В далеком сибирском селе Биликтуй отпраздновали годовщину героической гибели "Варяга" и "Корейца"
9 февраля 2004 года исполнилось 100 лет с того дня, когда из корейского порта Чемульпо под андреевскими флагами вышли в рейд крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", чтобы принять неравный бой с пятнадцатью японскими кораблями. Экипажи русских кораблей насчитывали 734 человека, среди них были и уроженцы Иркутской губернии. На "Корейце" несли службу жители Биликтуя — старинного поселка под городом Усольем-Сибирским. Имена двух героев известны доподлинно. Это Алексей Андреевич Охлопков и Прокофий Данилович Симбирцев. В начале 1904 года обоим было по 28 лет. Третий до сих пор находится в забвении, известно только, что был он по национальности татарин, но родных у него не осталось и документы не сохранились.
Житель Биликтуя Дмитрий Семенович Селяндин — ветеран Второй русско-японской войны (1945 года), брал Мукден. Он застал в живых Прокофия Симбирцева, умершего в 1951 году, и много лет отдал изучению истории русского флота и увековечению памяти своих земляков. И хотя служил он в противотанковой артиллерии, моряки по достоинству оценили его исследовательскую и общественную работу. Помимо ордена Красной Звезды и медали "За победу над Японией" грудь Дмитрия Семеновича украсили медали "300 лет Российскому флоту", адмирала Н.Г.Кузнецова и почетный знак ветерана Краснознаменного Тихоокеанского флота.Благодаря стараниям Селяндина в 1989 году на здании сельской библиотеки в Биликтуе появилась мемориальная доска с именами матросов с "Корейца", а в школьном музее — экспозиция об их подвиге, и каждый год на годовщину морского сражения и на День Военно-морского флота в село приезжают моряки из Иркутска, Усолья, Черемхово, Ангарска, Владивостока, и даже из Москвы.
В этот год на празднование юбилея в Биликтуй прибыла особенно представительная делегация военных моряков. Приехали балтийцы, черноморцы, представители Северного флота, Каспийской, Амурской и Волжской флотилий. Среди них были убеленные сединами юнги, матросы, штурманы и капитаны, служившие в Военно-морском флоте СССР во время войны с фашистской Германией и милитаристской Японией. Встреча ветеранов началась с воспоминаний о легендарной битве крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" с японской эскадрой в далеком 1904 году.
За два дня до знаменитого морского сражения группа японского флота под командованием контр-адмирала Уриу приблизилась к нейтральному корейскому порту Чемульпо. Задачей японцев было высадить десант в порту и уничтожить находящиеся на рейде русские корабли. В состав эскадры адмирала Уриу входило пять крейсеров и восемь миноносцев, три транспорта с десантом, к которым скрытно присоединился еще один японский крейсер, стоявший до этого на рейде Чемульпо.
В Чемульпо несли службу русские боевые корабли — крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец". "Кореец" выполнял роль курьера, отвечавшего за сообщение "Варяга" и русской дипломатической миссии с Порт-Артурской эскадрой. Наши моряки находились в полном неведении о разрыве отношений Японии с русским правительством и начале военных действий.
26 января 1904 года "Кореец" был отправлен с документами русской миссии в Порт-Артур. На выходе из порта путь канонерке преградила японская эскадра. "Кореец" попытался прорваться в открытое море, но был обстрелян японскими миноносцами. Выпустив два снаряда по японским кораблям, "Кореец" вынужден был вернуться обратно в порт и стать за кормой "Варяга".
Вслед за "Корейцем" на рейд Чемульпо ворвалась японская эскадра и, несмотря на присутствие иностранных военных кораблей, начала высадку десанта. 27 января 1904 года командиру "Варяга" Всеволоду Рудневу была передана нота от контр-адмирала Уриу с требованием покинуть порт. В противном случае японцы намеривались уничтожить русские корабли.
На предъявленный ультиматум Руднев заявил:
— Сделаю попытку прорваться и приму бой, но сдаваться никогда не буду, также и сражаться на нейтральном рейде.
27 января 1904 года около 11 часов утра команда крейсера "Варяг" была вызвана наверх, и капитан 1-го ранга Руднев обратился к ней: "Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать. Пойдем смело в бой".
На канонерской лодке "Кореец" ее командир, капитан 2-го ранга Григорий Беляев, поставил команду во фронт, поздравил с началом войны и предстоящим вступлением в первый бой. Громогласное "ура" гремело на обоих кораблях.
После 11 часов "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря. Когда они проходили по внутреннему рейду, корабельные оркестры играли "Боже, царя храни!", а моряки с иностранных кораблей приветствовали героев, шедших на верную смерть. "Кореец" шел в кильватер "Варяга" и держался от него на расстоянии двух кабельтовых. За островом Иодольми наши корабли уже поджидала японская эскадра.
Как только "Варяг" появился в зоне видимости неприятеля, на фок-мачте флагмана японской эскадры крейсера "Нанивы" взвился сигнал: "Предлагаю вам капитуляцию на почетных условиях". Русские корабли никак не отреагировали на предложение японского адмирала и продолжали двигаться своим курсом. На "Варяге" взвились узкие полотнища боевых флагов. В 11 часов 45 минут крейсер "Асама" произвел первый выстрел. Затем заговорили пушки всей эскадры."Варяг" открыл ответный огонь бронебойными снарядами по головному неприятельскому крейсеру. "Асама" пошел на пересечение курса прорывающегося "Варяга". Одним из первых японских залпов был сорван верхний мостик у основания фок-мачты "Варяга". Погиб персонал первой дальномерной станции крейсера во главе со своим офицером — младшим штурманом мичманом А.М.Ниродом. "Варяг" в это время вел интенсивный огонь по наиболее сильному из противников — крейсеру "Асама". Остальные корабли японской эскадры благодаря этому могли практически безнаказанно расстреливать русский крейсер.
При переходе острова Идольми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходили все рулевые приводы "Варяга". Одновременно осколками другого снаряда был контужен и ранен в голову стоявший у боевой рубки капитан 1-го ранга Руднев, убиты наповал стоявшие рядом с ним члены команды. Этим же снарядом были подбиты еше два мелких орудия, а из их расчета убиты четверо и ранен один человек.
Когда ординарец доложил Рудневу, что среди команды пронесся слух, будто командир убит, Руднев как был — без фуражки, в запачканном кровью мундире — выбежал на палубу и крикнул: "Братцы, я жив! Целься верней!" Призыв воодушевил команду.
Огонь "Варяга" по "Асаме" стал более результативным. Неприятельский крейсер дважды вынужден был покидать строй для исправления повреждений и тушения пожаров. "Кореец" в это время вел бой против "Такачихо", представлявшего для канонерки наиболее удобную мишень. Неприятельские крейсеры смогли добиться только одного осколочного попадания в "Корейца". Они были скованы "Варягом".
В это время крейсер получает наиболее опасные пробоины. В котельное и машинное отделения начинает поступать вода. На сложном Идольминском фарватере "Варяг" едва не угодил на мель. Тогда Руднев принимает решение вернуться на рейд и повторить попытку прорыва после ремонта. "Кореец" прикрывает поворот, успевает отразить торпедную атаку японцев и продолжает отстреливаться. В этот момент ему удается обратить в бегство крейсер "Такачихо".
Когда "Варяг" стал возвращаться на рейд, канонерка следовала за ним и прикрывала огнем из двух орудий. При подходе русских кораблей к якорной стоянке японцы прекратили стрельбу, так как их огонь мог быть опасен для иностранных судов, стоявших на рейде. Сражение, длившееся около часа, завершилось.
От иностранных наблюдателей доподлинно известно, что в результате сражения был серьезно поврежден крейсер "Асама". Крейсер "Нанива" после сражения не вошел в Чемульпо и оставался некоторое время с приспущенными флагами, там занимались похоронами и обрядом поминовения убитых. Крейсер "Такачихо" был также очень серьезно поврежден.Когда стало ясно, что "Варяг" невозможно отремонтировать собственными силами и продолжать бой, капитан Руднев решил уничтожить корабли. В четыре часа пополудни "Кореец" ушел на фарватер погибать. Капитан Беляев сам заложил взрывчатку и, подпалив бикфордов шнур, сошел на катер. В момент гибели "Корейца" "Варяг" открыл кинстоны на месте своей стоянки.9 февраля (по старому стилю 27 января) в 18 часов 10 минут "Варяг" скрылся под водой.
В рапорте императору Николаю II Всеволод Руднев, сообщая о сражении в Чемульпо, указал, что на "Варяге" убиты мичман, 33 матроса и много раненных. На "Корейце" потерь нет.
Дальнейшая судьба "Варяга" сложилась печально. Японцы подняли со дна непокорный крейсер и в 1907 году уже под другим именем, но с сохранившейся именной планкой "Варяг" в кормовой части крейсера он вышел в море в качестве учебного судна японского флота. В 1916 году "Варяг" был выкуплен у Японии и прибыл во Владивосток. Затем крейсер служил флагманом флотилии Северно-Ледовитого океана. В феврале 1917 года "Варяг" прибыл для ремонта в Англию. После Октябрьской революции англичане продали легендарный крейсер на слом частной фирме. Во время буксировки к месту разделки "Варяг" сел на камни недалеко от побережья Лендалфута. Его попытались снять, но безрезультатно. Останки корабля находились там до 1925 года, пока осенние шторма окончательно не похоронили их на морском дне.
Ветераны-моряки не только вспомнили прошлое. Многие из них с горечью говорили о том, как сейчас некоторые деятели пытаются переписать славные страницы нашей истории. Для примера приводили публикации о бое "Варяга" и "Корейца", в большом количестве появившиеся незадолго до празднования юбилея в центральных средствах массовой информации. Действительно, авторы этих статей в поиске сенсаций открыли невероятные факты. Во-первых, русские моряки бездарно проиграли бой в порту Чемульпо, во-вторых, команды, отданные капитаном Рудневым, признали правильным только с формальной точки зрения, и вообще договорились до того, что ни "Варяг" ни "Кореец" не сделали ни одного меткого выстрела в этом сражении.
Отповедь фальсификаторам истории дал Виктор Веретянкин, проходивший службу в 1970 году на современном гвардейском крейсере "Варяг" в качестве рулевого и досконально изучивший ход морского сражения, происходившего 100 лет назад в Желтом море. Он привел многочисленные свидетельства нейтральной стороны — иностранных наблюдателей, которые зафиксировали потери японской эскадры. К тому же зачитал отрывок из показания самого контр-адмирала Уриу, собственной рукой написавшего в рапорте главнокомандующему: "Неприятель оборонялся храбро, но, не в силах более сносить наш огонь, отвернул на обратный курс и отступил. Я приказал преследовать и отправил в погоню крейсеры "Асама" и "Чиода". "Чиода", однако, вскоре прекратил погоню за недостатком скорости. Затем вернулся к эскадре и "Асама".
— Из слов японского адмирала следует только один вывод, — добавил Виктор Васильевич.
— Оба преследователя пострадали в бою не менее "Варяга". Иначе бы они смогли легко догнать и добить истерзанный крейсер. Значит, был бой, были попадания, был подвиг.В завершение спора моряки, ученики Биликтуйской школы, учителя и гости под звуки аккрдеона хором запели: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Так же дружно участники встречи исполняли и другие известные песни из морского репертуара. Они окружили аккордеониста, моряка Юрия Кармадонова, и с воодушевлением поддерживали запевал — главного старшину Резанцева и главного старшину Вертянкина.
Традиция проводить встречи военных моряков каждый год 9 февраля пришлась по душе жителям Биликтуя. Они серьезно подготовились к торжествам и прибывших ветеранов-моряков встречали с истинно русским радушием. В актовом зале школы буквально негде было яблоку упасть, пришли стар и млад. Школьная самодеятельность закатила концерт, чем вызвала у ветеранов настоящий восторг.
Иркутянин Александр Прокопьевич Селезнев, за плечами у которого 54 года службы в Военно-морском флоте СССР, выразил общее мнение своих товарищей:— Совсем недавно на Краснознаменном Тихоокенском флоте приступил к боевому дежурству малый противолодочный корабль "Кореец". Наш совет ветеранов сделает все возможное, чтобы установить адрес войсковой части, к которой приписан новый корабль. Мы свяжемся с его командиром и сообщим, что в далеком сибирском селе Биликтуй существует единственный музей, посвященный памяти его героического предшественника. Хорошо, если на современном катере "Кореец" будет проходить службу кто-нибудь из парней вашего села.После концерта каждый из ветеранов выходил перед народом, представлялся и коротко рассказывал свою биографии. У гостей была нелегкая судьба, но они не жаловались, а считали за честь, что посвятили свою жизнь Военно-морскому флоту, и говорили о том, что с гордостью носят форму российского моряка.
И вот наступил кульминационный момент юбилейного торжества. Участники встречи выстроились в колонну, впереди — два знаменосца с Андреевскими флагами. Ветераны-моряки и жители села прошествовали по центральным улицам до здания сельской библиотеки, на стене которой прикреплена мемориальная доска с именами матросов с "Корейца". У этого памятного места смолкла музыка, стихли голоса. Была объявлена минута молчания. Ораторы сказали добрые слова об Алексее Охлопкове и Прокофии Симбирцеве — участниках морского боя в порту Чемульпо сто лет назад, а потом возложили венок.Особенно эмоциональным было выступление Дмитрия Селяндина, без которого эта встреча и торжество вряд ли состоялись бы. Он вспомнил, как молодым в 1947 году вернулся в родной Биликтуй после демобилизации и встретился на околице с Прокофием Симбирцевым. Старый моряк тогда с горечью спросил: "Неужели подвиг "Варяга" и "Корейца" забудут?"
Этот момент стал отправной точкой для Дмитрия Селяндина в изучении истории русского флота и увековечению памяти своих земляков.
Рассказал Дмитрий Семенович и о том, что он до сих пор ведет обширную переписку с историками флота, капитанами и адмиралами, ищет сведения о тех участниках морских сражений, которые родились и жили в Иркутской области. Ведь среди наших земляков были ветераны не только Чемульпо, но и Цусимы — моряки с российских кораблей "Рюрик" и "Забияка". Это уроженец Черемховского района — "кореец" Григорий Жернаков, житель Новожилкино — "рюриковец" Лука Шаламов и другие сибиряки. В архиве Дмитрия Семеновича немало уникальных документов и фотографий начала прошлого столетия. О самом же краеведе-фронтовике нужно писать отдельный материал. Пока же сообщим, что на будущий год ему исполнится 80 лет, а три месяца назад он сыграл золотую свадьбу со своей супругой Любовью Кузьминичной.Как полагается, после возложения венка ветеранов-моряков пригласили за праздничные столы. Первый тост подняли за героев-моряков легендарного сражения, следующие — во славу Российского флота. А потом заиграли аккордеон и русская гармонь. Песен ветераны знали много и поэтому пели долго. И не только пели, а даже отплясывали под легендарное "Яблочко". На следующий год они соберутся опять на очередную годовщину боя в Желтом море, и Биликтуй будет встречать их как долгожданных гостей.
Крейсер 1-го ранга "Варяг" был построен в США по заказу России. Заложен в 1898 году, спущен на воду в 1899-м, вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение — 6500 тонн, мощность — 20 000 тонн, скорость хода — 23 узла. Длина — 127,9 метра, ширина 15 метров. Бронирование: палуба 38— 75 миллиметров, рубка 75 миллиметров. Вооружение: 2 — 203 мм, 12 — 152 мм, 12 — 75 мм, 8 — 47 мм, 2 — 37-миллиметровые пушки, 2 десантные пушки, 2 пулемета, шесть торпедных аппаратов.После боя с японской эскадрой 9 февряля 1904 года затоплен на рейде Чемульпо. После Русско-японской войны поднят и зачислен в списки японского флота под названием "Сойя". В 1916 году выкуплен у Японии и под прежним названием включен в списки русского флота. После революции захвачен англичанами и погиб при буксировке во время шторма в Ирландском море.
Канонерская лодка "Кореец" вступила в строй в 1888 году и была направлена на Дальний Восток. С тех пор не покидала тихоокеанских вод. В 1900 году канонерка участвовала в военном конфликте с Китаем и отличилась при бомбардировке фортов крепости Таку на реке Байхэ. К началу Русско-японской войны в 1904 году "Кореец" имел сплоченный экипаж, возглавляемый опытным командиром — капитаном 2-го ранга Г.П.Беляевым.
Водоизмещение — 1300 тонн, длина — 66 метров, ширина — 10 метров, скорость хода — 13 узлов. Вооружение 2 — 203 мм, 1 — 152 мм, 4 — 107 мм, 6 — 37-миллиметровые пушки, один торпедный аппарат. Экипаж: 12 офицеров, 25 унтер-офицеров и 137 матросов.После боя с японской эскадрой 9 февраля 1904 года лодка взорвана собственной командой.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей