Новости

Мугунский, угольный разрез

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Экскаватор ЭШ-40/100 — единственный в России по своим параметрам — в июне начал работать на угольном разрезе "Мугунский" (Сибирская угольная энергетическая компания), расположенном в Тулунском районе. Как рассказал директор разреза Виктор Демещик, монтаж экскаватора произведен по программе увеличения мощности предприятия с 4 млн до 6 млн тонн угля в год. Теперь угольщики готовятся к увеличению добычи до 10 млн тонн — это должно произойти к 2007 году.

Тулунская жемчужина

"Мугунский" разрез расположен в 40 километрах от Тулуна, рядом — шахтерский поселок Алгатуй, выросший вместе с угольным предприятием. Алгатуй, честно говоря, вызывает удивление у всех, кто сюда приезжает: вместо ожидаемых деревянных домишек, типичных для сел и поселков, с черными от угольной пыли и сажи крышами и стенами, предстают целые улицы красивых кирпичных двухэтажных коттеджей и пятиэтажек с ухоженными двориками. Во многом это объясняется тем, что разрез — предприятие молодое и перспективное, поселок для его работников строили так, чтобы людям жить было комфортно.В августе разрезу исполнится 14 лет. За эти годы он стал крупнейшим угледобывающим предприятием Приангарья. Запасы угля составляют 1 млрд 800 млн тонн, при сегодняшней мощности в 6 млн тонн их хватит на 300 лет. Толщина угольных пластов — от 3 до 15 метров. Топливо отменного качества, оно расходится по котельным и ТЭЦ всей области. Директор "Мугунского" Виктор Демещик, работающий здесь с самого основания и являющийся первым жителем Алгатуя, рассказывает, что в конце 80-х на этом месте было непроходимое болото, каждый шаг при строительстве разреза давался с огромным трудом.Несмотря на уже достигнутый размах, сейчас разрез развивается вовсю. Для увеличения мощности предприятия сюда доставляется новая техника. Один шагающий экскаватор — ЭШ-40/100 — уже приступил к работе, еще два — ЭШ-20/90 и ЭШ-40/80 — находятся в процессе перевозки с другого предприятия и монтажа, они выйдут в забой в следующем году.

Первый и единственный

ЭШ-40/100 является гордостью не только "Мугунского", но и всей угольной отрасли Приангарья. Это уникальный экскаватор, его заводской номер — 1, и пока он не только первый, но и единственный. Объем ковша 40 кубометров, длина стрелы 100 метров, суточная производительность до 30 тысяч тонн. Он один заменяет три экскаватора класса 10/70. Неспециалисту эти цифры мало о чем говорят. Чтобы понять, насколько огромная и мощная эта машина, нужно увидеть ее. Что и предложили журналисту "СМ Номер один".На въезде в забой, где работает чудо-техника, первым делом взгляд упирается в роторный экскаватор. Эта машина с одной стороны берет уголь прямо из пласта, а с другой — сразу же ссыпает его в вагоны. Шагающий же экскаватор идет впереди: он снимает слой грунта, который достигает нескольких десятков метров в толщину. Виктор Николаевич рассказывает, что именно благодаря параметрам ЭШ-40/100 удается работать по классической схеме, без транспортной вскрыши. На других разрезах Приангарья грунт грузится на машины или железнодорожные вагоны и отвозится в сторону от забоя. А это означает удорожание угля и снижение производительности. Новый экскаватор сразу же увеличил производительность на 56%. Вместе с производительностью труда растет и зарплата. Сейчас средний заработок на "Мугунском" около 8 тыс. рублей, ожидается, что в дальнейшем эта сумма увеличится до 12—15 тыс. рублей. Выигрывает от этого и Тулунский район, бюджет которого в основном формируется за счет налоговых отчислений разреза.Экскаватор, издалека кажущийся просто коробкой со стрелой, на конце которой крепится ковш, вблизи оказывается махиной величиной с 10-этажный дом. Его высота по стреле 56 метров, кузов высотой 28 метров. В его ковше несколько людей просто теряются. Каждое звено цепи, на которой он висит, с огромную дыню, тросы и кабели толщиной с кулак здоровенного мужика. В общем, как говорит Хрюн с НТВ, внушает. Внутри экскаватора — целый завод или по крайней мере цех. А находиться здесь во время работы машины — занятие не для слабаков, по крайней мере мне было очень даже не по себе: адский шум и все вибрирует, одновременно задействовано 120 электродвигателей. Кстати, этот экскаватор потребляет в три раза больше энергии, чем весь поселок Алгатуй с его почти двумя тысячами жителей.Зато в кабине машиниста тишина и солнце, которое заливает помещение через одну из стен, полностью стеклянную (это позволяет хорошо видеть все происходящее на земле). На других стенах — обилие разнообразных кнопок. Управляет экскаватором один человек с помощью двух джойстиков. Процесс этот напоминает игру на детской компьютерной приставке. Но такая простота только кажущаяся. Работа машиниста недаром является самой престижной у угольщиков, она требует хорошей подготовки, опыта и внимания. Зазеваешься — и ошибка может обернуться бо-о-ольшой неприятностью. А в целом экипаж одной смены состоит из семи человек: машинист, помощники, электромеханики, слесаря.Уникальность экскаватора не только в его параметрах: он начинен сложнейшей электроникой. При его изготовлении применены новейшие технологии по диагностике, компьютерному управлению, серьезно продуманы вопросы безопасности, пожаротушения. Тулунская земля вообще служит неким полигонов для испытаний новой угледобывающей техники. И тулунские угольщики, с их опытом и профессионализмом, блестяще справляются с любой техникой.

Как это непросто — двигаться вперед

Собирали экскаватор на монтажной площадке, после чего он своим ходом шел к забою. Представить, как эта махина весом почти 4 тысячи тонн может сама передвигаться, невозможно. Кстати, еще в процессе ее сборки заезжие иностранные специалисты очень сомневались, что такое количество металла вообще сможет двигаться. Но движется, да еще как! Выглядит это таким образом: экскаватор, стоящий на круглом основании (на котором крутится во время работы), вытягивает по бокам "лапки" (насколько они огромные, можете представить по описанию самой машины) и, опираясь на них, передвигается вперед. Один шаг равняется двум метрам, скорость передвижения — 60 метров в час. Всего, учитывая шагание в процессе работы, машина прошла 4 км.По пути к забою вскрылся заводской брак: сломался один из цилиндров. По настоянию СУЭКа производителю, Уралмашу, пришлось срочно исправлять его. Это обернулось затягиванием начала работы экскаватора. А сейчас директору разреза Виктору Демещику постоянно приходится решать проблемы с поставщиками тросов: рассчитанные на месяц работы, они рвутся уже через несколько дней. В результате из-за чужих небрежностей страдают угольщики.Появление нового экскаватора, да еще такого мощного, тоже явление в последние 8—10 лет для всей Сибири уникальное. Слишком уж дорогое это удовольствие. ЭШ-40/100 стоит более 400 млн рублей. А СУЭК вкладывает деньги не только в приобретение техники, но и в другие проекты. Как экономические — направленные на увеличение добычи угля и повышение эффективности работы, так и социальные. В частности, в том же Алгатуе недавно была построена шикарная школа, сейчас возводится бассейн, ведутся проектные работы по строительству объектов жизнеобеспечения поселка. Угольщики содержат спорткомплекс, где занимается весь поселок от мала до велика. А детская хоккейная команда "Муромец" из Алгатуя три года подряд становилась призером Иркутской области и даже участвовала во всероссийских соревнованиях.Вслед за техникой на "Мугунском" появляются и новые работники — они переходят с расположенного рядом "Тулунского" разреза, запасы угля на котором уже дорабатываются. Если сейчас на Мугуне работают 937 человек, то в ближайшее время — при увеличении мощности предприятия — к ним присоединятся еще 400 человек. Движение вперед дается непросто, но зато приносит не только экономические результаты, но и личное удовлетворение работникам "Мугунского": они имеют все основания гордиться своим предприятием. Алгатуй, что в переводе с бурятского означает "крепкий хозяин", полностью оправдывает свое название — хозяин здесь настоящий!

Фото Олега Столярова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Боброва Александра | Оригинальное название материала: Мугунский размер | Источник(и): Иркипедия | Газета "СМ Номер один", № 28 от 15 июля | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Тулун | Тулунский район | Библиотека по теме "Экономика" | Публикации Иркипедии