Основу духовной культуры бурят составляет комплекс духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского этноса. В условиях, когда в течение долгих веков население Прибайкалья испытывало на себе влияние многих народов Центральной Азии, а позже и с пребыванием в составе России, в силу того, что Бурятия оказалась на стыке двух систем культуры -— западно-христианской и восточно-буддийской, культура бурят как бы трансформировалась, оставаясь по виду прежней.
Фольклор бурят — устное народное творчество, стал складываться ещё в дочингисхановские времена, он был формой познания жизни, художественного восприятия окружающего мира.
Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры — эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Улигеры: «Абай Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Айдуурай Мэргэн», «Ерэнсэй», «Буху Хаара». Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители (улигершины).
Известные улигершины: Маншут Имегенов, Пёохон Петров, Парамон Дмитриев, Альфор Васильев, Папа Тушемилов, Аполлон Тороев, Платон Степанов, Майсын Алсыев.
Сказители легенд о Гэсэре назывались гэсэршинами. Дуунууд — песни-импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие. Сказки трёхчленные — три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей. Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.
Традиционная светская литература бурят включала также ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств. Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты — единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.
Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур — энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом.
После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. Это означало разрыв с предыдущей литературной традицией. При этом шло освоение европейских литературных форм и массового светского образования на русском и на бурятском языках.
В 1922 году был издан первый сборник стихов Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинов) «Цветостепь». Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон): «Луна в затмении» (1932 год), «Отравление от брынзы» (1935 год).
В конце 1930-х бурятские писатели начинают писать книги для детей и литературно обрабатывать народные сказки. Это в первую очередь литературные сказки Б. Д. Абидуева: «Сказка о козленке Бабане», «Оседлавший тигра», «Шалай и Шанай», «Котий Батор», «Летучая мышь», «Храбрый козленок Бабана». Вслед за ним начинают выходить сказки А. И. Шадаева и др.
В 1949 году в Улан-Удэ публикуется первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Т. Тумунова. За ним последовали романы X. Намсараева «На утренней заре» (1950 год), Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952 год), «Вдали от родных степей» (1956 год). Ж. Т. Тумунов в 1954 году написал свой второй роман «Золотой дождь».
Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника.
"Намгар" — фольклорный ансамбль, проект Намгар Лхасарановой, московский коллектив, посвятивший себя музыке бурят и монголов. С одной стороны, миссия группы заключается в том, чтобы воскресить уходящие жанры творчества кочевников — бурятские плясовые песни нэрьеэн и ёхор, «песни кольца», песни монгольской старины о красавицах и героях, о могучих скакунах. С другой стороны — это поиск нового музыкального языка, где электрические шумы напоминают о том современном пространстве, в котором ныне живут старинные кочевые мелодии.
Состав:
Группа в нынешнем составе собралась в январе 2001 г. Ее вдохновителями стали Намгар - известная среди бурят певица, и ее муж, бас-гитарист Евгений Золотарев (Селенга), с которым она выступала и записывалась с 1980-х годов в Улан-Удэ и Москве. В 1990-х гг. Намгар неоднократно получала приглашение на международные фестивали в Норвегии, Франции и США. Ее зарубежные выступления происходили в таком составе: Намгар - вокал, ятага, Женя чанз. К ним присоединялся заслуженный артист Бурятии монгол Баттувшин (Mandukhai Ensemble, Бадма Сэсэг), мультиинструменталист, исполнитель на флейте лимбэ, владеющий техниками горлового пения.
В 2001 году он был занят музыкальным проектом в Улан-Удэ, и Намгар с Женей решили создать полноценное звучание за счет московских ресурсов. К ним присоединились учащиеся в Москве монгольские музыканты Урна и Алтангэрэл, которых до этого можно было услышать на торжественных приемах в монгольском посольстве. Урна (Хан Богд) - дочь известного монгольского композитора Жамьяна - привнесла в группу виртуозное владение ятагой и исключительное знание монгольской музыки. Алтангэрэл дополнил группу звучанием древнего смычкового инструмента морин хуур. Морин хуур, вероятно, один из предков европейских смычковых инструментов, и в то время, как многие молодые музыканты поддаются соблазну игры на морин хууре как на виолончели, Алтангэрэл бережно сохранил приемы монгольской традиции. Он также иногда дополняет звучание группы элементами горлового пения. В группу также вошли представители московской дизайнерской тусовки - известный дизайнер Юрий Балашов (Желтый Синяк и проект Волга) и его коллега Саша Холоденко. Юрий играет на инструменте собственного изобретения - коряге, на тибетской поющей чаше и на перкуссии. Саша Холоденко - перкуссионист, еще он играет на алтайском варгане - хомусе.
В последнем составе группа с марта 2001 г. выступала в московских клубах, а в июле съездила на норвежский фестиваль Ридду-Ридду Последние крупные события в жизни группы — запись трека с группой Аквариум (для будущего альбома Аквариума) в сентябре и два выступления на московской выставке скульптора Даши Намдакова в октябре 2001.
В конце 1980-х коллектив молодых учителей Обусинской средней школы стал выступать на различных районных и окружных конкурсах, и в 1987 году ансамбль завоевал звание народного. В 1992 году в селе прошел 90-летний юбилей писателя А.И. Шадаева, и было встречено проносимое по селам Прибайкалья Знамя Гэсэра.
Во время смотра-конкурса «Гэсэр» в апреле 1992 года победу одержали представители ансамбля П. Барлуков и И. Ахтамов, в номинациях "юный улигершин", и "юный онтохошин-сказочник". В 1993 году ансамбль занял первое место на Международном фестивале детских ансамблей в поселке Усть-Ордынский, а Павел Барлуков и Иннокентий Ахтамов приняли участие в фестивале монголоязычных народов в Улан-Баторе (Монголия).
Новый импульс ансамбль получил в 1996 году, когда художественным руководителем ансамбля стала молодой специалист Анна Эдуардовна Базарова, и под её руководством коллектив занял 1 места на районной и окружной научно-практических конференциях «Семья и брак у западных бурят», где они демонстрировали инсценировку старинного свадебного обряда.
Летом 1996 года обусинцы, победив на районном Сур-харбане в селе Оса, приняли участие в окружном Сур-харбане в селе Баяндай, где несмотря на то, что места не определялись, произвели фурор.
В феврале 1997 года ансамбль выступает на празднике Сагаалгана - Нового Года по восточному календарю в дни осинско-боханского землячества в г. Улан-Удэ, впервые на большой сцене — сцене Бурятского драматического театра, снимается на бурятском телевидении. Ректор БГУ Калмыков вручил ансамблю кубок, который был получен ансамблем БГУ во Франции.
В начале марта ансамбль выступает на областном Сагаалгане в Иркутске, на сцене Музыкального театра. В конце мая коллектив впервые выступает под именем «Убэсын аялганууд» — «Обусинские напевы», на фестивале детских фольклорных коллективов в Усть-Орде, где в острейшей конкуренции с ансамблем из Нагалыка (Баяндаевский район) становится первым лауреатом.
Летом ансамбль вновь побеждает на районном Сур-харбане, выступает перед участниками международной археологической экспедиции в с. Рассвет Осинского района, перед съемочной группой канала BBC, снимавших учебный фильм о Прибайкалье.
В сентябре 1997 года «Обусинские напевы» вместе с государственным ансамблем «Степные напевы» выступает в Москве на юбилее столицы, в Коломенском и ВВЦ (ВДНХ). В течение 1998 года коллектив вновь записывает в свой послужной список различные выступления и победы, вновь выезжает в Улан-Удэ на Сагаалган.
В 1999 году ансамбль и его представители участвуют в окружном конкурсе «Гэсэр» в селе Хадахан Нукутского района, там молодой выпускникБоханского педучилища Владимир Балдаев удостаивается звания «Гэсэр-99», весной ансамбль выступает перед съемочной группой РТР. В том же году «Обусинские напевы» выступают перед делегатами Ассоциации парламентов Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов.
Зимой 2000 года, на окружном празднике-конкурсе «Дангина-Гэсэр», сразу три представителя ансамбля победили по трем номинациям — "Юная Дангина" - Пахалеева Света, "Юный Гэсэр" — Бато Касьянов, и "Хатан-госпожа" — руководитель ансамбля Анна Базарова.
Летом 2000 года на окружном Сур-Харбане в поселке Кутулик студентка БГУ Ольга Балдаева из Обусы занимает первое место в конкурсе красавиц округа, и удостаивается звания "Мисс Усть-Орда-2000". Весной 2001 года юные Дангина и Гэсэр с частью ансамбля выезжали на дни культуры Усть-Ордынского округа в Агинском округе. Также весной солистка «Обусинских напевов» Катя Ильина занимает 1 место на районном конкурсе «Мисс Оса-2001».
Летом 2001 года коллектив занимает 2 место на окружном Сур-харбане в Бохане, участвует во внеконкурсной программе передачи «Утренняя звезда» (ОРТ). Несмотря на то, что состав ансамбля постоянно меняется — выпускники школы — участники ансамбля поступают в вузы и колледжи, «Обусинские напевы» по-прежнему является сильнейшим детским фольклорно-этнографическим ансамблем Усть-Ордынского округа. И одним из ведущих фольклорных ансамблей, считая и "взрослые".
Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал» образован объединением Государственного театра танца "Бадма Сэсэг", Государственного театра песни и танца «Байкал» и оркестра народных инструментов им. Чингиза Павлова Бурятской государственной телерадиокомпании. В творчестве театра представлены песни и танцы бурят и других народов, проживающих в Бурятии, так же танцы народов Азии. «Байкал» показывает красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и в то же время создавая новые формы и средства художественного выражения. Демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного эстрадного искусства.
Костюмы театра «Байкал» выполненные профессиональными мастерами в традиционной манере различных народов, представляют собой уникальную палитру из шелков, бархата, парчи, мехов, кожи, сложных орнаментов и узоров. Благодаря этим потрясающим костюмам у зрителей остаётся неповторимое ощущение присутствия на народном празднике, пронизанным духом древних кочевников.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей