В Иркутске существует немало интересных архитектурных решений, так и оставшихся на бумаге. Продолжается обсуждение судьбы блока А администрации города Иркутска, больше известного как "дом на ногах". Однако в городе есть немало объектов, судьба которых в чем-то схожа с судьбой "дома правительства". Они могли бы украсить областной центр, но остались только на чертежах. Многим гениальным задумкам архитекторов так и не суждено было сбыться. Основными причинами остановки строительства назывались в свое время различные постановления правительства, изменения политической и экономической ситуации в стране, но в большинстве случаев на строительство банально не хватало денег.
Одним из нереализованных проектов являлся железнодорожный вокзал. Проект создан в 1978 году архитектором Виктором Шматковым.
— Кроме железнодорожного вокзала предполагалось создание транспортного узла, в котором будут совмещены автовокзал и речной порт, — рассказывает Люциан Антипин, член ИРО Союза архитекторов России. — Все сообщения, кроме воздушных, были объединены в одном месте.
Идея совмещенного транспортного узла не нова, такие объекты есть в нескольких европейских городах. Внешне, по словам архитектора, узел должен был выглядеть как объемное сооружение над железнодорожными путями. На первом этаже вокзала — пути, а все перемещения пассажиров предполагалось организовать на втором этаже, на высоте 5—6 метров от проезжей части, машин и трамваев. Там должны были располагаться кассы, комнаты отдыха, камеры хранения. Пассажиры, купив билеты, могли бы свободно пройти к своим составам по многочисленным лестницам, эскалаторам.
Для Иркутска такой транспортный узел, конечно, был бы необычен. Летом можно было добраться на речном транспорте до нужного места, а автовокзал должен был функционировать круглый год. Существующие здания вокзала по проекту могли использоваться в качестве административных зданий, музеев железной дороги. В одном месте с вокзалом планировалось организовать почтамт, гостиничный комплекс.
Кроме размещения автовокзала на предмостной площади проект предполагал организацию двух крупных транспортных развязок в районе привокзальной площади и в районе предмостной. Проект был одобрен заказчиком — администрацией железной дороги, но строительство так и не началось.
Дворец гражданских обрядов должен был стать универсальным зданием. По задумке архитектора Бориса Хадеева здесь планировалось не только регистрировать браки, но и совершать другие гражданские обряды: проводы в армию, вручение паспортов, регистрацию новорожденных, свадебные юбилеи, а также планировалось заверять нотариальные акты. Исходя из целей проект здания отличался сложной композиционной структурой. По проекту здание имело несколько входных групп, чтобы обеспечить одновременное проведение разноплановых мероприятий.
Один зал был рассчитан на большое количество посетителей — просторный, торжественный, с высокими потолками. Вход в большой зал планировалось сделать свободным, с широкими лестницами. Для интимных мероприятий предусматривались невысокие камерные помещения с отдельными входами.
— Коробка здания была уже возведена, но неожиданно стройка остановилась. Теперь уникальный объект искажен и приспособлен под автомобильный центр, — сожалеет Люциан Антипин.
Комплекс областной библиотеки на 2 млн томов должен был стать крупнейшим на территории Сибири, по примененным современным технологиям значительно превосходящим все аналогичные объекты.
Детальнейшим образом была проработана планировочная структура, включающая лекционный зал, кинозал, читальные залы, научные кабинеты, другие специфические помещения и фонды хранения.
— Функциональная внутренняя планировка находила свое выражение на фасаде здания, — вспоминает Люциан Антипин. — Небольшие помещения в библиотеке предназначались для работы научных сотрудников, студентов. Интеллектуальная работа требовала сосредоточенности и тишины. Поэтому в архитектурном исполнении такие уютные комнатки выглядели кельями.
Для строительства были подобраны интересные материалы, цветовой контраст — белый с красным. Словом, в Иркутске могла бы быть уникальная библиотека с характерной архитектурой. Но и этот проект остался на бумаге.
Этот более свежий проект задумывался как универсальный спортивный зал на три тысячи зрителей с крытым искусственным льдом.
Инициатором идеи строительства Ледового дворца выступил тренер детской хоккейной команды "Олимпия" Сергей Огородников. Юные хоккеисты с завидной регулярностью занимали призовые места на соревнованиях разного уровня. Опытный тренер предвидел, что его воспитанники рано или поздно его покинут, так как возможностей для развития иркутского спорта не было. Не было будущего у команды. Подросшие "олимпийцы" уезжали в другие города, играли в других клубах.
Администрация Иркутска задумалась о строительстве оздоровительного объекта, так как назрела необходимость подстегнуть развитие спорта области и способствовать поддержанию здорового образа жизни населения областного центра.
Проект был подготовлен группой архитекторов ОАО "Иркутскгражданпроект" в 1999 году.
— Этот каток планировалось построить многофункциональным, — говорит один из авторов проекта Сергей Карпов. — Не только для хоккея, но и для занятий фигурным катанием. При экстренном таянии льда за 12 часов можно было использовать площадь в качестве концертной площадки. Кроме того, использовать площадку можно было бы для проведения баскетбольных матчей, соревнований по боксу. Возможности трансформации зала были безграничны.
Ледовый дворец планировали сделать трехэтажным. На первом этаже — лед, в том числе тренировочное поле, позволяющее проводить тренировки фигуристов и хоккеистов. Кроме того, проектировщиками были предусмотрены четыре раздевалки, четыре кафе. На втором и третьем этажах планировали построить галерею, позволяющую распределять загруженность зала. Трибуны в Ледовом дворце предусматривались в три уровня.
Инвестором строительства выступила администрация города Иркутска. Порядка 30% средств от требуемой на строительство суммы было выделено мэрией. С началом финансирования строительство пошло довольно быстро. Почти за год коробка была возведена, металлические конструкции смонтированы. А потом деньги закончились.
Объект перестал финансироваться городом. Впрочем, по мнению проектировщиков, остановка строительства была закономерна. Это единственный объект на Востоке, который планировалось построить за счет местного бюджета. Все объекты такого рода в Хабаровске и Чите были построены с привлечением частных инвесторов. Мэрия изначально не рассчитала свои силы. В 2006 году была подана заявка в федеральный бюджет о выделении 300 миллионов рублей. Это половина от требуемой на окончание строительства суммы.
Однако для выделения денег проект должен был получить положительное заключение Главэкспертизы в Москве.
— Главэкспертиза, естественно, стоит на страже государственных средств, — считает Сергей Карпов. — Поэтому специалисты с особой тщательностью рассматривают все объекты, на которые запрашиваются деньги. Если бы каток был более чемоданистый, простой, незамысловатой формы, заключение было бы получено раньше. Сначала у специалистов ведомства возник вопрос по архитектурным излишествам объекта. Позже этот вопрос был снят, но возникли другие — по поводу внутренних архитектурных решений. Год назад заключение в конце концов было получено. Проект получился приличного современного уровня.
Еще один проект водно-оздоровительного комплекса со спортивным бассейном в 25 метров и водными аттракционами, как в классическом аквапарке, также не получил развития.
— Какой ваш последний крупный проект?
— Наверное, это объект на привокзальной площади. Работа над ним началась давно, где-то в 1976 году. Он предполагал создание крупного транспортного узла: вокзал и новый автовокзал. Кроме того, гостиницу среднего класса для рядовых граждан и дорогой отель для богатых людей, большой ресторан. От улицы Маяковского предусматривалась прогулочная зона, выходящая на крышу ресторана. Затем — переход над автомагистралью, вокзалом и железнодорожными путями на берег Ангары. На крыше гостиницы располагалось кафе и видовой павильон, с которого открывалась панорама практически на весь Иркутск, за исключением той части, которую закрывает Глазковская гора.
— И какова судьба проекта?
— Пока у железной дороги нет средств для его реализации.
Из интервью с Виктором Петровичем Шматковым (февраль 1995)
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей