Валерий Иванович Инкижинов (25 марта 1895, Боханский аймак Иркутской губернии (по другим сведениям г. Иркутск), Российская империя – 26 сентября 1973, г. Брюнуа, Франция) — киноактёр, режиссёр кино и театра, педагог.
В 1915 после окончания гимназии поступил в Петроградский политехнический институт. Занимался в студии Мейерхольда.
«Инкижинов покорил всех нас, а особенно Мейерхольда, своей виртуозной акробатической и пластической техникой. Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные, напоминающие пластику тигра, кошки», — вспоминала актриса А. Смирнова-Искандер.
В 1920 Инкижинов переехал в Москву, учился в мастерской Льва Кулешова, работал в театре Мейерхольда, был его ассистентом на постановке спектакля «Смерть Тарелкина».
«Мы собирались у Кулешова, в просторной, холодной комнате, — вспоминал Инкижинов, — занимались всем: кино, физкультурой, лекциями, готовкой… В одном углу Пудовкин разыгрывал пантомиму. В другом Эйзенштейн делал монтажные опыты. Кулешов приходил, уходил, давал совет здесь, исправлял ошибку там…»
В 1925, исполнив небольшую роль в фильме Кулешова «Веселая канарейка», Инкижинов готовился к съемкам фильма «Базар похоти» по сценарию Тараса Немчинова (то есть Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна). По ряду причин фильм не был реализован.
Снял в качестве режиссера три фильма: «Расплата» (1926), «Вор» (1927), «Комета» (1929 год), которые не сохранились.
В 1928 исполнил главную роль в фильме Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана», который принес ему всемирную известность.
Участие во франко-английском фильме «Битва» (La bataille / The Battle, 1933) Виктора Туржанского стало его первой работой во Франции. Сильный русский акцент и выразительная восточная внешность навсегда определили его амплуа: во Франции, в Великобритании, Германии и Италии он играл персонажей загадочного Востока — индусов, китайцев, корейцев, японцев. Так было в фильмах «Полицейское дело 909» (Polizeiakte 909, 1933 год) Роберта Вине или «Шанхайская драма» (Le Drame de Shanghai, 1938 год) Георга Вильгельма Пабста. В немецком пропагандистском фильме «Бедствие фризов» (Friesennot / Dorf im roten Sturm, 1935 год) исполнил роль советского комиссара.
В 1930 Инкижинов отказался возвращаться в СССР из Парижа, где он оказался в составе группы членов Союза кинематографистов СССР. Шедевр немого кинематографа из Советской России был восторженно встречен французской публикой. Наступило время возвращаться на родину. Маститые режиссеры Михаил Ромм и Всеволод Пудовкин прощались на вокзале со столицей Франции. В последний момент появился Валерий в длинном пальто и широкополой шляпе. Он принес с собой бутылку шампанского и нервно ее открыл. "Давайте выпьем на прощание, — сказал он, и после паузы добавил: — Со столицей Франции". Успели выпить по бокалу вина, и машинист дал пронзительный гудок. Пассажиры стали расходиться по своим купе, поезд тронулся от перрона. Через полчаса проводники сообщили, что Валерий Инкижинов перед самым отправлением сошел с поезда.
Пудовкин и Мейрхольд не знали, что в личной жизни их ученика и соратника произошло несчастье. Жена Инкижинова — Мария Аргунова-Долгорукая — заболела базедовой болезнью, а в Союзе тогда не делали необходимой операции. Женщина поехала к родственникам в Париж и взяла с собой маленькую дочь Ирочку. Незадолго до заграничной командировки Инкижинов получил телеграмму, в которой сообщалось, что девочка при смерти. В столице Франции вместо долгожданной встречи с семьей Инкижинов попал на похороны дочери. Он просто не мог оставить безутешную жену и решил повременить с отъездом в СССР.
Постепенно актёр начал сниматься в европейском кино. Когда же истек срок его пребывания за рубежом, Инкижинов пришел в посольство с просьбой дать отсрочку. Там он получил грубый отказ. Инкижинов опешил и вышел из чиновничьего кабинета. В Москву он решил не возвращаться. Так началась зарубежная эпопея одного из родоначальников отечественного, российского кинематографа.
Недолгое время Инкижинов переписывался со своим другом — актёром Петром Репниным, но в 1931 Репнину было запрещено переписываться с эмигрантом. В годы хрущевской оттепели переписка возобновилась, но приехать в Москву без официального приглашения Инкижинов отказался. Изредка в Доме кино в Москве показывали фильмы, где можно было увидеть актёра Инкижинова.
Инкижинов вообще часто снимался в фильмах на русские темы — «Волга в огне» (Volga en flammes, 1934) Виктора Туржанского, «Михаил Строгов» (Michel Strogoff, 1956) Кармине Галлоне, «Триумф Михаила Строгова» (Le Triomphe de Michel Strogoff, 1961) Виктора Туржанского, «Врач из Сталинграда» (Der Arzt von Stalingrad, 1958) Гезы фон Радвани. Всего в эмиграции Инкижинов снялся в 44 фильмах.
Валерий Инкижинов умер 26 сентября 1973 в предместье Парижа. Его могила расположена в самом центре кладбища российской элиты Сен Женевьев де Буа. Недалеко от могилы Инкижинова стоит надгробие русского писателя Ивана Бунина. Рядом находятся могилы жены и дочери великого актёра.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей