Новости

Николай Салацкий в зеркале СМИ

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Николай Салацкий носил в теле 35 осколков и пулю, застрявшую в бедре. Врачи боялись взяться за извлечение этих напоминаний о войне
Николай Салацкий носил в теле 35 осколков и пулю, застрявшую в бедре. Врачи боялись взяться за извлечение этих напоминаний о войне
Источник: Восточно-Сибирская правда
Николай Салацкий с японской делегацией на Байкале
Николай Салацкий с японской делегацией на Байкале
Источник: Восточно-Сибирская правда

Иркутяне среднего и старшего возраста хорошо знают имя Николая Салацкого, проработавшего 18 лет председателем Иркутского горисполкома– Работал он здорово, – говорит Анатолий Геевский. – Но подходы у него были «чапаевские» – шашку наголо и вперёд. Конечно, не всем это нравилось. Увлекающийся был человек и, когда надо, ни перед чем не останавливался, даже с областными руководителями мог драться за город. Часто ему за это попадало, но никогда не останавливало.

В конце апреля 1944 года Николая Салацкого избрали первым секретарем Усольского ГК ВЛКСМ, а через год — секретарем Иркутского обкома ВЛКСМ по кадрам. В Иркутске негде было жить. Более полугода Николай Салацкий работал и ночевал в своем кабинете. Жена Валя с маленьким сыном жила в Усолье, куда Николай приезжал один раз в неделю, чтобы напилить дров и как-то помочь семье.

Через полгода Салацкий перевез жену и сына в Иркутск, на частную квартиру. Только в конце 1945 года ему дали комнату в 16 квадратных метров в трехкомнатной полублагоустроенной квартире. В марте 1946 года Николая Францевича избрали вторым секретарем, а через год первым секретарем обкома ВЛКСМ. Экзамены за среднюю школу пришлось сдавать экстерном.

 Весной 1950 года началось строительство Иркутской ГЭС, в город прибыл новый начальник «Ангарагэсстроя» Андрей Ефимович Бочкин. В сентябре 1953 года Николай Салацкий получил назначение на должность первого заместителя секретаря парткома стройки (первым секретарем парткома был Алексей Петрович Шешуков).

Салацкий жил в центре города, уезжал на работу с рабочими в 6 часов утра, приезжал домой в 12 часов ночи, и так каждый день. В сентябре 1955 года обком КПСС назначил Шешукова заведующим строительного отдела обкома. Первым секретарем парткома стройки стал Салацкий.

ГЭС заработала на полную мощность в 1959 году. Постановлением обкома КПСС 140 фамилий передовиков строительства занесены на мемориальную доску на здании станции, в их числе есть фамилия Н.Ф.Салацкого.

В ноябре 1957 года Салацкий был избран первым секретарем Свердловского райкома КПСС Иркутска. В то время строились масложиркомбинат, завод сборного железобетона, хладокомбинат, учебные корпуса и общежития политехнического института, возводились жилые дома. В ноябре 1960 года ОК и ГК КПСС рекомендовали Н.Ф.Салацкого на должность первого секретаря Октябрьского (в то время Сталинского) РК КПСС.

Через два года: его избрали председателем горисполкома. На этой должности люди подолгу не задерживались. Начиная с 1945 года, председателями были А.В.Рудаков — девять с половиной лет, С.Л.Ломоносов — около трех лет, Н.С.Патров — пять с половиной лет, предшественник Салацкого Н.Ф.Томенко — около двух лет. А Николай Францевич трудился на данном посту восемнадцать лет!

Николай Францевич вспоминал: «Когда на сессии городского Совета 28 апреля 1962 года председательствующий поставил вопрос на голосование, некоторые депутаты, сидящие в первых рядах, не подняли рук, выразили мне недоверие, но большинством голосов я был избран на пост председателя».

Н.Ф.Салацкий с первого дня на новом поприще с головой окунулся в работу. Большое внимание градоначальник уделял капитальному строительству и благоустройству. При его активном участии шло строительство на бульваре Постышева, в Лисихе, Ново-Ленино, на Синюшиной горе, в Академгородке, Юбилейном, Солнечном, Приморском, Байкальском. Возведены такие объекты, как Дворец спорта, Дворец профсоюзов.

В Москве Салацкий добился согласия на то, что взлетная полоса аэропорта будет значительно увеличена, выйдя за пределы учхоза «Молодежный». Тогдашний первый секретарь Иркутского обкома КПСС Н.В.Банников вызвал Николая Францевича к себе и в резкой форме отчитал: «Кто вам дал право лезть в Москву, не согласовав вопрос с обкомом партии?» После резкого разговора с первым секретарем обкома КПСС у Николая Францевича случился мощный инфаркт. И человек, который избирался председателем горисполкома девять раз, подал заявление об уходе. Последние 13 лет своей трудовой деятельности Николай Францевич Салацкий возглавлял Иркутское отделение общества охраны памятников. За год до кончины Николая Францевича вышли в свет мемуары «О былом как было. Записки председателя горисполкома». В 1993 году этого прекрасного человека не стало.

Через восемь лет улицу Ференца Листа в Иркутске переименовали в улицу Салацкого.

Источник: Николай Алферов Салацкий Николай Францевич // Копейка,  № 50 от 21 декабря 2011 года

Салацкий любил устраивать большие совещания, на которых чувствовал себя вождём. Частенько мог накричать на подчинённого, а через пять минут уже разговаривал с человеком как ни в чём не бывало. Была установка: он руководитель и поэтому на него обижаться нельзя, работа такая. И потом, он ведь на всех кричал, любимчиков никогда не было. Так что никому и не обидно.

Салацкий воевал на передовой, в районе Курской дуги, перенёс не одно ранение, несколько раз был на волосок от смерти. Однажды товарищи даже сочли его погибшим, но он всё-таки выжил. Перенёс несколько операций в полевых госпиталях. Уже в мирное время в институте ортопедии иркутские врачи сделали ему пять операций. Однако до самой смерти он носил в теле 35 осколков и пулю, застрявшую в бедре. Врачи побоялись взяться за извлечение этих напоминаний о войне. 

– Вот пример того, как он любил произвести впечатление, – продолжает Анатолий Геевский. – Салацкий едет в район. Но едет не просто так, а подготовившись: заранее надевает на себя плохонькие ботинки, поношенный костюм. Выходя из машины, он уже не думает о том, куда шагнуть. Идёт прямо по грязи, демонстративно не обходит лужи. А вокруг него сопровождающие только и успевают через те лужи перепрыгивать. Руководитель района потом в восторге: «Представляете себе, Салацкий-то идёт, даже под ноги не смотрит, не боится костюмчик испачкать». 

А я знаю, что, приехав в город, он первым делом с себя грязную одежду снимет и в чистое переоденется. Всё-таки неприлично первому лицу города в грязном костюме ходить.

Таких случаев Анатолий Афанасьевич знает массу. Всё-таки недаром проработал с Салацким 13 лет. Семь из них был председателем Свердловского райисполкома, а потом перешёл на должность заместителя первого секретаря горкома. 

– Когда у Николая Францевича был пятидесятилетний юбилей, он пригласил всех председателей с жёнами в гости, и мне посчастливилось побывать у него дома, – вступает в разговор супруга Анатолия Геевского Идея Степановна. – С женой и тремя детьми они жили в небольшом одноэтажном домике в районе ГЭС. Меня поразило, что дом просто блистал идеальной чистотой. Помню, он всё рассказывал, как ехал по городу и вдруг увидел водителя молоковоза, выливающего ведро воды в бочку с молоком. Раньше ведь молоко по магазинам развозили в специальных бочках. Всем было известно, что Салацкий встаёт в шесть утра и совершает объезд по городу – выискивает непорядки. Запросто мог увидеть и не такие безобразия. 

– За чистоту в городе просто болел, – продолжает Анатолий Геевский. – Как проедет по моему району, обязательно звонит: «Анатолий Афанасьевич! Вы там вообще были, на такой-то улице? Неправда, вы там не были, там грязь. Немедленно убирайте». 

В 1960-х годах, когда он начинал работать мэром, в Иркутске было очень много заборов. Город такой старинный, купеческий, весь деревянный, и у каждого забора какие-то свалки, мусорки. Представьте себе, «Востсибуголь» был весь обнесён огромнейшим забором. Руководил предприятием тогда Герой Социалистического Труда Маркелов. Салацкий один раз к нему обратился: ломай забор. Не реагирует. Тогда он второй раз насел, опять безрезультатно. В общем, это и неудивительно: Герою Труда, начальнику такой мощной структуры и мэр не указ. Третий раз Николай Францевич просить не стал, а зарядил бригаду на работу. Герой Соцтруда в обком побежал искать управу на несговорчивого мэра. В общем, получился скандал, за который можно было и по шапке схлопотать. Но Салацкий как-то выкрутился и пошёл ломать заборы по всему городу. С тех пор у него прозвище появилось – Забороломацкий. 

– Всех работать заставлял, а сам работал больше всех, – рассказывает Анатолий Геевский. – Например, совещание с руководителями города любил устраивать часов в семь вечера. Летом, как только народ засобирается на рыбалку, на шашлыки, он обязательно назначает совещания на вечер пятницы. Пока совещание закончится, уже поздно, никуда не поедешь. Раньше восьми часов я домой никогда не возвращался. Да ещё и в субботу что-нибудь придумает. Например, назначит совещание на три часа. Народу много соберётся, пока все выступят, дело уже к вечеру. Наконец, закончим, и Салацкий говорит: «Хорошо поработали. Ну а теперь отдыхайте, суббота ведь». Правда, воскресенье не трогал, это и в самом деле выходной был. Для всех, только не для него. Сам-то он частенько и по воскресеньям в горкоме пропадал. 

– «Нам город бросать нельзя никогда» – это была любимая присказка Салацкого.

Многое сделал в городе Салацкий, особенно большой прорыв был совершён в жилищном строительстве. Ударными темпами сносили бараки, которые когда-то соорудили для строителей ГЭС. На их месте возводили новое, благоустроенное жильё. Вырастали целые районы – Юбилейный, Приморский, Синюшина гора, Ново-Ленино, Академгородок. За годы его руководства построено 36 новых школ и 95 детсадов, Дворец спорта, Дом быта и множество других знаковых объектов, заложен музей «Тальцы». Одним из самых больших достижений было строительство ТЭЦ. До этого город отапливался десятками маленьких котельных, которые щедро сыпали на головы иркутян сажу и выпускали в воздух клубы чёрного дыма. 

Долго биться городскому руководству пришлось за Иннокентьевский мост. Салацкий всё просил и просил у Москвы, доказывал, что Иркутску нужен ещё один мост. Но другим городам тоже нужны были мосты, и до нас очередь всё не доходила. Наконец в Иркутск приехал председатель президиума Верховного Совета РСФСР Михаил Яснов. С его приездом связывали большие надежды, в том числе хотели «выбить» мост. В драмтеатре устроили торжественный приём, на который собрался весь цвет города. Слово взял Салацкий. Сначала он говорил приличествующие случаю слова, но в итоге увлёкся по своему обыкновению, и его «понесло». «А знаете, Михаил Алексе-евич хорошо к нам относится, да, да, – доверительно поделился с залом Николай Францевич. – Он вообще хороший человек». Ну уж потом обком Салацкому показал «хорошего человека»! Но мост мы всё-таки выбили в тот раз. 

После ухода с поста градоначальника Салацкий ещё долгие годы возглавлял городское отделение ВООПИК. Работа его и здесь была плодотворной. В те годы отреставрировали Спасский, Преображенский и Богоявленский храмы, поставили ледокол «Ангара», воссоздали памятник Щапову, начали восстанавливать храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

Источник: Елена Трифонова Город Николая Салацкого // Восточно-Сибирская правда, 15 апреля 2014 года

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хрестоматия | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Хрестоматии | Иркипедия | Иркутск