Ближне-средний магистральный самолет МС-21 - семейство самолетов для грузопассажирским перевозок на ближних и средних внутренних и международных авиалиниях. Самолеты МС-21 предназначены для замены устаревших Як-42, Ту-154Б/М и их западных аналогов. Над разработкой МС-21 работает Инженерный центр корпорации "Иркут". Контракты на поставку этих самолетов уже заключили российские и зарубежные корпорации. Первый МС-21 должен подняться в небо уже в 2016 году.
Общие сведения
Создание пассажирского самолета нового поколения МС-21 предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на период до 2015 года» и является основным перспективным проектом авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. Головной разработчик МС-21 – ОАО «Корпорация «Иркут», входящее в состав «Объединенной авиастроительной корпорации».
Ведущие конструкторские бюро России объединились для создания авиалайнера 21 века с высокими летно-техническими характеристиками и конкурентными экономическими показателями. Разработкой новой машины заняты Инженерный центр «Корпорации «Иркут», сформированный на базе ОКБ им. А.С. Яковлева», ТАНТК им. Бериева, конструкторское бюро «ИАЗ» и компания «Сухой».
Разрабатываются три унифицированные модели: МС-21-300, МС-21-200, МС-21-400.
Самолеты семейства МС-21 могут эксплуатироваться в более чем 95% аэропортов класса А, Б и В на территории России и стран СНГ без снижения показателей коммерческой нагрузки и дальности.
Контрольные рубежи программы
- разработка концепции семейства МС-21 - 08.2007 г.
- техническое предложение - 08.2008 г.
- эскизный проект - 12.2009 г.
- выпуск конструкторской документации - 12.2001 г.
- постройка первого летного образца - 08.2013 г.
- первый полет - 01.2014 г.
- сертификация - 12.2015 г.
- выход производства на проектную мощность 65 машин в год - 2018 г.
Техническое совершенство
- новая аэродинамическая концепция крыла,
- перспективный высокоэкономичный двигатель,
- экологическая безопасность (уровень шума, эмиссия вредных веществ в атмосферу),
- более 40% композиционных материалов,
- перспективная авионика,
- повышенный уровень комфорта.
Пассажирский салон
- Сокращение времени оборота ВС в аэропорту.
- Свободное расхождение двух пассажиров в проходе.
- Ширина прохода позволяет свободно расходиться пассажиру и тележке.
- Широкие возможности конфигурации салона под индивидуальные требования заказчика.
- Оптимальное поперечное сечение для магистральных и low-cost (разных типов) перевозчиков.
- Современность дизайнерских решений и передовых конструкторских разработок, неповторимость салона с элементами фирменного стиля.
- Соответствие интерьера уровню мировых стандартов.
- Создание атмосферы комфорта, тепла и уюта правильно подобранным освещением и декоративно-отделочными материалами.
- Ощущение новизны в салоне - простор для фантазии и реальности.
- Максимум положительных эмоций, получаемых от полета.
- Широкий проход в салоне.
- Увеличенный объем багажных полок.
- Возможность быстрой перекомпоновки салона.
- Оптимальное размещение кресел уменьшенного веса.
- Совершенство конструкции, увеличение индивидуального пространства пассажира за счет изменения точки отклонения спинки.
- Прочность, безопасность и удобство кресел.
- Высокий уровень комфорта вне зависимости о твремени полета.
- Системы развлечения и средства связи для пассажиров.
Бытовое оборудование
- Функциональность и этичность конструкции.
- Высокая эксплуатационная стойкость материалов.
- Досягаемость и удобство работы бортпроводников, продуманный дизайн до мелочей.
- Высокая весовая отдача.
- Обеспечение заданного рациона питания.
- Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
- Модульность конструкции.
- Максимальный комфорт и удобство в использовании.
- Соответствие отделки поверхностей требованиям технической эстетики.
Кабина экипажа
- Современность эргономических и дизайнерских решений.
- Максимальный комфорт для экипажа.
- Применение многофункциональных 15" ЖК дисплеев.
- Унификация кабины экипажа для всех самолетов семейства.
- Боковая ручка управления, как оптимальное решение для fly-by-wire.
- Обеспечение посадки по категории III b.
- Возможность установки head-up дисплея.
- Комплект электронной документации EFB.
Конкурентные преимущества
- Ориентированный на клиента подход к разработке продукта - вовлечение потенциальных заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.
- Расширенные операционные возможности.
- Улучшенная аэродинамика, применение современных материалов и перспективного двигателя обеспечивают наилучшие технические характеристики среди самолетов своего класса.
- Высокая степень унификации между самолетами семейства.
- Широкие возможности комплектации салона под индивидуальные требования заказчика.
- Оптимальное поперечное сечение для разных типов перевозчиков - от чартерного и дискаунтера до регулярной авиакомпании.
- Улучшенный комфорт в пассажирском салоне.
- Сокращенное время оборота в аэропорту.
- Кооперация с ведущими мировыми поставщиками систем оборудования.
- Система послепродажного обслуживания заказчиков на уровне, реализованном ведущими авиапроизводителями.
- Удовлетворение перспективным требованиям по воздействию на окружающую среду.
- Сокращение непосредственных операционных расходов на 15% по сравнению с эксплуатирующимися в настоящее время зарубежными аналогами.