Одно из первых известий о наличии железной руды в северных районах на территории Иркутской области Восточной Сибири относится к 1641 г. В этот год енисейский посадский человек Андрей Лаврентьев Свечник отыскал наличие железной руды на притоках реки Ангары — Маньзе и Пинчуге. Но дальнейшая реакция по поводу последующего использования сведений Свечника неизвестна. Большое значение имело открытие железной руды по Ангаре, в Илимском уезде. В 1654 г. илимский воевода Т. Б. Оладьин писал в своём донесении, адресованном Сибирскому приказу: «... в нынешнем во 163-м г.... ведомо мне учинилось от иноземцев ясашных людей, что де в Илымском уезде и Тунгуски (таково было название Ангары в её верховьях) реки к горе есть железная руда. И послал я туда служилых людей Игнашку Бутакова да Шестачка Коршунова как ту руду сыскать... И я, холоп твой, ис тое руды велел опыт учинить. А по опыту, государь, из тое руды железо родитца доброе, на всякое дело годится. Да заставить железо варить ис тое приискной руды некого и нанять нечем — в твоей государевой казне денег нет. А на тое рудяной завод надобе, государь, шесть человек до казны 200 рублёв».
Бутаков и Коршунов, исполняя приказ, доставили в Илимск несколько пудов железной руды, из которой в 1655 г. выплавили железо, отправленное для показу в Москву. Но денег, по-видимому, так и не нашлось, и вопрос получения железа из илимских руд отодвинулся на многие годы.
Для проверки других сведений, которые свидетельствовали, что якобы якутские инородцы находили железную руду и выплавляли из неё различные бытовые предметы, прибыли 8 августа из Екатеринбурга в Якутск горные офицеры. Но изыскатели так и не нашли какого-либо заслуживающего внимания месторождения железа.
Иркутским горным специалистам в начале двадцатого века иногда поручали проводить изыскательские работы и в других более отдалённых местах, включая север Якутии, Дальний Восток, Приамурье и др. Так, например, 8 апреля 1905 г. старший геолог Горного Управления горный инженер К. Н. Тульчинский выехал на Чукотку. Его туда командировало Северо-Восточное Сибирское общество для дополнительных геологических исследований. Перед К. Н. Тульчинским была поставлена задача дать заключение о практической пригодности открытых Обществом месторождений железной руды, графита и других ископаемых.
В 1915-1916 гг. производились поиски железных руд в системе реки Вилюя, где в районах Сунгарского и Хочинского улусов во многих местах местными жителями находились выходы магнитной железной руды, по предположениям, высокого качества. Но довершить поисковые работы не удалось — надвигался 1917 год.
Одним из первых (если не первым) металлургических заводов в Иркутской губернии был железоделательный завод в Тельме. В 1731 г. для оснастки судов, предназначенных для большой Камчатской экспедиции Витуса Беринга, на речке Тельминка закладывается железоделательный завод. Образовавшееся около завода селение было названо Тельмой. Но очень интересен один «фактик», проскользнувший в исторической литературе. В этом же году была основана Тельминская суконная фабрика. Серьёзный путешественник и учёный Мартос в своих трудах по этому поводу указывал, что эта мануфактура основана «на запустелом прежде того бывшем железном заводе». О каком «прежде того бывшем» заводе сообщает Мартос? Видимо, речь идёт об Арсенале, существовавшем на этом месте с начала восемнадцатого века. На Арсенале изготовляли пушечные металлические снаряды, а взрывные элементы доставлялись из западных районов России.
Тем не менее, в 1732 г. начал свою работу первый в Восточной Сибири железоделательный завод в Тельме. Первой же его продукцией были различное оборудование и инструменты из железа для Камчатской экспедиции.
В 1739 г. к востоку от реки Верхней Бугульдейки, впадающей в Байкал, недалеко от реки Анги (в 25 километрах от Качуга) иркутский купец Фёдор Ланин устраивает железоделательный и чугунолитейный завод. Завод выпускал товары народного потребления: чугунную посуду и сельскохозяйственное оборудование из железа (лемехи, топоры, лопаты, кайлы и т. п.). В своих летописных записках Антон Иванович Лосев писал, что Ангинский железный завод находился «от Иркутска к востоку в 180, а от Байкала в 12 верстах при реке Анге, между гор в пади. Потребные леса для завода имеются в близости, железной руды, извести и горного камня там много. В первый раз на нём выделывалось в год железа более 10 000 пудов и немалое количество чугуна в разных поделках, в посуде и иных вещах. Обработанное железо и чугунные вещи удобно доставлялись в Иркутск водою по реке Анге, морю Байкалу и Ангаре».
Вблизи железорудного месторождения у слияния рек Мыкырты и Баляги в Забайкалье в 1788-1789 гг. строится Бутыгиным завод, который уже в 1791 г. переходит в собственность государства. Первоначально завод был небольшим, включавшим в себя: домну, формовочное и молотовое отделения, якорную фабрику и ряд других мелких вспомогательных подразделений. Завод был передан под начало Управления Нерчинскими заводами. И с этого времени в честь императора Петра I стал именоваться Петровским. Этот завод из года в год набирал силу, увеличивая объём выпускаемой продукции и её разнообразие. Уже в XIX в. Петровский завод стал одним из крупнейших заводов в восточных районах России. Продукцию завода можно было купить почти во всех населённых пунктах от Урала и до Дальнего Востока. Например, в мае 1864 г. в Иркутском Горном Комиссионерстве продавались разнопрофильное железо и изделия Петровского завода. Среди продаваемого товара были: железо полосовое и четырёхгранное по цене 3 руб. 10 коп. за пуд, железные литые шины по цене 3 руб. 20 коп., сталь выдержанная разного профиля по цене 4 руб. 37 коп., доски кухонные гладкие по 2 руб. 53 коп. и три чугунные двухпудовые (по 3 руб. 35 коп.) и однопудовые (по 3 руб. 61 коп.).
Летом 1790 г. купец П. В. Артёмов в устье правого притока Ангары реки Уляхи, вблизи от Усолья, начал строительство нового чугуноплавильного завода. П. В. Артёмов ещё в середине восьмидесятых годов в устье реки Уляхи, впадающей в Ангару немного выше Олонского селения, купил небольшую мельницу. Лес для строительства и железное сырьё поставлялись на завод по договору с крестьянами Вельского острога. В 1791 г. окончен строительством Артёмовский чугуноплавильный завод, который вырабатывал до 9000 пудов в год чугуна, что было в 1,5-2 раза меньше, чем выпуск чугуна Петровским заводом. На завод для работы приглашались мастеровые с нерчинских и алтайских заводов, а рабочие набирались из местных забайкальских крестьян, иркутских цеховых и мещан, с которыми заключались специальные договоры.
На севере Иркутской губернии (недалеко от Заярска) вблизи бассейна реки Лены в селе Лучиха с 1894 г. действовал чугуноплавильный завод.
Некий предприниматель Ф. В. Косырев нашёл в 30 верстах от города Иркутска руду, из которой можно получить выход чугуна хорошего качества до 50%. Надеясь на это своё открытие, он в декабре 1887 г. запускает в Иркутске небольшую чугунолитейную мастерскую. Здесь же Ф. В. Косырев организовал участок для литья из меди и её сплавов.
Намного позднее, а именно в начале 1916 г., предприниматель Виник обратился в Строительное отделение Иркутского Губернского Управления с ходатайством о разрешении на постройку в Иркутске чугунолитейного завода. Но этому помешали осуществиться последующие события.
При мастерских Промышленного училища 15 декабря 1895 г. открылось чугунолитейное отделение. В этот день была совершена первая плавка. Здесь выплавлялись заготовки весом до 28 пудов. Для чугунолитейного отделения была построена специальная кирпичная пристройка к зданию самих мастерских. На строительство помещения отделения и на его оборудование пожертвовал деньги Пётр Александрович Сиверс. А земельный участок был куплен у соседа мастерских за 7000 рублей, которые училищу даны были в долг Николаем Львовичем Родионовым. Устроенное отделение имело место и возможности производить плавку в тиглях меди и её сплавов.
В июне 1910 г. в Ремесленном заведении Н. П. Трапезникова устраиваются взамен старых новые мастерские в специально построенном для них кирпичном здании. Машины для мастерской были приобретены в Лейпциге на фабрике Кеппен. Обслуживали их специально приглашённые мастера. Новые мастерские выпускали чугунолитейной продукции намного больше старых мастерских.
Иркутск также имел свой гвоздеделательный завод, открытый в Знаменском предместье 1 марта 1907 г. Завод покрывал полностью потребность в гвоздях всей Иркутской губернии.
Литьё меди и её сплавов, кроме как в упомянутых выше мастерских, в Иркутске производилось в действующем с 1877 г. медеплавильном заводе, который размещался в Ремесленной слободе. Это был небольшой заводик, производящий отливки в небольших количествах. Через 30 лет, видимо, потребность в медных заготовках возросла. И, как сообщает летописец Н. С. Романов в своих записках, в январе 1907 г. «в Москве образовалось Общество с капиталом в миллион двести тысяч рублей для постройки и оборудовании медеплавильного завода». Но эта затея не была осуществлена.
Для обеспечения металлической продукцией развивающегося углепромышленного района, а также, хоть и в небольшой мере, потребностей железной дороги в селе Черемхово действовал чугунолитейный завод П. К. Щелкунова.
В связи с предстоящими гигантскими работами по сооружению Великого железнодорожного пути вставал вопрос об изготовлении большого количества рельсов. Для решения этого вопроса в Санкт-Петербург в 1893 г. выехал генерал-губернатор Восточной Сибири А. Д. Горемыкин, под председательством которого 23 января того же года начались заседания Комиссии по выбору места размещения рельсового завода в Сибири. Впоследствии изготовление рельсов было поручено Николаевскому железоделательному заводу.
Источник: Иркутские повествования. 1661 — 1917 годы. В 2 т. /Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей