В структуру бурятского шаманизма входит комплекс произведений устного творчества, содержание и назначение которых связано с его представлениями и культом. Этот комплекс принято называть шаманским фольклором. В принципе часть этого вида фольклора (мифы, легенды, предания, рассказы анимистического содержания) можно считать одним из компонентов культа тем более, что в шаманизме нет священных писаний, письменно зафиксированных догматов и правил, их заменяют устные традиции, особые произведения устного творчества.
Богатое жанровое разнообразие шаманского фольклора обращало на себя внимание многих бурятоведов, однако научная его классификация до сих пор отсутствует. Тем не менее можно выделить следующие жанры: мифы, рассказы анимистического содержания, предания, легенды, генеалогии, гимны, заклинания, призывания, клятвенные тексты и найгурские песнопения.
Шаманская мифология состоит из мифов: а) о божествах высшего ранга — тэнгри (небожителях) и их сыновьях - хатах (или ханах), в том числе о мифическом прародителе бурят Буха нойоне; б) о великих эжинах гор, рек, озер, различных местностей - Байкала, Ангары, Ольхона, Лены, Иркута, Бурин хана, Саянского хребта, Кяхты, и т.д.; в) о первых шаманах и шаманках, появлении шаманизма и др.
Мифов о тэнгри, ханах и эжинах много. Они часто переплетаются с космогоническими и другими мифами. Создавались интереснейшие и весьма поэтические картины Вселенной, воспринимаемые как шаманские теории мироздания.
Рассказы анимистического содержания - существенная идеологическая часть шаманизма, не менее важная, чем мифы. Это рассказы о душе, смерти, потустороннем мире, духах рек, лесов, гор, домашнего очага, скотного двора, о кознях злых духов (дахабари, анахай, ада, муу шубуун), о нечистых местах, оборотнях, живых шаманах и шаманках. В них повествуется о событиях, имевших место в действительности или выдаваемых за действительные, им давалось часто неправильное, фантастическое объяснение. Шаманисты верили в реальность этих рассказов и свою веру связывали с совершением каких-либо обрядов. Шаманские предания повествуют о более или менее отдаленных событиях, связанных с религиозными верованиями и трактуемых как достоверные: а) о происхождении и истории шаманских родов и корней (например, о знаменитых тарасинских и хурдутских шаманских родах, о нэрьеэр или буудал утха - небесном или спустившемся корне); б) о жизни и деятельности великих шаманов; в) о так называемых горных старцах, аханутах, харамонголах и пр.; г) о лицах, по каким-то необычным обстоятельствам попавших в шаманский пантеон (например, о Хара Ажирае и его друге Харамцгай Мэргэне, хоринских двух девушках-сиротках, унгинской бабушке); д) о преследовании шаманов ламами, об изгнании их из Монголии и Забайкалья, злоключениях, прибытии их в Западную Бурятию.
Легенды рассказывают о чудесных, необыкновенных делах, приключениях и злоключениях вымышленных шаманов, шаманок, различных заянов, святых и др. Например, о шаманках Айсухан и Хайсухан, нашедших, согласно легендам, на берегу Байкала Булагата и Эхирита, о шамане Топор, сделавшем 99 мужчин шаманами и 88 женщин шаманками, о шаман-дереве, о буудалах (спустившихся с неба камнях).
Особенно много легенд посвящено шаманским чудесам, тому, как тот или иной шаман во время камлания втыкал нож в грудь или горло, облизывал докрасна раскаленное железо, опустошал посуду с молочным вином, находясь в совершенно другом месте. Границы между легендами и преданиями, включая мифы, весьма подвижны. В легендах, в отличие от преданий, повествующих о менее достоверных явлениях, много фантастического, сверхъестественного.
Генеалогии или родословные шаманов занимают в шаманском фольклоре небольшое место, но роль их была очень важна. При наличии института шаманского избранничества знание служителями культа происхождения своего рода и племени было недостаточным, нужно еще было знать непосредственную шаманскую генеалогию. Большие посвященные шаманы могли перечислить своих предков-шаманов до 9-го поколения, не говоря о том, что выводили родословия целых родов и улусов от мифического первопредка Буха нойона до здравствующего ныне поколения (до 23-25-го поколения). Заклинания – это магические формулы, посредством которых шаманисты пытались воздействовать на сверхъестественные силы, на окружающий мир, изменить его. У бурят заклинания произносились во многих случаях: перед охотой или рыбной ловлей, поездкой в город на базар или в гости в дальний улус, перед вселением в новый дом, во время свадебных и других бытовых церемоний, при обрядах возвращения в тело ушедшей души, изгнания нечистых сил из дома или юрты. Характерное в заклинаниях - выражение волевых импульсов человека и сильных желаний, исполнение которых связано с вмешательством, помощью таинственных сил. Объем заклинаний был небольшим - от двух-трех до десятков строк, обычно в стихотворной форме. Исполнялись они как шаманами, так и обычными верующими, знающими шаманскую обрядность, часто имеющими утха. Гимны представляли собой хвалебные песнопения в честь определенных богов или духов. Наиболее распространенными у бурят были гимны хозяину огня Сахяадай нойону и его жене Санхала хатун, прародителю бурят Буха нойону, воинственным Хан Шаргаю, Хара Ажираю и др. Существовали гимны божествам - покровителям кузнечного ремесла, домашних животных, некоторым онгонам и заянам. Содержание и формы гимнов были стандартны: объем их небольшой, в них без всякого вступления или зачина обращались к божеству или духу, очень кратко, но ярко воздавали хвалу, а затем испрашивали милость. В некоторых случаях гимны составляли неотъемлемую часть призываний.
Призывания - это поэтические произведения, исполнявшиеся во время коллективного или частного молебствия, от заклинаний и гимнов они отличались значительно большими размерами (до нескольких сотен стихотворных строк) и некоторыми композиционными особенностями. Призывания имели свои определенные формы, принципы и требования. Многие состояли из четырех частей: а) зачина или вступления; б) эпической части, в которой описывались жизнь и деяния соответствующих богов или духов, воздавалась хвала их силе и способностям; в) просьбы; г) восклицания "Соок!". В призываниях часто содержались: имена реально живших что-то совершивших людей; места, где происходили события, связанные с данным божеством, духом, с предками рода, улуса или шаманским корнем данного рода; описание одежды, жилища и пищи богов, духов, заянов, святых, орудий труда и вооружения, указание родовой или племенной, даже социальной принадлежности; упоминание отдельных исторических событий (например, джунгарских войн, прихода русских в Сибирь, прихода некоторых родов из Монголии во время междоусобиц).
Шаманские призывания имели своеобразные мотивы и мелодии, они пелись, исполнялись речитативом и читались как поэмы. Нередко исполнение призываний шаманом сопровождалось музыкой и ударами в бубен, бряцанием металлическими привесками на костюме, мимикой, жестами. Шаманские клятвы, имевшие стихотворную форму, произносились в торжественной обстановке, в присутствии всего рода или улуса, во время обряда посвящения в шаманы, содержание их у бурят всех групп примерно одинаково. По-видимому, однажды произнесенная клятва больше не повторялась шаманом, но она сохранялась в памяти людей, передавалась шаманским ученикам. Найгурские песнопения — это тексты религиозного содержания, исполняемые обычно хором во время найгура. Особенность найгурских песнопений состояла в том, что они посвящались очень немногим духам. Аларские найгуршины оплакивали некоего бездетного Балихая; кудинские, ольхонские и боханские найгуршины - старых и новых заянов. Содержание найгуров мрачное, это вопли, выражающие скорбь и горечь страдающего человека, просящего помощи от шаманских духов. Например, в найгуре "Хуушан заян" говорилось о трудной сиротской жизни двух хоринских девушек, об издевательствах над ними со стороны мачехи и лам, о том, как их изгнали из родной им Хори, как они бродили по белу свету, оказались в Алари и Бохане, где стали заянами - святыми мученицами.
В целом мифы и рассказы анимистического содержания выполняли функции "теоретические": они объясняли происхождение богов, обрядов, шаманизма, создавали своеобразную концепцию мироздания. Легенды, предания и генеалогии являются как бы исторической частью шаманизма; заклинания, гимны, призывания, клятвы прямым образом связаны с обрядами, их основная функция - практико-магическая.
В область шаманских интересов входил и такой вид устного народного творчества, как эпос. Некоторые из шаманов были крупными знатоками и исполнителями героических сказаний - улигеров. К числу таких относились, например, 3. Заяхапов и Л. Бардаханов, жившие до революции и продиктовавшие монголоведу Ц. Жамцарано ряд улигеров. Крупнейшие бурятские рапсоды XX в. П. Тушемилов, П. Петров, П. Ханхаев, О. Хантаев и другие, от которых записаны десятки эпических произведений, в том числе "Гэсэр", выполняли также функции шаманов, пользуясь в этом качестве не меньшей популярностью в народе, чем на поприще сказительства.
По словам С.П. Балдаева, П.П. Петров обладал феноменальной памятью. Кроме улигеров у него записаны призывания, адресованные тэнгри, западным и восточным ханам, хоринским и другим заянам. Он доводил призывания до конца, без остановок, словно читая по книге. "Он останавливался тогда, когда совершал брызгание (хаялга) или возлияние (дуhаалга). Этого требовал обряд жертвоприношения. Такого сказителя и знатока шаманства, как П.П. Петров, я нигде не встречал. Сказитель С.Н. Шанаршеев в совершенстве знал бурятское шаманство, а также быт, нравы, обряды и обычаи. Присутствуя на жертвоприношениях шаманов и шаманок, он указывал на недостатки и ошибки в обрядах, шаманы боялись его" (Балдаев. 1961. С. 32—54).
Знание и исполнение шаманами героических сказаний можно объяснить тем, что эпос считался особым жанром фольклора, имеющим божественное происхождение. Эпические произведения исполнялись в старину не только в художественно-эстетических целях, но и в религиозно-магических: для умилостивления богов или духов при стихийных и других бедствиях, во время пребывания на охоте, военных мероприятиях и т.п. (Хангалов. 1958. Т. I. С. 320; Жамцарано. 1918. С. 17; Туденов. 1958. С. 35-36). Исполнение улигера сопровождалось разными обрядами религиозного порядка, а "слова улигера считались такими же священными, как, например, слова шаманского гимна в честь того или иного божества, как слова шаманской молитвы" (Шаракшинова. 1959. С. 207).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей