Дошкольная группа при начальном училище общества «Просвещение» была открыта в Иркутске в 1908. Размещалась в доме по улице Троицкой, принадлежавшем обществу (ныне – район стадиона «Труд»)
1 октября 1908 Иркутское общество «Просвещение» организовало дошкольную группу при своем начальном училище, которое размещалось по ул. Троицкой, в принадлежавшем обществу доме. Целью работы с детьми в этой группе было развитие органов внешних чувств, наблюдательности, самостоятельности и речи. Малыши занимались рисованием («по памяти» и иллюстративным), лепкой, раскладыванием фигур из спичек, лучин, колец и полуколец, строительством из кубиков и кирпичиков, пением простых песен, выкладывали узоры из цветных пластинок. Знакомясь с формой и цветом, воспитанники учились считать. Слух малышей развивали через пение «простых песен» и подражательные игры с пением.
Грамоте не обучались. Для развития речи ежедневно велись беседы, воспитанников учили составлять рассказы по художественным картинам и о предметах. Проводились доступные опыты. Широко применялись экскурсии в музей, на берег реки Ангары, на паровую лесопилку, в иллюзион.
Большое значение придавалось организации ручного труда. Дети делали мебель, лодочки, санки, тележки из бумаги, домики, вагоны, коробочки из спичечных коробков, корзинки из спичек и картона, плели коврики, вышивали «разноцветными шерстями» по картону.
В 1910/1911 учебном году дошкольное отделение было упразднено по ряду причин: 1) для этой группы не нашлось помещения, 2) «подготовленной учительницы для этой группы найти не удалось», 3) «опыт показал, что занятия с детьми дошкольного возраста должны быть поставлены несколько иначе, чем это происходило раньше». Так, в начале учебного года желающих поступить в группу было много: приводили детей от 4 лет. Принимали же только до 40 детей от 5 до 6 лет. Но как только родители узнавали, «что в этой группе нет грамоты, группа таяла». Оставалось человек 20, из которых постоянно посещали школу не более 10–12 человек. Кроме того, многие дети опаздывали, их приводили к 10 часам и позднее. Родители смотрели на занятия в этой группе, как на забаву. Многие ссылались на отсутствие теплой одежды, заявляя, что сначала нужно подумать о старших, а маленькие подождут. В связи с этим в холодные месяцы (декабрь – январь) посещали занятия от 6 до 9 человек. К весне группа вновь наполнялась, к маю являлись даже такие, которые почти не посещали школу, в надежде на то, что их все-таки примут в первую школьную группу.
Высказывая в 1911 мнение о необходимости открытия вновь дошкольной группы, члены Иркутского общества «Просвещение» выдвигали аргумент, что дети, прошедшие эту группу, значительно быстрее и успешнее усваивают то, что дает им школа. Рациональная же постановка деятельности дошкольной группы (или детского сада) виделась следующим образом: детский сад должен работать с 15 февраля по 15 ноября, не исключая летних месяцев, с 11 до 14 часов; быть открытым воспитательным учреждением, наподобие детской площадки, и принимать детей в возрасте от 6 до 8 лет. Кроме того, дети, «правильно посещавшие детский сад в течение 1–2 лет, должны быть приняты без экзамена в первую школьную группу». Такое учреждение, были убеждены члены общества, «могло бы дать школе очень хороший подбор учеников и многих детей предохранило бы от дурных влияний, которые особенно сильно действуют в этом впечатлительном возрасте»[1].
[1] Отчет о деятельности иркутского общества «Просвещение» за 1907–1910 гг. – Иркутск, 1911. – С. 39.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей