Новости

Экспедиции по рекам Иркутской губернии XIX-XX вв

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Цесаревич на пароходе «Св. Николай». 1891 г. Фото П.А. Милевского
Цесаревич на пароходе «Св. Николай». 1891 г. Фото П.А. Милевского
А.М. Сибиряков. Фото 1880-х годов
А.М. Сибиряков. Фото 1880-х годов

Известно, что продвижение русских на Восток осуществлялось в основном по рекам. Но изучение Сибирских рек всегда проблемно, так как они текут с Юга на Север. Это затрудняло продвижение экспедиционных команд. Первыми были заинтересованы в экспедициях по рекам купцы. 

В 1809 году был учреждён 10-й округ путей сообщения, перед которым была поставлена поистине грандиозная задача – создать проекты водного пути, соединяющего Сибирь с Центральной Россией. Однако, по многим причинам о проекте забыли. Министерство путей сообщения положило эту идею в долгий ящик.

В 1873 году купцы – енисейский Фунтусов и иркутский Сибиряков – на свои средства провели изыскания на Обь-Енисейском водоразделе. В следующем году вторая экспедиция Фунтусова прошла по разведанному пути: по Кети (приток Оби), по рекам Озёрной, Ломоватой, Язевой, по Большому озеру, Малому и Большому Каму на Енисей всего за 10 суток.

В 1875 году Министерство путей сообщения откомандировало в Сибирь две рекогносцированных партии: одну на Обь-Енисейский водораздел, возглавлял её капитан-лейтенант Сидененер, другую под руководством барона Аминова – для осмотра порожистой части Ангары. Экспедиция Аминова выявила, что работы на Ангаре обойдутся казне в 1,5 миллиона рублей. Начавшееся строительство канала не дало замолчать вопрос об устройстве пароходства по порожистой части Ангары. К осуществлению этого грандиозного проекта подключился предприимчивый Александр Сибиряков.

Сибиряков нанял на службу капитана Калистратова – «русского американца» из Ситхи. Перед ним Сибиряков поставил задачу определить судоходные возможности Ангары. В 1881 году Калистратов обследовал пороги и шиверы Ангары, делая промеры глубин, определяя скорость течения и изучая направления фарватера, по-местному «жерла». Руководствовался он результатами экспедиции Аминова и скудными сведениями, полученными от местных лоцманов. На каждом пороге были лоцманы из окрестных крестьян, которые свой порог знали в совершенстве. 

В 1882 году Калистратов на трех паузках спустился из Иркутска до Енисейска за 18 суток, благополучно преодолев все пороги, на практике проверяя результаты своих исследований. В Братске он взял на борт двух лоцманов для прохождения Похмельного, Пьяного и Падунского порогов.

В следующем году было решено пройти все пороги на паровом судне. Катер по заказу Сибирякова построили на Николаевском заводе (в 30 км от Братска). Он имел длину 16,7 метра, ширину 2,5 метра, мощность 10 номинальных л.с., осадку около метра. Плавание по Ангаре прошло успешно и вызвало эйфорию у местных жителей. Катер Сибирякова 11 июня проплыл по ангарским порогам: Похмельному, Пьяному и Падунскому. Однако, ни Калистратов, ни кто-либо другой не преодолели Падун на пароходе против течения.

Сибиряков возбудил ходатайство о выдаче ему привилегии на устройство туерного судоходства (через цепь, проложенную по дну) по реке Ангаре. Такая привилегия была выдана 17 августа 1885 года на пять лет с обязательством проложить в порогах цепи. 24 июня 1887 года пароход, названный «Св. Николай», спустили на воду. Это было довольно крупное судно длиной 58 метров. Плоскодонный корпус изготовили из лучшего уральского мягкого железа (при ударе о камни корпус получал вмятину, но не пробивался). Пароход был оборудован туерной лебёдкой. Мощность судна – 140 номинальных лошадиных сил. В 1888 году Сибиряков предпринял первую попытку пройти до устья Илима. Вышел он со своей флотилией: «Св. Николай», «Илим», три баржи, гружённые хлебом для Ленских золотых приисков. К сожалению, эта навигация оказалась неудачной, получилось дойти только до Мурского порога.

3 октября 1888 года в Русском географическом обществе в присутствии генерал-губернатора графа Игнатьева некто Левотов сделал доклад о ходе экспедиции. В 1889 году А.М. Сибиряков продолжил наступление на Ангару. Навигация этого года была более удачной. Оба туера прошли до устья Илима (877 вёрст), преодолев Стрелковский, Мурский и Аплинский пороги и доставив на двух баржах 20000 пудов хлеба. Плавание продолжалось 60 суток. К сожалению, работы на Обь-Енисейском канале слишком затянулись, обещанного транзитного груза с Оби на Ангару и Байкал не было, и пароходы-туера плавали практически пустыми. 

Ангарой занялось Министерство путей сообщений, управляющим Ангарским казённым пароходством был назначен инженер путей сообщения Чернцов. В 1900 году Ангарское казённое пароходство было ликвидировано. Суда Енисейского пароходства доходили, и то не всегда, до Кежмы, а далее до Усть-Илимска Ангара стала считаться условно судоходной. Но опыт первых преобразователей реки понадобился во время строительства Усть-Илимской ГЭС. 

Источник

  1. Виктор Вертянкин Через пороги Ангары "Губерния": газета - 08 апреля 2014

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хрестоматия | Автор(ы): Вертянкин Виктор | Источник(и): Губерния, газета | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутская область | Хрестоматии | Библиотека по теме "Экономика"