а их заводы действовать, то будут они (промышленники) давать на содержание по одной копейке с ведра вина, что составит 6 тыс. рублей, и будут вносить их ежегодно».
Следующие по расчету деньги должны были вноситься каждым владельцем в педагогический совет к июню каждого года. Решено было по возможности привлекать к подобному взносу и лиц, которым поручено торговать в пределах. Иркутской губернии, и лицам, приезжим из Енисейской губернии и Восточной Сибири.
Владельцы потребовали, чтобы от каждого завода они могли бы по своему усмотрению помещать на обучение бесплатно по два своих воспитанника.
21 августа 1868 педагогический совет Иркутской прогимназии обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири с просьбой о преобразовании реальной прогимназии в техническое училище на том основании, что нужно ввести в курс обучения такие предметы, как химия и технология, «как существенно необходимые местным условиям».
В рапорте генерал-губернатору инспектор Писарев, делающий ревизию «на предмет успехов и поведения учащихся», доложил, что «воспитанники подготовлены плохо и от них трудно ожидать людей с твердыми познаниями». На этом основании весь класс оставлен на второй год.
По окончании экзаменов выяснились следующие итоги: окончило курс с аттестатом — 5 человек, переведено в старший класс — 111 человек, оставлено на второй год — 25 человек, уволено за неуспеваемость — 2 человека.
8 мае 1874 года открылось ремесленно-воспитательное заведение имени почетного гражданина Никанора Петровича Трапезникова, отчислившего согласно духовному завещанию в фонд заведения 60000 рублей. Отныне в Иркутске учредилось мужское благотворительное заведение для обучения грамоте и ремеслам детей бедных граждан Иркутска и крестьян Иркутской губернии. Преподавание велось по закону божьему, русскому языку и чтению, письму, черчению и рисованию с натуры; для подготовки к ремеслам вводились 4 действия арифметики, ремесла были положены портное, сапожное и башмачное, переплетное, кузнечное и слесарное, токарное и столярное.
Так было на бумаге. Фактически же, как докладывал инспектор, «школа так существовать дальше не может», ибо не только подмастерья, но и мастера большей части люди неграмотные, не понимающие ни чертежей, ни взаимной связи между приемами ремесла. Что же касается учеников, то самый лучший из них не смог назвать даже инструмента, которым пользовался четыре года. Занятия проводились вне всякой программы и системы.
Вот как вспоминает об этом времени старейший воспитанник училища Л. В. Савин:
«...Каждый день мы молились в церкви, зубрили закон божий. Тех, кто смел ослушаться, наказывали: сажали в карцер, секли розгами или просто выгоняли... Да и делали не станки, как сейчас, а сковородки да чугуны. Книги читали только те, что разрешали поп и директор, но тайком знакомились с Чернышевским, Добролюбовым».
Нередко перед министерством ставился вопрос о расширении училища и его базы. Интересно, из какого источника предлагал «изыскивать средства» почетный член совета Шангин:
«Рассмотрев cмeтy приходов и расходов на содержание трапезниковского училища, я пришел к выводу, что расходы можно сократить, назначив срок службы суконной блузы и шаровар два года вместо одного, уменьшить расход на платки на 60 копеек, далее, ввиду большого количества мяса, вкладываемого в котел, получится вполне вкусный бульон, если и уменьшить количество мяса».
Сиропитательный дом Е. Медведниковой положил начало женскому образованию в городе на Ангаре. Как отмечалось во всех докладах, «сие заведение вынесло много перипетий» и лишь к 80-м годам обучение воспитанниц получило какое-то подобие направленности. Вот что, например, написала в своем сочинении одна из выпускниц;
«В Восточной Сибири главный город Иркутск. Замечательный тем, что «в нем находятся мощи Святителя Иннокентия и имеет пребывание генерал-губернатор. Из учебных заведений замечательные: мужская и женская гимназии, духовная семинария, училище для девиц, сиропитательное заведение, в котором я обучалась и закончила курс».
Довольно крупным техническим заведением в Иркутске было горное училище. Управляющий сообщал полицейскому приставу в сведениях о принятых по сословиям:
«Лиц казачьего населения нет, детей потомственных граждан — один, личных — 2, чиновников — 6, потомственных почетных граждан — 1, детей купцов — 1, мещан — 10, крестьян — 4, поселенцев — 1. По вероисповеданию: православного — 24, римско-католического — 2. Многие ученики отчислены за невзнос платы за обучение».
Накануне XX века в среду ученичества проникают революционные идеи. По всем учебным заведениям правительство разослало циркулярные письма, извещавшие об исключении учеников за подозрение в его политической неблагонадежности и за распространение преступных прокламаций. Несмотря за запрет, «преступные прокламации» читались во всех училищах.
В 1909 году главный инспектор народных училищ уведомил начальников учебных заведений, что среди воспитанников получил распространение «Энциклопедический словарь» издания Ф. Павленкова, в коем биографии высших должностных лиц даны в извращенном состоянии, а также имеется объяснение слову «экспроприация». В Иркутске в одном из училищ был обнаружен экземпляр журнала «Наша работа», изданный социал-демократической группой учащихся.
В. И. Ленин в 1913 году писал:
«...Около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования. Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. Четыре пятых молодого поколение осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России».
Иначе развивалось профессионально-техническое образование в Советской стране. Коммунистическая партия всегда придавала огромное значение профессиональному образованию. В декрете от 24 июля 1919 года «О поднятии производительности труда» основное внимание было направлено на распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений.
Для ликвидации технической безграмотности народных масс и удовлетворения промышленности квалифицированными кадрами В. И. Лениным был подписан декрет «Об учебной профессиональной повинности».
За все свое время существования система профтехнического образования ставила своей целью удовлетворить потребность народного хозяйства страны квалифицированными кадрами. И эта главная цель была достигнута.
Б. АБКИН.
* При написании статьи были использованы материалы дипломного сочинения выпускника Иркутского университета Б. Николашина, самостоятельно разработавшего тему «Развитие профессионально-технического образования в Иркутской области». Диплом был удостоен высшей оценки государственной экзаменационной комиссии.
Газета «Советская молодежь», № 120, от 15 октября 1968 г.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей